Найти тему

А носили ли вы «рубаху Толстого»?

Сегодня в обиходе нередко можно встретить этот предмет русского народного костюма, вызывающий на каком-то глубинном уровне симпатию и доверие.

Его носил в своё время Лев Толстой, желавший подчеркнуть свою близость к народу и разгуливавший по Ясной Поляне в такой рубахе (правда, с разрезом по центру). Именно поэтому такой стиль в одежде англичане до сих пор называют Tolstoy shirt (рубаха Толстого). Тут просьба не путать со свитером- толстовкой!

Косоворотка была удобной во время лошадиных прогулок Толстого. Фото из открытых источников.
Косоворотка была удобной во время лошадиных прогулок Толстого. Фото из открытых источников.

Николай II превратил традиционную русскую косоворотку в образцовую полевую униформу - ему было важно подчеркнуть связь с народом (и с армией как его частью). Но всё же самым известным носителем косоворотки является Максим Горький, внесший значительный вклад в городскую моду на этот элемент костюма.

Николай II в военной косоворотке на самом знаменитом фото. Фото из открытых источников.
Николай II в военной косоворотке на самом знаменитом фото. Фото из открытых источников.
Максим Горький прямо-таки обожал эту рубаху! Фото из открытых источников.
Максим Горький прямо-таки обожал эту рубаху! Фото из открытых источников.

А вот как её использование описано Иваном Буниным в повести «Деревня» (1910 год):

«По-прежнему он молодился - носил щеголеватые опойковые сапоги и расшитую косоворотку под двубортным пиджаком. Но борода седела, редела, путалась...».
Как видим, в дореволюционной русской деревне она была крайне популярна. Фото из открытых источников.
Как видим, в дореволюционной русской деревне она была крайне популярна. Фото из открытых источников.

В деревне моего детства (а это 1950-1960-ые годы) уже не встречалось настоящих вышитых косовороток, при этом просто косоворотки кое-где ещё попадались. Хотя вплоть до начала прошлого века эта одежда (её в разных местах называли и туговороткой, и комраткой) была достаточно популярна среди разных слоёв населения центральных регионов России, Поволжья, Приуралья и Сибири, вытеснив более архаичный тип рубахи с нагрудным прямым разрезом (так называемую «прямоворотку»).

Так что же это за удивительная вещь? Несложно догадаться, что её название произошло от словосочетания «косой ворот». Эти полотняные белые рубахи с косым воротом (то есть, с разрезом сбоку, а не по центру, как у обычных рубашек) представляли собой туникообразную одежду до колен (позднее - до бёдер), состоявшую из перегнутого полотнища, покрывавшую грудь и спину, соединявшуюся на боках с помощью двух кусков ткани, а на рукавах- с помощью ластовиц.

При этом разрез с застёжкой у неё был, как правило, смещён влево. Почему? По одной из версий - для того, чтобы нательный крестик не выпадал во время работы.

Подростковая выходная мода тех лет. Фото из открытых источников.
Подростковая выходная мода тех лет. Фото из открытых источников.

Русская косоворотка традиционно имела отношение исключительно к мужчинам. Длина подола у неё разнилась в зависимости от возраста носившего эту рубаху: так, если у подростков и мужиков он был на 10-5 см выше коленей, то у благообразных стариков доходил до самого колена. Некоторые такие рубахи для удобства шага имели разрезы по бокам.

Косоворотка была многофункциональна: красива не только для праздников, но и удобна во время полевых работ. Фото из открытых источников.
Косоворотка была многофункциональна: красива не только для праздников, но и удобна во время полевых работ. Фото из открытых источников.

Летом ходили в одной косоворотке, а в помещениях накидывали жилеты, зимой же поверх надевали кафтаны. Почти повсеместно косоворотки носили навыпуск (не заправляя в брюки), подпоясывались шёлковым или тканым шерстяным шнуровым поясом с кистями на концах (это был празднично-выходной вариант), либо обычной верёвкой на талии с левой стороны.

Синий и белый - наиболее распространенные цвета. Фото из открытых источников.
Синий и белый - наиболее распространенные цвета. Фото из открытых источников.

Эти рубахи были чаще всего белые, далее по распространённости шли синие, а красные встречались изредка. Люди с достатком могли себе позволить праздничные косоворотки из более дорогих материалов - шёлка и атласа. Но при всех различиях неизменным было одно: их всегда шили красивыми, чтобы продемонстрировать то, чем гордится русский народ. Особо это проявлялось в использовании геометрического или растительного орнамента, располагаемого по рукавам, подолу и вороту. В старину считали, что эта вышивка имеет обережное значение, помогая отвести беду от хозяина рубашки. Кстати, и в современных костюмах (взгляните хотя бы на фольклорных исполнителей) эти элементы традиционных украшений, пришедших в моду от наших прабабушек и прадедушек, используются до сих пор.

Несмотря на то, что история возникновения косоворотки погружает нас на несколько веков в прошлое, эта рубашка с каждым годом становится всё более актуальной, возвращая свою былую популярность и становясь базовой вещью нашего гардероба. Многие охотно готовы носить косоворотку и сегодня, преодолев всякого рода предубеждения относительно крестьянского происхождения. Правда, в гораздо более продвинутом варианте. И неудивительно: её можно носить хоть каждый день, как однотонную футболку, лишь меняя аксессуары и сочетания с другими предметами одежды.

Современная продвинутая молодёжь поворачивается лицом к русской косоворотке. Фото из открытых источников.
Современная продвинутая молодёжь поворачивается лицом к русской косоворотке. Фото из открытых источников.

Некоторые переосмысленные образцы этой рубашки сегодня смотрятся довольно стильно и органично нашему времени, сохраняя баланс между уважением к традициям и современным исполнением. Например, бренд Sovorotka гармонично вписывается в любой повседневный образ. К тому же, он ещё удобен и (что немаловажно) функционален.

Sovorotka стильно смотрится и на наших дамах... Фото из открытых источников.
Sovorotka стильно смотрится и на наших дамах... Фото из открытых источников.

Почему в большинстве европейских стран до сих пор так востребована (по крайней мере, в выходные и праздники) местная этническая одежда? Ответ лежит на поверхности: её ношение «там» считают важным признаком идентичности нации.

А потому забвение русской одежды - это форма своеобразного торможения (никак не иначе!) развития нации. Когда нас уверяют в том, что своей национальной одеждой нам надобно считать ту, в которой мы были на пике могущества, - тем самым принижается величайшая эпоха в русской истории, в которую и сформировалась будущая могучая держава. И которая (эпоха), собственно, и прошла именно под знаком косоворотки…

Читайте мои последние публикации на канале:

Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!

Деревенский дедМеня зовут Александр. Добро пожаловать на мой канал, где я делюсь воспоминаниями и наблюдениями о жизни, быте и традициях русской и советской деревни! Подписывайтесь, чтобы не пропустить очередную публикацию!