Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Фильм Сергея Герасимова, резко изменивший название перед прокатом

В 1969 году вышел советский фильм «У озера», снятый мэтром Сергеем Герасимовым. Картина была своего рода продолжением очень успешного «Журналиста» (1967) и тоже полюбилась публике. А спустя три года

Герасимов задумал создать ещё одно продолжение – ленту «Градостроители».

По его замыслу, в «Градостроителях» должно было появиться новое прочтение проблемы, обозначенной раньше. Если в фильме «У озера» речь шла о сохранении природы, то в новой истории, как следует уже из названия, предлагалось обсудить красоту, создаваемую человеком.

Кадр из фильма «Любить человека»
Кадр из фильма «Любить человека»

Съёмки проводились в Норильске, городе довольно молодом (он основан в 1935 году), где в шестидесятые-семидесятые развернулось строительство. Участники съёмок, прибывшие на 69 параллель, в город, находящийся 2 300 километрах от Северного полюса, были удивлены комфортностью жизни.

Даже бывалые и опытные киношники, много где побывавшие, отмечали цветущий вид Норильска.

Главный герой фильма, архитектор Калмыков, мечтает обустроить эдакий город-крепость, объединив жилые дома в один гигантский комплекс. Конечно, эта идея немного утопическая, ведь для жизни в таком городе нужно перестроить общественное сознание, подвести обитателей к мыслям о взаимном уважении, терпимости, взаимопониманию, совместному труду и даже отдыху. И тут возникает столь любимая Герасимовым тема нравственности, которую он исследовал в каждой картине. И если в «У озера» речь шла о связи нравственности и природы, то здесь режиссёр попытался выяснить, есть ли связь между нравственностью и архитектурой, новым городским устройством, которое становится частью природы.

Любопытно, что проект комплекса, фигурировавшего в «Градостроителях», уже существовал. Его разработал ленинградский архитектор Александр Шипков, бывший в шестидесятых главным архитектором Норильска. Собственно, Шипков и стал прообразом главного героя. Это тоже

роднит «Градостроителей» с лентой «У озера»: там прототипом одного из основных персонажей был байкаловед Михаил Кожов.
Кадр со съёмок. Иван Неганов и Анатолий Солоницын
Кадр со съёмок. Иван Неганов и Анатолий Солоницын

На главную роль Сергей Герасимов пригласил Анатолия Солоницына, и это было решением принципиальным. Позже режиссёр рассказывал, что

если бы Солоницын отказался, то фильма не было бы.

И, кстати, снова проводил аналогии с «У озера», говоря, что если бы отказались Белохвостикова и Шукшин, то он не стал бы работать. При этом Герасимов отмечал, что у Солоницына внешность не классического мужественного героя, брутального мужчины-бойца, а облик поэта и романтика, который, тем не менее, обладает колоссальной внутренней силой.

Кадр со съёмок. Анатолий Солоницын
Кадр со съёмок. Анатолий Солоницын

Возлюбленную и коллегу архитектора Калмыкова (Солоницын) сыграла Любовь Виролайнен. Это было не первое её появление на экране, но именно этот фильм открыл актрису для зрителей.

Кадр со съёмок. Любовь Виролайнен
Кадр со съёмок. Любовь Виролайнен

Конечно же, была в фильме Тамара Макарова, супруга, муза и бессменный помощник Герасимова. Снялся здесь и Николай Ерёменко-младший, студент Герасимовой и Макаровой, дебютировавший всё в том же «У озера». А ещё обратите внимание на двух помощников архитектора Калмыкова – Льва Алексеевича и Анатолия Сергеевича. Их сыграли Лев Соколов и Анатолий Панченко, настоящие архитекторы и консультанты фильма.

И в заключение небольшой секрет.

Фильма «Градостроители» в фильмографии Сергея Герасимова нет.

Это было рабочее название, а в прокат он вышел как «Любить человека», и вряд ли кто-то из заставших советское время о нём не знает. А вы считаете эту картину наивной и идиллической или видите в ней проблемы, которые никогда не устареют?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
-5