Найти тему
Издательство "Гангут"

Канонерские лодки «Грозящий» и «Хивинец» в Моонзундском сражении

Сборник «Гангут» продолжает публикацию документов из фондов Российского государственного архива Военно-морского флота, связанных с событиями Моонзундского сражения, происходившего в сентябре–октябре 1917 года. В этом выпуске вниманию читателей предлагаются рапорты и донесения командира канонерской лодки «Грозящий» капитана 2 ранга К.Д. Ордовского-Танаевского и офицеров его корабля и временно командующего канонерской лодкой «Хивинец» лейтенанта А.П. Афанасьева. Пунктуация источников приведена в соответствие с современными нормами, а сокращения слов в документах приведены к единообразию.

Об авторе первого донесения

Константин Дмитриевич Ордовский-Танаевский родился 15 сентября 1880 года в С.-Петербурге, где в 1898 году окончил Александровский кадетский корпус, а в 1901 году — Морской корпус с производством в мичманы. Сразу после выпуска и до конца года он поочередно проходит службу на трех кораблях: миноносце «Ястреб» — вахтенный начальник (с 15 по 25 мая), миноносце «Кречет» — минный офицер (с 4 июля по 13 августа) и минном крейсере «Посадник» — вахтенный начальник (с 14 августа по 13 сентября). После непродолжительного (с 16 ноября 1901 по 7 февраля 1902 г.) командования 8-й ротой 7-го флотского экипажа Константин Дмитриевич вновь вахтенный начальник на следующих кораблях: крейсере II ранга «Новик» — с 7 февраля 1902 по 11 декабря 1903 года, миноносце «Внушительный» — с 11 декабря 1903 по 17 февраля 1904 года, канонерской лодке «Бобр» — с 18 февраля по 2 марта 1904 года, эскадренном броненосце «Победа» — со 2 марта по 27 мая 1904 года (с откомандированием на сухопутную батарею № 3 во время обороны Порт-Артура) и крейсере I ранга «Аскольд» — с 27 мая 1904 по 16 июня 1906 года, на котором участвовал в бою 28 июля 1904 года в Желтом море и ушел в Шанхай, где был интернирован.

По окончании Русско-японской войны Константин Дмитриевич приходит в сентябре 1905 года на крейсере «Аскольд» во Владивосток, где в следующем году в течение почти трех месяцев (с 16 июня по 5 сентября) занимает должность минного офицера крейсера II ранга «Жемчуг».

19 сентября 1906 года К.Д. Ордовский-Танаевский возвратился в С.-Петербург для поступления в Николаевскую морскую академию, но, как не выдержавший вступительных экзаменов, сначала был отчислен в 7-й флотский экипаж, а 4 января 1907 года направлен в порт Императора Александра III (Либава), где в течение чуть более месяца (с 8 января по 11 февраля) занимал должность вахтенного начальника учебного судна «Океан». В феврале того же 1907 года зачисляется слушателем офицерского класса Учебного отряда подводного плавания (УОПП) и по окончании обучения сначала (17 декабря) назначается флаг-офицером штаба начальника УОПП, а 1 сентября следующего 1908 года — командиром подводной лодки «Палтус» Сибирской флотилии.

К месту службы К.Д. Ордовский-Танаевский убыл из С.-Петербурга 20 сентября в качестве сопровождающего эшелон с тремя аккумуляторными батареями для подводных лодок, а потому во Владивосток он прибыл только 27 ноября. После четырех лет командования подлодкой «Палтус» (с 8 декабря 1908 по 22 декабря 1912 г.), получив за это время очередной чин старшего лейтенанта (10 апреля 1911 г.), Константин Дмитриевич переводится на Балтику, где 13 января 1913 года назначается в 1-ю минную дивизию. С 18 того же января он временно исполняет обязанности старшего офицера эсминца «Москвитянин», а с 17 сентября утвержден в этой должности, занимая ее по 30 июля 1914 года.

-2

6 апреля 1914 года он производится в капитаны 2 ранга. Затем с 1 августа по 15 декабря — командующий миноносцем № 212, с 15 декабря по 25 января следующего 1915 года — командир миноносца № 215, а со 2 февраля — и.д. начальника 7-го дивизиона миноносцев (по другим данным он находился на этой должности с 27 июля 1914 по 1 июля 1915 г.).

11 августа 1915 года К.Д. Ордовский-Танаевский допускается к командованию транспортом «Ока», а со 2 октября 1915 по 22 апреля 1916 года уже служит его командиром. Далее под его командованием находятся эсминец «Внушительный» (с 22 апреля по 17 ноября 1916 г.) и канонерская лодка «Грозящий» (с 18 ноября 1916 по 23 сентября 1917 г.). С 23 сентября 1917 по март 1918 года он начальник штаба тыловой морской позиции, в июне назначен командиром крейсера «Адмирал Макаров», в ноябре командируется в Астрахань для организации дивизиона подводных лодок Астрахано-Каспийской военной флотилии, а затем становится и его начальником (со 2 декабря 1918 по 6 апреля 1919 г.).

***

Донесение командира канонерской лодки «Грозящий» капитана 2 ранга К.Д. Ордовского-Танаевского об операциях с 29 сентября по 6 октября 1917 года

К утру 29-го сентября лодка, находясь в полной боевой готовности, стояла на швартовах в гавани Рогекюль. В 10 ч. 15 м. сигналом со «Стерегущего» передано приказание быть в полной готовности. Одновременно то же распоряжение получено по телефону для передачи всем судам на рейде. Начали разводить пары во всех котлах. Вскоре получено приказание перейти в Куйваст. В 12 ч. 15 м. вышли в Куйваст. В 13 ч. 05 м. получено радио идти на Кассарский плес и в 14 ч. 00 м. поступить в распоряжение начальника 4-го дивизиона миноносцев. В 15 ч. 50 м. подошли к начальнику 4-го дивизиона в 24 милях к осту от входа в Соело-Зунд. У Соело-Зунда видны силуэты двух больших неприятельских судов. «Генерал Кондратенко» ошвартовился для переговоров. Начальником 4-го дивизиона дана обстановка и приказание обстрелять тральщики у Серро, остерегаясь, однако, огня крупных судов, стоящих на якоре за Соелозундом, причем предел их обстрела указал в полутора милях к осту от маяка [нрзб]. В 16 ч. 22 м. пошли для обстрела тральщиков. Погода немного прояснилась. После светового сигнала с большого корабля семь малых судов неприятеля отделились и направились в Соелозунд, ввиду чего сейчас же легли на курсовой угол 270°. В 16 ч. 26 м. открыли огонь правым бортом на дистанции свыше 70 кабельтовых, но за мглой падения плохо видны. В 16 ч. 30 м. неприятельские суда, оказавшиеся миноносцами, открыли огонь недолетами. Неприятель, видимо, средним ходом в кильватере входил в Соелозунд, однако пристрелку продолжали и после 4-го–5-го залпа, давших, по-видимому, накрытие, миноносец, по которому вели пристрелку, уклонился от огня и пустил дымовую завесу, одновременно дав целое облако пара или белого дыма, которое еще некоторое время было видно над дымовой завесой.

Одновременно была пущена завеса и на следующем за ним миноносце, тоже видимо уклонившемся. Тотчас все остальные приняли участие в дымовой завесе, так что весь дивизион был совершенно скрыт. По выходе из-за завесы пять миноносцев оказались впереди, а два настолько отстали, что скрывались во мгле и в бою больше не участвовали.

-3

Все эти обстоятельства ясно указывают, что один или два миноносца благодаря нашему огню должны были выйти из строя и не могли дальше участвовать в бою. В 16 ч. 40 м. с «Генерала Кондратенко» (6Г/Ц). Повернули к осту, продолжая стрельбу из кормового орудия. В 16 ч. 42 м. неприятель, входя на Кассарский плес, увеличил ход, продолжая пристрелку уже с перелетами. С «Генерала Кондратенко» (6Г/Б) продолжали стрельбу из одного кормового орудия, так как у других неприятель вне обстрела. К этому времени все орудийные приборы управления огнем были разбиты и бездействовали. Дальномер назад дистанции не берет, тем не менее, продолжали огонь все время, как его поддерживал неприятель. В 17 ч. общий курс на красный Кассарский буй.

Шли переменными курсами, уклоняясь от падений с расчетом сбивать пристрелку. Компас совершенно не верен: ошибка до 15–20 градусов. Падение снарядов очень близко. В 17 ч. 17 м. получили снаряд в корму чуть ниже верхней палубы и левее диаметральной плоскости. Снарядом произведен легкий пожар деревянной обшивки, который тотчас без труда потушен палубным дивизионом. Разрывом снаряда, кроме порчи командных вещей и мебели в кормовом и командирском помещении, повреждений не причинено. Почти тотчас ощутился сильный подводный удар под мостиком, встряхнувший весь корабль. Однако осмотр нижних помещений показал сперва отсутствие течи и повреждений. Вскоре третий снаряд, пройдя через ростры, разорвался на правом шкафуте и осколками разбил сильно часть дымового кожуха, вентилятор и убил двух и ранил и контузил пять человек на верхней палубе; сбита телеграфная сеть и гафель. Кормовой флаг с гафеля перенесен на стеньгу. В 17 ч. 50 м. приблизились к эскадренному миноносцу «Десна», подошедшему под флагом наминдива.

В это время было замечено наше попадание в один из неприятельских миноносцев. После этого «Десна» также открыла огонь, поведя удачную пристрелку залпами. После первых трех-четырех залпов «Десны» неприятель прекратил огонь, пустил дымовую завесу и повернул на 16 румбов, скрываясь за завесой. Подойдя к «Десне», вступили ей в кильватер и по сигналу (О) пошли на вест. В 18 ч., следуя за «Десной», передали на нее сигналом по семафору о главных повреждениях и о потерях. В 18 ч. 25 м. по отдельному сигналу адмирала повернули и пошли к Раугенскому бую. «Десна» следует за нами. В 18 ч. 52 м. по приказанию адмирала пошли в Куйваст. В 19 ч. 53 м. стали на якорь на рейде Куйваст. В течение боя миноносцы 4-го дивизиона, а под конец и «Разящий», подошедший к ним, держались, равняя ход по «Грозящему», немного впереди и слева, все время поддерживая огонь по неприятелю кормовыми орудиями. Первое время неприятель обстреливал и их, но недолетами, потом уже весь огонь сосредоточился на «Грозящем». Неприятельские миноносцы держались такой тактики: выходя на плес, они пошли полным ходом в неправильном строе пеленга с большими интервалами, догоняя нас и ведя пристрелку преимущественно с головного миноносца. Подойдя видимо на дистанцию своего действительного огня, они разворачивались вдруг влево и все открывали частый огонь бортом. После увеличения дистанции снова повторяли тот же маневр, что было проделано четыре раза.

При третьем маневре были получены нами попадания. Дистанции менялись таким образом от [нрзб]–45 до 60–65 кабельтовых. Пристрелка их [нрзб] стрельба залпами, причем прекрасно поставлены по целику и очень кучное падение [нрзб] (состреляны пушки). Залпы 3-х орудийные. По прицелу пристрелка и стрельба хуже. Во всех случаях дымовая завеса пускается, видимо, с полубака и отчасти из передней трубы в виде густого черного дыма, к которому внизу, у воды, примешивается белый дым или пар (возможно, от эжекторов), но не поднимается выше черного и стелется вместе с ним. Тактическое перестроение производилось по однофлажному сигналу. Что касается повреждений на «Грозящем», то, кроме указанных выше, разбит еще моторный катер и головной частью снаряда, разорвавшегося на шкафуте, пробита верхняя палуба и правый борт над ватерлинией.

-4

Подводный удар пришелся, видимо, в броню, под которой впоследствии обнаружена легкая течь в малярной. Действие разрывов очень слабое. Ни броневая, ни верхняя палуба и палубные переборки даже у самых мест разрыва не повреждены, за исключением немногих осколков. Осколками снаряда на шкафуте убиты сигнальщик на мостике и санитар на шкафуте и ранены люди на шкафуте. На мостике слегка ранен (задет) осколком сигнальный старшина. Список потерь, с указанием ранений, прилагается к донесению при рапорте судового врача.

Во время похода, перед боем, около 15 ч., у котла № 4 выбило горловину пароводоочистителя, и котел пришлось для исправления вывести из действия, после чего во время боя велись работы по исправлению повреждения при личном участии судового механика, при[чем] работы были сопряжены с опасностью ввиду сообщающегося дымового пространства у котлов и чрезмерного накаливания их переборок.

В 16 ч. начали работу в котле, а в 17 ч. произведены: первое исправление, проба паром, 2-ое исправление, 2-я проба и начата разводка паров; в 17 ч. 30 м. котел введен в действие. В 17 ч. 20 м. к концу боя лопнул штуртрос в румпельном отделении и перешли на управление машинами. К моменту присоединения к остальным кораблям штуртрос был уже исправлен: 2 лопнувших звена заменены скобами.

Общее поведение офицеров и команды было выше похвалы: полный порядок, отличное исполнение обязанностей, за единичными исключениями. Отмечаю меткую стрельбу (при самых неблагоприятных для того условиях) все время под личным руководством артиллерийского офицера, умелое ведение и быстроту работы по исправлению повреждений котла и штуртроса со стороны механика и весьма ценные указания штурмана по изменению курса корабля для сбивания пристрелки неприятеля и уклонения от попаданий, руководствуясь коими, удалось довести корабль до присоединения к своим силам. 30-го сентября, стоя в Куйвасте, пополнили запас угля с транспорта.

1-го октября по распоряжению наминоб пошли в Рогекюль для съемки щита кормовой пушки, который, благодаря лопнувшим от стрельбы связям, угрожал опасностью прислуге орудия. Снялись с якоря в 8 ч. 05 м.; ошвартовились в Рогекюле у стенки в 11 ч. 15 м. В 14 ч. сняли поврежденный щит. Осмотрели водолазами подводную трещину и винты. Приступили к работам по заделке пробоин. В 16 ч. слышна частая стрельба от Кассарского плеса. В 17 ч., получив сведения, что наминдив с остальными «новиками» вышел на зюйд из Куйваста, решил выйти на поддержку «новикам» и «Храброму», ведущим бой на Кассарском плесе, и снялся со швартова. По дороге подуничтожил девиацию на одном курсе. В 18 ч. 50 м. подошли к «Храброму», стоявшему у Раугенского буя, и, переговорив с ним, пошли в Куйваст, где и стали на якорь в 21 ч. 48 м.

2-го октября пополнили запас снарядов и заделали подушками обе надводные пробоины. В 13 ч. 40 м. по приказанию наминдива снялись с якоря и пошли к «Храброму» на Косарский плес. В 15 ч. присоединились к «Храброму» и «Хивинцу», обстреливающим неприятельские миноносцы, в 15 ч. 22 м. открыли огонь, в 15 ч. 36 м. неприятельские миноносцы отошли. В 17 ч. на вест видны 2 сильных взрыва. Тотчас за взрывами в том же направлении видна усиленная сигнализация прожекторами. В 17 ч. 40 м. отстреляли немецкий гидроплан, который сбросил 2 бомбы среди Моонзунда. В 18 ч. неприятельские миноносцы скрылись во мгле.

© И.М. Котов

Перед Вами фрагмент статьи из журнала "Гангут"№ 130/2022
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе
https://vk.com/ipkgangut

Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий. Наш канал - молодой, нам очень важно ваше мнение и поддержка!