Почти ровно три года назад, 9 апреля 2021 года, я написал первую статью из моего бесконечного цикла про неисчерпаемых «Девчат» (эта уже 10-я) под названием «Девчата». Неизвестный вариант повести и что было раньше - книга или фильм?» Очень советую впервые попавшим на мой канал сначала ознакомиться с ней, чтобы мне не пришлось слишком много повторяться, пересказывая ту статью.
Очень короткая обратная хронология предыдущей статьи:
1. Фильм вышел на экраны в марте 1962 года.
2. Повесть полностью была опубликована в ноябре 1961 года.
3. Сценарий был опубликован в мае 1961 года, когда съёмки уже шли.
4. Отрывки из повести были впервые напечатаны в марте 1959 года.
На мой взгляд п.4 этой хронологии полностью закрывал вопрос, но некоторые спорщики не желали признавать публикацию отрывков из повести в журнале «Работница» полноценным доказательством. «Отрывки из повести» же, не сама повесть! С трудом представляю автора, написавшего и притащившего в редакцию только отрывки, а не полную повесть. И из-за этого, вопрос «что было раньше – книга или фильм?», плавно перешёл в другую формулировку – «Что было раньше – сценарий или книга?». Спорить за фильм смысла не было, фильм всяко вышел на экраны 3-4 месяца спустя после публикации в «Роман-газете» №22_1961. А вот сценарий был напечатан аж за полгода до «Роман-газеты», что, на первый взгляд, давало неоспоримый козырь в руки тех, кто считал, что Борис Бедный сначала написал сценарий, а потом, якобы недовольный фильмом, написал повесть, где всё переиграл по-своему.
Но не спешите делать окончательные выводы, всё не так, как на самом деле.
Итак, за прошедшие 3 года мне удалось раскопать несколько интересных подробностей этой запутанной истории. Спешу поделиться ими с вами.
1. Оказывается, первая публикация повести «Девчата» была вовсе не в «Роман-газете», а в журнале «Знамя», №7-9 за 1961 год. Пусть и в сокращённом, журнальном варианте, но не отрывки, а полностью весь сюжет. Теперь смотрим – сценарий был напечатан в мае, а повесть – в июле 1961 года. Т.е. разница по времени между ними становится исчезающее маленькой, всего 2 месяца, и делать выводы при этом, что было раньше – книга или сценарий – наверное не стоит.
К сожалению, журнала «Знамя» за этот период, мне найти пока не удалось (неправда, удалось, смотрим здесь), было бы интересно найти и в ней отличия в тексте и сюжете, как я это уже сделал, сравнивая издания разных лет «Девчат» в статьях «Девчата». Неизвестный вариант повести и что было раньше - книга или фильм», «Девчата». Самые неинтересные и никому не нужные подробности о книгах. Ну и о фильме немножко» и «Девчата». Самые неинтересные и никому не нужные подробности о книгах. Часть вторая». Нашёл только рецензию на публикацию в «Знамени» в журнале «Новый мир» №3_1962. Приведу из неё только заключительный абзац:
Думается, что добрая, пронизанная мягким юмором повесть «Девчата» не навязчиво, а как бы исподволь и приводит читателя к мыслям о том, что каждый человек должен освободиться от любых нечистых пережитков старого мира, чтобы душевно красивым, чистым и цельным войти в коммунизм.
Валерия ГЕРАСИМОВА.
«…добрая, пронизанная мягким юмором…» - это ответ тем, кто считает повесть мрачной и грязной драмой (а таких немало). В 1962 году так не считали. А «…войти в коммунизм.» - просто примета того времени, привет от Хрущёва, только что произнёсшему с высокой трибуны «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!» (как теперь всем известно, вместо объявленного на 1980 год коммунизма была проведена Олимпиада-80).
2. Не буду распыляться на подробное описание источников, откуда я почерпнул следующую информацию, кому интересно – отвечу в комментариях, но история со сценарием оказалась тоже непростой. Я до сих пор ссылался на опубликованный в журнале «Искусство кино» №5_1961 сценарий за авторством Бориса Бедного. И всегда добавлял при этом, что Чулюкин от сценария не оставил живого места, и что Бедного можно считать автором сценария максимум на 30-40%. И оказался прав! Вот вам ещё одна маленькая хронология, на этот раз про создание сценария:
1) "Девчата" Литературный сценарий Б.В.Бедного (1 вариант) - 1959 год.
2) "Девчата" - режиссерский сценарий Ю. С. Чулюкина по одноименному литературному сценарию Б. В. Бедного. Вариант утвержденный - 1960 год.
Итак, вы поняли этот момент? Фильм не снимался по опубликованному в «Искусстве кино» сценарию! Даже по фотографиям со съёмок фильма, приложенным к сценарию, видно, что некоторые сцены не соответствуют ему. Фильм снимался по режиссёрскому сценарию Чулюкина! Который, увы, нигде не был опубликован (или я пока об этом не знаю). И насколько фильм соответствует его же режиссёрскому сценарию, мы уже не узнаем.
Отсюда два вывода:
Первый – легенда о том, что Чулюкин в приёмной Мосфильма случайно прочитал повесть Бориса Бедного (нигде, на тот момент, кроме отрывков в «Работнице» не опубликованную), был очарован ею и загорелся идеей снять по ней фильм – не соответствует действительности. А ведь именно так преподносится эта история во всех «историях» о съёмках «Девчат». На самом деле Чулюкин читал литературный сценарий (не знаю, что это означает), и, скорей всего, в плановом порядке, а не был случайно очарован.
Второй – в титрах к фильму сценаристом указан Борис Бедный, а не Чулюкин. Но я уже писал в статье «Девчата». Самые неинтересные и никому ненужные подробности о фильме», что с титрами не всё ладно в этом фильме, вот вам и ещё одна иллюстрация к этому.
Хотел назвать эту статью «Новая хронология создания «Девчат»», но показалось, что такое название пробудит ненужные ассоциации. Тем не менее, вот она, новая хронология создания шедевра:
1. 1959, март – начало публикации отрывков из повести в журнале «Работница».
2. 1959 – Борис Бедный сдаёт на «Мосфильм» литературный сценарий – по сути та же повесть, только в другой обложке.
3. 1960, август – утверждается для съёмок режиссёрский сценарий Юрия Чулюкина, и съёмки выходят на стартовую прямую.
4. 1961, май – в журнале «Искусство кино» печатается непонятный «сценарий» за авторством Бориса Бедного – непонятный потому, что имеет очень слабое отношение к фильму, представляет собой всего лишь в 4 раза урезанную повесть с одной только дописанной главой из сценарных 23-х (и та в фильм не вошла). Зачем?
5. 1961, июль-август – журнал «Знамя», сокращённый вариант повести.
6. 1961, ноябрь – журнал «Роман-газета», полный текст повести.
7. 1962, 7 марта – премьера фильма «Девчата».
На этом можно было бы закончить, но не удержусь от анекдота. В интернете, при некоторых запросах выскакивает такая информация, вернее, горячечный бpeд, иначе это и не назовёшь: «Первое издание «Девчат» в бумажном переплете вышло в издательстве «Молодая гвардия» спустя три года после премьеры фильма, в 1965-м». Оставим в покое журналы «Знамя» и «Роман-газета», но куда делись полноценные книжные издания 1962 и 1963 годов? Про бумажный переплёт даже комментировать не хочется. И ведь люди верят и в эту белиберду, и тому нелепому «предисловию» со «словами автора», которое как раз и было в этом издании 1965 года, и породило выдумку, что фильм появился до книги.
Ну и вывод по всей статье и моим открытиям:
Первой всё-таки была книга. Публикацию в «Работнице» отрывков из повести в 1959 году никто и никогда оспорить не сможет. Ибо сценарий Чулюкина, утверждённый для съёмок, датирован 1960 годом (26.08.1960, для тех, кто любит точность). И литературный сценарий Бориса Бедного, предоставленный им на «Мосфильм» в 1959-м году, скорей всего и был той же повестью, пусть и отличающейся от конечного варианта. Причём довольно сильно отличающегося, судя по списку глав сценария, который я обнаружил. Но это совсем отдельная история. И обсуждать её нет смысла, пока не где-нибудь не появится текст первоначального литературного сценария «Девчат» за авторством Бориса Бедного.
Просто так – случайно обнаруженные мной фото из журнала «Советский экран» №14_1961 – более чем за полгода до премьеры фильма.
Бонус.
В закреплённом комментарии к статье «Девчата». Один киноляп и одно всеобщее заблуждение» я привёл более-менее читаемый скриншот газеты «Чусовской рабочий» с портретом Ильи, все экземпляры которой скупила Тося в киоске, «чтобы он тут никому не улыбался». И заметил, что в заметке фамилия над портретом вовсе не Ковригин, а что-то неразборчивое на букву К. Буквально вчера обнаружил, что в первоначальном сценарии фамилия Ильи была Коровин. Но и она не похожа на неразборчивые буквы в газете. Эта загадка остаётся.
Список всех моих статей на тему "Девчат" здесь, в последней статье. Может ещё сто для себя интересное найдёте.