Интересная ситуация складывается в нефтяном секторе. Если исходить из данных покупателей нефти за рубежом, Россия нарастила в марте отгрузки на 15,1% по сравнению с февралём. И это несмотря на многочисленные атаки на российские НПЗ. Казалось бы, дополнительный приток российской нефти должен был бы сказаться в сторону снижения её цены в мире. Однако всё получается наоборот.
По данным агентства Argus цена барреля нефти Urals (по FOB, без учета доставки и страховки) достигла по итогу марта 70,34 долл. За месяц рост цены составил +6%, а по сравнению с январём — плюс 13,2%.
В реальности рыночные цены оказываются ещё выше, если учесть транспортировку и страховку. Из-за санкций Запада эти издержки выросли, а в результате они перекладываются в итоговую цену. Так что можно оценить стоимость барреля Urals в марте со всеми издержками, то есть по CIF (cost-insurance-freight), значительно выше, чем в 70,34 долл. В зависимости от географического местонахождения покупателя, речь может идти о сумме в среднем от 75 до 85 долл. за баррель.
Если брать нынешнюю цену Argus (по FOB) и не проводить оценку цены по CIF, то выйдет, что внутренние биржевые сырьевые цены (на СПбМТСБ) даже выше, чем экспортные. Но Argus выдаёт цену FOB, то есть без учёта тех составляющих цены (транспортировка и страховка) нефти, которые очень сильно дорожают. Почему? В том числе, из-за попыток Запада санкциями «ограничить» нефтяной экспорт из России. Ровно поэтому и не работает пресловутый «потолок» нефти в 60 долл.: российское сырьё продаётся заметно дороже.
Отдельный вопрос — как в итоге считает цену экспортной нефти российский Минфин. До сих пор оно берет котировки Argus, хотя с прошлого года добавила в схему расчета дисконт к Brent. В итоге, расчётная цена экспортной нефти оказывается значительно меньше, чем рыночная, и это не устраивает в том числе российских нефтяников. Сначала из-за странно подсчитанной цены в бюджет поступает меньше доходов, чем могло бы, а потом нефтяники сталкиваются с попытками придумать для них какие-то сборы, которые вообще-то не нужны: достаточно нормально посчитать рыночную цену.
Позитивно также, что сегодня вице-премьер Александр Новак поручил нефтяникам РФ нарастить до максимального уровня поставки бензина и дизельного топлива на внутренний рынок, а отечественным НПЗ рекомендовано также по максимуму повысить эффективность своей работы. Естественно, это касается тех, кто не находится на ремонте, в плановом или вынужденном временном простое, как это наблюдается с Орским НПЗ. Да и то, как заявили сегодня в Орском НПЗ, компания-оператор «не отказывается от своих обязательств, но предупреждает, что могут быть смещены сроки отгрузок продукции».
В целом, что мы видим. Поступления от нефтяников и газовиков России в бюджет сильно выросли по итогу I квартала — плюс 79,1%. Это произошло и за счёт увеличения физического объёма поставок нефти, и благодаря положительной динамике мировой цены сырья. Слабый рубль также вносит в свою лепту в эти +79,1%: в I квартале 2024 года его средняя стоимость по отношению к доллару США в годовом выражении была на 25,4% ниже, чем за аналогичный период прошлого года.
На внутреннем рынке нефтепродуктов объявлены дополнительные меры по обеспечению нужных объёмов. Кроме того, есть понимание, что в случае необходимости Россия может рассчитывать на импорт нефтепродуктов, в частности, из Белоруссии и Казахстана.