Найти тему

В чем коварство и неоднозначность травмы? Объясняет психолог

Елена Саломатова, кризисный психолог фонда «Шередарь» и волонтер гуманитарной миссии «МЫВМЕСТЕ с Донбассом» в Луганске, продолжает отвечать на популярные вопросы о психологической травме. До этого Елена рассказала, почему так важно говорить об этом, и на конкретных примерах объяснила, что такое травма и что ей не является. Сегодня разбираемся, какие факторы влияют на получение психологической травмы и что делать, если травмирование всё-таки произошло. Соприкоснуться с травматическим опытом, увы, может каждый. Это то, что происходит внезапно и что сложно предугадать. Но чем больше мы об этом знаем, тем эффективнее будут наши действия в любом случае.

А ведь бывает и так, что одно и то же событие одного человека травмирует, а другого нет. Почему так происходит?

То, как человек реагирует на травматическое событие, зависит от многих факторов. В первую очередь это особенности нервной системы, восприимчивость. Также очень важно, был ли у человека какой-то предшествующий негативный опыт, связанный, например, с похожим переживанием (так, для ребенка, которого в детстве напугала большая собака, может быть травмирующим присутствие рядом даже маленькой собачки). Не менее значимо и то, что произошло с человеком непосредственно после травмирующей ситуации, – была ли поддержка близких, сочувствие, или, напротив, человек столкнулся с изоляцией и отчуждением.

Кроме того, с возрастом вырабатываются и собственные навыки справляться со стрессом. В целом всё это объединяется понятием жизнестойкости. Конечно, человеку, у которого выработаны навыки саморегуляции и у кого есть необходимая социальная поддержка, будет легче пережить даже по-настоящему сложные жизненные эпизоды и через какое-то время вернуться к полноценной жизни.

-2

Может ли в таком случае травма «пройти» сама?

Можно я пример из физиологии приведу? Вот у меня прямо сейчас актуальная травма – разрыв связок трехмесячной давности. К сожалению, связки сами не срастаются, поэтому стоит выбор: либо делать операцию, либо направлять свои силы на поддерживающее лечение, лфк, компенсировать как-то утраченную функцию.

С психологической травмой всё то же самое: само – не пройдет, но человек может как-то так адаптироваться, чтобы обходить острые углы и сложные психологические состояния, и прожить вполне полноценную, качественную жизнь. Ну например, боится летать на самолетах – и не летает. Работа без командировок, путешествует мало, выбирает для поездок поезд. Так тоже можно.

Хорошо, а что тогда делать, если заподозрил у себя или своего близкого травму? Когда пора обращаться к специалисту?

В таком случае самое правильное – это не заниматься самолечением, а обратиться к специалисту, хотя бы за помощью в диагностике. Сейчас для этого много возможностей. Например, с прошлого года можно записаться на прием к психологу бесплатно в поликлинике по месту жительства, как мы записываемся, например, к окулисту. Уже давно существуют бесплатные «телефоны доверия», где можно рассказать специалисту о тех симптомах, которые вас беспокоят. Конечно, специалист не поставит вам диагноз по телефону и не назначит лечение, но может направить в верном направлении.

В отношении близких важно быть особенно осторожными и чуткими. Мы можем только поделиться своими опасениями и рассказать близкому человеку о возможностях обращения за помощью. Нельзя настаивать на том, чтобы ваш друг или муж обязательно записался на консультацию: это решение каждый принимает самостоятельно.

-3

Правда ли, что травму нужно «прорабатывать»? Слово «прорабатывать», которое сейчас в ходу, немного пугает, если честно.

Под так называемой «проработкой травмы», как правило, подразумеваются какие-то конкретные методы психотерапевтической работы, и иногда даже не один, а несколько. Например, это могут быть такие методы, как EMDR (десенсибилизация и переработка с помощью движений глаз), арт-терапия, телесно-ориентированная терапия, когнитивно-поведенческая терапия и др., или их сочетание. Они, как правило, действительно работают и вполне эффективны, если применяются квалифицированным специалистом и у клиента с психологом сложился так называемый «терапевтический альянс», то есть прочные, надежные, доверительные отношения.

При этом часто, когда в быту говорят о «проработке» (или «переработке») травматического опыта, забывают о том, что подходить к травме надо очень осторожно, и делать это можно только тогда, когда обратившийся за помощью находится в стабильном и устойчивом состоянии. А до этого задача специалиста – обучить клиента методам саморегуляции, управления своим эмоциональным состоянием, часто – даже просто осознанию своих эмоций и чувств.

Нередко этот процесс занимает очень много времени, но это именно тот случай, когда лучше перестраховаться и потратить больше времени на стабилизацию состояния, чем потом расхлебывать последствия повторного соприкосновения с травмой в кабинете психолога у человека, который был к этому не готов.

-4

Задавайте свой вопрос психологу в комментариях и мы обязательно ответим на него в следующей статье! И не забудьте подписаться на канал, чтобы ничего не пропустить)