Сегодня в обиходе нередко можно встретить этот предмет русского народного костюма, вызывающий на каком-то глубинном уровне симпатию и доверие.
Его носил в своё время Лев Толстой, желавший подчеркнуть свою близость к народу и разгуливавший по Ясной Поляне в такой рубахе (правда, с разрезом по центру). Именно поэтому такой стиль в одежде англичане до сих пор называют Tolstoy shirt (рубаха Толстого). Тут просьба не путать со свитером- толстовкой!
Николай II превратил традиционную русскую косоворотку в образцовую полевую униформу - ему было важно подчеркнуть связь с народом (и с армией как его частью). Но всё же самым известным носителем косоворотки является Максим Горький, внесший значительный вклад в городскую моду на этот элемент костюма.
А вот как её использование описано Иваном Буниным в повести «Деревня» (1910 год):
«По-прежнему он молодился - носил щеголеватые опойковые сапоги и расшитую косоворотку под двубортным пиджаком. Но борода седела, редела, путалась...».
В деревне моего детства (а это 1950-1960-ые годы) уже не встречалось настоящих вышитых косовороток, при этом просто косоворотки кое-где ещё попадались. Хотя вплоть до начала прошлого века эта одежда (её в разных местах называли и туговороткой, и комраткой) была достаточно популярна среди разных слоёв населения центральных регионов России, Поволжья, Приуралья и Сибири, вытеснив более архаичный тип рубахи с нагрудным прямым разрезом (так называемую «прямоворотку»).
Так что же это за удивительная вещь? Несложно догадаться, что её название произошло от словосочетания «косой ворот». Эти полотняные белые рубахи с косым воротом (то есть, с разрезом сбоку, а не по центру, как у обычных рубашек) представляли собой туникообразную одежду до колен (позднее - до бёдер), состоявшую из перегнутого полотнища, покрывавшую грудь и спину, соединявшуюся на боках с помощью двух кусков ткани, а на рукавах- с помощью ластовиц.
При этом разрез с застёжкой у неё был, как правило, смещён влево. Почему? По одной из версий - для того, чтобы нательный крестик не выпадал во время работы.
Русская косоворотка традиционно имела отношение исключительно к мужчинам. Длина подола у неё разнилась в зависимости от возраста носившего эту рубаху: так, если у подростков и мужиков он был на 10-5 см выше коленей, то у благообразных стариков доходил до самого колена. Некоторые такие рубахи для удобства шага имели разрезы по бокам.
Летом ходили в одной косоворотке, а в помещениях накидывали жилеты, зимой же поверх надевали кафтаны. Почти повсеместно косоворотки носили навыпуск (не заправляя в брюки), подпоясывались шёлковым или тканым шерстяным шнуровым поясом с кистями на концах (это был празднично-выходной вариант), либо обычной верёвкой на талии с левой стороны.
Эти рубахи были чаще всего белые, далее по распространённости шли синие, а красные встречались изредка. Люди с достатком могли себе позволить праздничные косоворотки из более дорогих материалов - шёлка и атласа. Но при всех различиях неизменным было одно: их всегда шили красивыми, чтобы продемонстрировать то, чем гордится русский народ. Особо это проявлялось в использовании геометрического или растительного орнамента, располагаемого по рукавам, подолу и вороту. В старину считали, что эта вышивка имеет обережное значение, помогая отвести беду от хозяина рубашки. Кстати, и в современных костюмах (взгляните хотя бы на фольклорных исполнителей) эти элементы традиционных украшений, пришедших в моду от наших прабабушек и прадедушек, используются до сих пор.
Несмотря на то, что история возникновения косоворотки погружает нас на несколько веков в прошлое, эта рубашка с каждым годом становится всё более актуальной, возвращая свою былую популярность и становясь базовой вещью нашего гардероба. Многие охотно готовы носить косоворотку и сегодня, преодолев всякого рода предубеждения относительно крестьянского происхождения. Правда, в гораздо более продвинутом варианте. И неудивительно: её можно носить хоть каждый день, как однотонную футболку, лишь меняя аксессуары и сочетания с другими предметами одежды.
Некоторые переосмысленные образцы этой рубашки сегодня смотрятся довольно стильно и органично нашему времени, сохраняя баланс между уважением к традициям и современным исполнением. Например, бренд Sovorotka гармонично вписывается в любой повседневный образ. К тому же, он ещё удобен и (что немаловажно) функционален.
Почему в большинстве европейских стран до сих пор так востребована (по крайней мере, в выходные и праздники) местная этническая одежда? Ответ лежит на поверхности: её ношение «там» считают важным признаком идентичности нации.
А потому забвение русской одежды - это форма своеобразного торможения (никак не иначе!) развития нации. Когда нас уверяют в том, что своей национальной одеждой нам надобно считать ту, в которой мы были на пике могущества, - тем самым принижается величайшая эпоха в русской истории, в которую и сформировалась будущая могучая держава. И которая (эпоха), собственно, и прошла именно под знаком косоворотки…
Читайте мои последние публикации на канале:
Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!