Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

«Три тополя на Плющихе», где схлестнулись Лиознова и Доронина

Как только я слышу первые аккорды песни «Нежность», я сразу вспоминаю глаза Олега Ефремова, когда он сидит за рулём и ждёт, когда же выйдет из подъезда героиня Татьяны Дорониной. По-моему,

каждая женщина мечтает, чтобы хотя бы раз на неё вот так посмотрел мужчина,

ведь в этом взгляде сама жизнь! Между тем, мы могли бы этого магического взгляда и не увидеть, потому что Олег Ефремов поначалу не горел желанием сниматься в «Трёх тополях на Плющихе».

Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе»
Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе»

Режиссёр Татьяна Лиознова к концу шестидесятых имела внушительный кинематографический опыт, у неё уже было две громких работы - «Евдокия» (1961) и «Им покоряется небо» (1963). Она готовилась снимать новую картину, но никак не могла найти подходящий материал. Дело в том, что Лиознова буквально влюбилась в песню Александра Пахмутовой, Сергея Гребенникова и Николая Добронравова «Нежность» и хотела, чтобы композиция вписалась в ленту.

В 1967 году ей попал в руки рассказ писателя Михаила Борщаговского «Три тополя на Шаболовке». Режиссёр перенесла действие на другую московскую улицу и приступила к съёмкам.

На главную мужскую роль Лиознова хотела взять Николая Рыбникова, который снимался у неё в драме «Им покоряется небо». Но, увы,

слава Рыбникова уже пошла на убыль, поэтому пришлось искать альтернативу. Так таксистом в ленте стал Олег Ефремов.

Одной из претенденток на роль Нюры была Нонна Мордюкова, актриса народная, которой наверняка удалась бы роль деревенской женщины, приехавшей в столицу. Но сама Лиознова понимала, что Мордюкова - это настоящая глыба, найти партнёра, который был бы с ней на равных, было невозможно, так что и здесь потребовалась другая исполнительница. Почти сразу

Лиознова решила, что отдаст роль Нюры Татьяне Дорониной, театральной приме,

уже сверкнувшей в мелодраме «Старшая сестра». Почти никаких проб не было, утвердили Доронину быстро, но позднее Лиознова осознала, какую взяла на себя ответственность.

Фото со съёмок.. Вячеслав Шалевич и Татьяна Доронина
Фото со съёмок.. Вячеслав Шалевич и Татьяна Доронина

Доронина и Ефремов встретились на площадке не впервые, они уже снимались в кино вместе, это был фильм «Первый эшелон» 1955 года.

Для обоих это был дебют на экране, но если Ефремову досталась главная роль, то Доронина играла героиню второстепенную.

Кстати, актёры опять увидятся на съёмочной площадке через год на съёмках фильма «Ещё раз про любовь», а потом снова сыграют вместе в драме «Ольга Сергеевна» (1975). И, конечно, много лет они проработают бок о бок во МХАТе, но эта история завершится их жёстким разрывом.

Фото со съёмок
Фото со съёмок
На площадке возникло нешуточное напряжение из-за противостояния двух Татьян: режиссёра Лиозновой и актрисы Дорониной.

Татьяна Лиознова не зря носила негласный титул «железной леди советского кино»: она общалась исключительно с мужчинами, славилась строгостью, ответственностью, организованностью и даже некоторой жёсткостью.

Татьяна Доронина, обладающая классической красотой, казалась дамой в общении лёгкой, дружелюбной, благодушной, но это впечатление было обманчивым: в жизни актриса была не менее строгой и даже резкой, чем Лиознова. Правда, добивалась она целей иным путём: если Лиознова шла напролом, то Доронина тихим мягким голосом просила так, что в этом звучал железобетонный приказ, и отказать не мог никто.

Эти два крепких орешка схлестнулись на съёмках: некоторые эпизоды они видели очень по-разному, из-за чего порой возникали недопонимание и размолвки, за которыми съёмочная группа следила с содроганием.

Тем не менее Лиозновой пришлось считаться с Дорониной и, кажется, это была единственная актриса, ради которая маленькая, но сильная Лиознова шла на уступки. Кстати, в интервью журналу «Советский экран», которое Лиознова дала, уже завершая съёмки, она рассказала, что

была счастлива работать с Олегом Ефремовым. О Татьяне Дорониной в нём не было ни слова.
Фото со съёмок. Олег Ефремов и Татьяна Доронина
Фото со съёмок. Олег Ефремов и Татьяна Доронина

Колоссальную заслуга в том, что фильм «Три тополя на Плющихе» получился таким драматичным, берущим за душу принадлежит оператору Петру Катаеву. С ним Лиознова познакомилась на съёмках «Евдокии» и после всегда приглашала его. Когда в 1986 году Лиознова снимала ленту «Конец света с последующим симпозиумом», Пётр Катаев внезапно скончался прямо на площадке, и это выбило режиссёра из колеи и больше она ничего не снимала. Но в 1967 году Пётр Катаев был одним из главных товарищей и помощников Лиозновой. Его жизнь достойна отдельной истории. Брат Евгения Катаева (он же Петров, соратник Ильи Ильфа), супруг сестры Нонны Мордюковой Натальи, Пётр работал без устали и даже в свободное время искал натуру для новых фильмов, необычные места, ракурсы, приёмы.

Фото со съёмок. Валентина Телегина
Фото со съёмок. Валентина Телегина
Снимая «Три тополя на Плющихе», он целые дни выделял на съёмки вещей, интерьеров, пейзажей.

Именно поэтому картина вышла такой атмосферной, близкой зрителям. Ну а крупные планы героев - это нечто удивительное: камера будто заглядывает внутрь актёров, отсюда и то самое ощущение всеобъятности, которое появляется при просмотре.

Фото со съёмок. Вячеслав Шалевич
Фото со съёмок. Вячеслав Шалевич

«Три тополя на Плющихе» вышли весной 1968 года, уже полвека назад. Уже нет Татьяны Лиозновой, нет Олега Ефремова, нет Вячеслава Шалевича, а история несостоявшейся, но такой трогательной и живой любви есть. И каждый раз хочется верить, что увидит наконец Нюра этот дурацкий ключ и откроет этот дурацкий замок.

Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе»
Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе»

А как вы думаете, «Три тополя на Плющихе» состоялись бы без «Нежности»?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-8