Найти тему
Издательство "Гангут"

Линейные корабли «Уриил» и «Варахаил» в кампаниях по осаде Кольберга 1760–1761 годов

Участие Балтийского флота в Семилетней войне 1756–1763 годов остается сравнительно малоизученной страницей его истории. Несмотря на то что данная тема, впервые получившая отражение в «Краткой истории Русского флота» Ф.Ф. Веселаго, с тех пор присутствует почти во всех комплексных трудах по истории Российского флота, а также стала предметом монографии Н.М. Коробкова, ее освещение, как правило, ограничивается описанием внешнеполитической обстановки и общего хода боевых действий, причем опирается на документы, опубликованные в десятой части «Материалов для истории русского флота».

Традиционно основное внимание при этом уделяется совместным с сухопутными войсками действиям по осаде крепости Кольберг в 1760 и 1761 годах. Неизменно упоминаются заслуги возглавившего десантный отряд в 1761 году капитана 1 ранга Г.А. Спиридова, ставшего впоследствии одним из наиболее прославленных российских флотоводцев парусной эпохи.

Сведения, связанные с тактикой боевых действий флота против береговых укреплений, расходом боезапаса, организацией высадки и снабжения десанта, гидрометеорологической обстановкой, состоянием здоровья личного состава, а также описания повседневной деятельности сил флота в ходе осадных действий в литературе практически отсутствуют, за исключением упоминания отдельных наиболее ярких боевых эпизодов, оценка которых опять же заимствуется авторами у предшественников.

Между тем в фондах РГАВМФ сохранилась богатая коллекция шканечных журналов и клеркских протоколов большинства кораблей, участвовавших в обеих осадах Кольберга, которая до настоящего времени практически не была введена в научный оборот. Содержащаяся в этих документах информация позволяет подробно реконструировать ход событий. Работа по анализу бортовой документации линейных кораблей «Уриил» и «Варахаил», выполненная в рамках исследования биографии их командира капитана 3 ранга Ивана Митрофановича Спиридова (двоюродного брата знаменитого адмирала), позволяет существенно расширить представления об участии Балтийского флота в осадах Кольберга, взглянув на события со шканцев этих кораблей.

-2

К 1760 году русская армия овладела Восточной Пруссией и после крупной победы при Кунерсдорфе развивала наступление на Берлинском направлении. Для обеспечения правого фланга требовалось разгромить противника в Померании, что потребовало взятия сильной приморской крепости Кольберг — одного из важнейших опорных пунктов противника. Выполнение этой задачи было поручено Балтийскому флоту. К этому времени флот тоже накопил обширный опыт боевых действий. Бомбардировкой с моря он принудил к сдаче Мемель, успешно блокировал прусское побережье, крейсировал в датских проливах, осуществлял перевозки сухопутных войск.

Несмотря на высочайший указ императрицы Елизаветы Петровны Адмиралтейств-коллегии от 10 января 1760 года, «чтоб все могущие быть в море корабли и прочие военные суда… при первом вскрытии воды как из Кронштадта, так и Ревеля тотчас выступить могли», вооружение кораблей и укомплектование их рекрутами изрядно затянулось. Корабли Кронштадтской эскадры начали вытягиваться на рейд только 5 июля.

Ветеран русского флота 76-летний адмирал З.Д. Мишуков поднял свой флаг на 100-пушечном «Святом Димитрии Ростовском». На эскадру приняли личный состав сухопутных полков, полевую артиллерию, провели пробы орудий и парусные учения. Наконец после депутатского смотра 25 июля эскадра из 14 линейных («Святой Климент Папа Римский», «Святой Дмитрий Ростовский», «Святой Николай» 80-пуш., «Святой Павел», «Святой Андрей Первозванный», «Святой Иоанн Златоуст», «Северный Орел», «Ингерманланд», «Гавриил», «Святой Александр Невский», «Уриил», «Святой Сергий», «Шлиссельбург» и «Святой Николай» 54-пуш.) и трех бомбардирских кораблей («Самсон», «Юпитер», «Дондер») снялась с якорей и направилась к берегам Пруссии.

-3

Через четыре дня к ней присоединилась и Ревельская эскадра из семи кораблей («Астрахань», «Ревель», «Полтава», «Варахаил», «Наталия» (имена еще двух не указаны в МИРФ) и двух фрегатов («Россия», «Крейсер»).

66-пушечный линейный корабль «Уриил» под командованием капитана 3 ранга И.М. Спиридова входил в состав Кронштадтской эскадры. Погрузив в Пиллау осадную артиллерию, 15 августа флот прибыл на рейд Кольберга и на следующий день установил связь с подошедшими к городу несколько раньше казачьими частями бригадира Серебрякова. На воду спустили «венецианские боты» и шлюпки для высадки десанта.

Ключевой позицией неприятеля была признана береговая батарея на восточном берегу реки Перзанте, для атаки которой назначили бомбардирские корабли «Юпитер», «Самсон» и «Дондер», три 54-пушечных, фрегаты «Россия» и «Крейсер». 17 августа они подошли к берегу на установленную дистанцию и в полдень открыли огонь по батарее. Бомбардирские корабли действовали с якорной стоянки, а линейные и фрегаты вели огонь на ходу, проходя галсами вдоль берега. Бой продолжался до вечера 18 августа. Несмотря на то что к отряду присоединились еще три линейных корабля, батарею подавить не удалось, и десант стали высаживать к востоку от нее.

В бою с батареей «Уриил» не участвовал, но за три дня перевез на шлюпках и венецианских ботах на берег свой десантный отряд из 58 морских солдат во главе с подпоручиком, 87 матросов при двух боцманматах, 13 канониров с констапелем и 74 пехотных служителя Копорского полка. 8-весельная шлюпка «Уриила» получила при высадке повреждения в полосе прибоя, однако её быстро восстановили. Уже через два дня она снова упоминается в шканечном журнале корабля. В ночь на 19 августа на палубный бот выгрузили и перевезли на берег доставленную на корабле полевую артиллерию.

Потянулись осадные будни. Численность высаженного десанта была доведена до пяти тысяч человек. Общее руководство войсками возглавил прибывший с флотом обер-цейхмейстер И.В. Демидов. Огонь с бомбардирских кораблей по городу и позициям противника продолжался и днем, и ночью, периодически вызывая на берегу пожары.

20 августа к русскому флоту присоединилась эскадра союзной Швеции из шести линейных кораблей и двух фрегатов, но участия в боевых действиях она не принимала, ограничиваясь участием перевозками войск на шлюпках и венецианских ботах.

© И.М. Котов

Перед Вами фрагмент статьи из журнала "Гангут"№ 130/2022
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе
https://vk.com/ipkgangut

Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий. Наш канал - молодой, нам очень важно ваше мнение и поддержка!