Продолжаем публикации о 130-летии со дня рождения этнографа, археолога и краеведа Василия Иннокентьевича Подгорбунского (1894–1961), который начинал свой исследовательский и творческий путь в Казанском университете.
Сегодня мы расскажем о двух интересных предметах из большой коллекции Подгорбунского по традиционной культуре бурят и якутов, которая сейчас хранится в Этнографическом музее.
Познакомим вас с духами предков – онгонами. В переводе с монгольского «онгон» – «чистый», «священный», «первоначальный». Изображения онгонов делались из дерева, шерсти, меха, кожи, войлока, металла, ткани. Онгоны могли быть мужскими и женскими, родовыми и семейными, скотоводческими, кузнечными и т.д. Зачастую онгоны представляют из себя небольшие кусочки белой или тёмно-синей ткани с нарисованными фигурками человечков с круглой крупной головой и тонкими конечностями. Онгоны с женскими изображениями преимущественно изготовлялись самими женщинами, им же принадлежали и помещались на женской половине жилища.
С онгонами связаны различные обряды и запреты: их полагалось периодически «кормить», «ублажать» с помощью ритуалов и не оставлять без присмотра, они сопровождали шамана в его путешествии между мирами. Онгоны оказывали помощь роду в случае опасности, указывали дорогу, помогали добывать огонь. Они хранились в священном месте в голубой, под цвет неба, ткани.
Ещё один предмет из коллекции Подгорбунского – это чорон, национальный якутский сосуд для хранения и употребления кумыса. Чорон представляет собой деревянный кубок на одной ножке, но также бывают и на трёх. Чорон делали топором и специальными кривыми ножами, обязательно украшая ярусами из стилизованного геометрического орнамента. Чем больше ярусов, тем почётнее кубок. В особых случаях чорон инкрустировали серебром или медными сплавами.