Найти тему

К 90-ЛЕТИЮ ЗАВЕРШЕНИЯ ОПЕРАЦИИ ПО СПАСЕНИЮ ЧЕЛЮСКИНЦЕВ

В феврале 1934 года в Чукотском море был раздавлен льдами и затонул советский пароход «Челюскин». К моменту катастрофы на борту судна находилось более 100 человек: участники арктической экспедиции, экипаж и сменившиеся с вахты полярники с семьями. В прессе и общественности развернулась Челюскинская эпопея, буквально вся страна следила за ходом экспедиции, а затем за спасением челюскинцев. Центральные газеты практически ежедневно информировали о состоянии дел полярников, широкое освещение получили спасательные работы с применением авиации.

Операция по спасению челюскинцев завершилась 13 апреля 1934 года. Постановлением ЦИК Союза ССР от 20 апреля 1934 года летчикам-спасателям Ляпидевскому С. А., Молокову В. С., Каманину Н. П., Слепневу М. Т., Водопьянову М. В., Доронину И. В. первым в СССР было присвоено звание Героев Советского Союза. Остальные участники спасения челюскинцев и сами челюскинцы были награждены орденами.

Эпопея продолжалась. В 1935 году была выпущена серия марок «Челюскинцы», печатались открытки и сборники статей в честь летчиков, принимавших участие в спасении команды, в честь самих полярников именовались улицы даже спустя несколько десятилетий после окончания экспедиции «Челюскина». Так в Енисейске в 1957 году появилась улица Молокова.

В этой статье мы расскажем о героическом рейсе «Челюскина» и не менее героическом спасении участников экспедиции.

Арктическую экспедицию из Ленинграда во Владивосток возглавил начальник Главного управления Севморпути профессор О. Ю. Шмидт. Отплытие «Челюскина» назначили на 12 июля. По пути следования пароход заходил в порты Копенгагена и Мурманска. Непосредственной целью похода являлось снабжение о. Врангеля, в течение трех лет тяжелые льды не позволяли достичь острова со стороны Владивостока.

В газете «Правда» о полярной экспедиции «Челюскина» писали следующее: «Построенный в Дании пароход «Челюскин» специально предназначен для ежегодного сообщения с островом Врангеля и устьем Колымы со стороны Владивостока. В этом году мы воспользуемся Северным морским путем, пройденным в одну навигацию в 1932 г. На «Сибиряков», чтобы снабдить о. Врангеля, а затем пройти во Владивосток, где будет его постоянная база. «Челюскин» везет сборные стандарты для лома, для радиостанции, аппаратуру для нее и для обсерватории. На борту корабля находятся, среди других, 11 научных сотрудников, едущих на о. Врангеля. Мы берем с собой трехгодичный запас продовольствия для всего населения острова».

Рейс «Челюскина», кроме сбора разностороннего научного материала, должен был послужить проверкой того, возможен ли проход Северным морским путем для грузовых пароходов – не ледоколов, но, конечно, специально приспособленных.

«Челюскин» один и без посторонней помощи дошел до Берингова пролива и даже вошел в него, следовательно, прошел весь Северный морской путь. В Беринговом проливе он оказался зажат во льдах, которые затем отнесли его далеко на север и после длительного зигзагообразного дрейфа, 13 февраля, довершили свое дело, раздавив пароход.

Челюскинцы вспоминали: «На наших глазах лед вздымался высокими грядами, подвергаясь сжатию многокилометровых полей. Было ясно, что даже более сильный пароход не выдержит сжатия такой силы. Можно было только ожидать, пройдет ли линия такого сжатья через место нашего парохода или нет».

На дрейфующий лед высадилось 104 человека, они успели выгрузить с тонущего судна все необходимое и организовали лагерь, названный в честь начальника экспедиции О. Ю. Шмидта. Для спасения челюскинцев была организована правительственная комиссия, которая приняла решение о вывозе людей из ледового лагеря самолетами.

В команду летчиков-спасателей вошел и Василий Сергеевич Молоков. В момент катастрофы «Челюскина» Молоков находился на зимней линии Красноярск – Игарка – Дудинка. 21 февраля по заданию правительства он был снят с работы на линии и направлен в Арктику, где и совершил ряд полетов по спасению людей.

Из запланированных самолетов до лагеря Шмидта смогли долететь 6 самолетов. В спасательной операции принимали участие: АНТ-4 под командованием А. В. Ляпидевского, «Флитстер» летчика М. Т. Слепнева, ПС-4 летчика И. В. Доронина и группа летчиков на самолетах Р-5: Н. П. Каманин, М. В. Водопьянов, В. С. Молоков. Остальные самолеты выбыли из-за поломок на разных этапах перелета.

С 5 марта по 13 апреля с льдины были вывезены все пострадавшие. Летчик Ляпидевский совершил один рейс 5 марта и вывез 12 человек, Слепнев за один рейс вывез 5 человек, Доронин за 1 рейс – 2 человека, Водопьянов за три рейса вывез 10 человек. Каманин и Молоков с 7 по 13 апреля летали непрерывно по несколько рейсов в день. Каманин за 9 рейсов вывез 34 человека, а Молоков – 39 человек, в том числе больного начальника экспедиции О. Ю. Шмидта.

Сам Герой Советского Союза Василий Сергеевич Молоков рассказывает о своем подвиге крайне скромно:
«Ничего особенного не было… Вынужденная посадка. Пурга. Скоро ночь. Залезли в спальные мешки, а к утру над нами уже метра два снега навалило – еле выкарабкались. А пурга так запечатала все дырочки в моторе и самолете, что пришлось инструментом выковыривать.

В дни авральной работы питался только шоколадом, во время полетов не до второго и не до первого блюда было. Тяжеловато было взлетать с ледяного поля, площадка мала, самолет перегружен – кругом здоровые площадки торосов, едва вытягивал над ними…».

Однако награды достались летчикам заслуженно. Эксплуатация самолетов 1930-х гг. в условиях Крайнего Севера была чрезвычайно непростой. Условия, в которых совершались полеты, Василий Сергеевич описывал так:
«Сейчас даже трудно представить, в каких условиях мы летали. Кабины для экипажа были открытые, только впереди козырек из целлулоида. Шум мотора заглушал слова, так что переговариваться с бортмехаником, сидящим сзади, приходилось знаками или записками. Налетевшая метель залепляла козырек, приходилось смотреть сбоку через борт и тут уж снег бил прямо в лицо…».

Эпопея парохода «Челюскин» стала одной из самых ярких страниц в истории освоения Арктики. Окончательно стало ясно, что использование обычных пароходов в условиях Арктики не является оптимальным решением. В дальнейшем для освоения северных широт стали использоваться более приспособленные суда и методы, такие как ледоколы и авиация.

-2
-3

Источники:

1. Поход «Челюскина»: в 2 т. Москва: Изд. «Правды», 1934;

2. С. Морозов. Путь сквозь льды очерк истории борьбы за Великий северный морской путь: Москва: Изд. Молодая гвардия, 1934;

3. В. Филиппов. Енисейский Север. Хроники освоения Арктики. 1920–1940: Красноярск: Изд. Поликор 2019;

4. Героический поход. «Правда» о полярной экспедиции «Челюскинцев»: Издательская подшивка газет «Правда». 25 июня 1933 г. – 18 июня 1934 г. Москва: Изд. Правда и ИЗОГИЗ, 1934.