Казалось бы, простой вопрос. Но давайте попробуем разобраться – какие существуют версии и зачем Генри Форд врал на этот счёт?
Для начала коротко изложим официальную версию ранней биографии Генри Форда и особенности конструкции его первого двигателя и первого автомобиля – с теми датами, которых сегодня придерживаются в авторитетном Музее Форда, расположенном в Гринфилд Вилидж (г. Дирюорн в штате Мичиган).
Те, кто в курсе – могут пропустить выделенный курсивом текст.
=== ✂-------------------------------------------------------------------------------
Генри Форд родился 30 июля 1863 года в семье фермера Уильяма и Мэри Форд. Их ферма в несколько сотен акров располагалась в окрестностях г. Дирборн — среди мичиганских лесов. Когда Генри, его три брата и две сестры подросли, их стали привлекать к работе на ферме. Из-за этого учеба часто отходила на второй план, но дети получили базовое образование в расположенной неподалёку школе, состоявшей из одной комнаты. Генри Форд никогда не посещал средней школы. Позже он пройдет лишь курс бухгалтерского учета в коммерческой школе – это будет всё его образование.
В 1876 году в жизни 13-летнего Генри Форда знаменательное событие – встреча с паровым тяговым двигателем (локомобилем) Nichols & Shepard на дороге в Детройт во время 8-мильной поездки в коляске с отцом. Вот что сам Генри Форд рассказывал об этом в своей автобиографии 47 лет спустя: «Я сошел с повозки и заговорил с инженером прежде, чем мой отец понял, что я задумал, – писал Форд. – Именно этот двигатель привел меня к автомобилестроению. Я даже сделал его модель, которая работала очень хорошо».
Когда Генри исполнилось 16 лет, он покинул ферму и поступил на работу учеником машиниста в Детройте – сначала в компании James F. Flower & Bros., а затем в Detroit Dry Dock Co. В 1882 году он вернулся на семейную ферму и в том же году сосед попросил 19-летнего Генри взглянуть на паровой двигатель Westinghouse. Сосед нанял механика для работы с паровой молотилкой, но тот уволился, потому что боялся двигателя. Генри запустил этот двигатель и провел остаток лета в качестве его машиниста. Позже Генри стал разъездным служащим компании Westinghouse, но в основном он продолжал работать в машиностроительных мастерских Детройта.
В 1886 году Уильям Форд, отец Генри, передал Генри права владения на лесистый участок в 80 акров– часть семейной фермы. Таким незамысловатым способом отец хотел вернуть сына из Детройта, полагая, что к тому времени, как земля будет очищена от леса, Генри как-нибудь привяжется к сельской жизни. В 1888 году Генри Форд женился на Кларе Брайант и они поселились в небольшом доме на подаренном отцом участке.
В течение следующих пяти лет Генри с помощью наемных работников расчистил лес, установив паровую лесопилку и переработав бревна в пиломатериалы. Он также выращивал овощи, разводил скот и построил Кларе новый дом, который она сама спроектировала.
Генри Форда по-прежнему часто приглашали для обслуживания различных двигателей и машин. И однажды (по словам Форда это произошло в 1885 году) его вызвали в Детройт для ремонта двигателя Отто. Хотя это был первый четырехтактный бензиновый двигатель, который он когда-либо видел, но он вскоре разобрался в принципе его работы и смог его запустить. Этот опыт поразил его, и он до конца жизни стал приверженцем двигателей внутреннего сгорания. Вернувшись домой, он объяснил Кларе принцип его работы и сделал наброски на обратной стороне листов из нотной тетради (Клара играла на пианино). Генри был уверен, что сможет сделать такой двигатель и использовать его для приведения в движение повозки. Проблема заключалась в электрическом зажигании, необходимом для воспламенения паров бензина. За время работы с паровыми машинами он неплохо разобрался в механике, но он не имел никакого опыта по части электричества. И во время следующей поездки в Детройт Генри устроился на работу в Edison Illuminating Company в качестве инженера по паровым машинам. Они с Кларой переехали в Детройт и сняли дом на Бэгли-авеню.
В течение следующих четырех лет Генри Форд обеспечивал настолько бесперебойную работу своей электростанции, что его работодатели повысили его в должности, увеличили зарплату и предоставили большую свободу действий для организации мастерской на территории компании.
Когда все оборудование на электростанции работало нормально, а так оно и было чаще всего, Генри Форд консультировался с электриками и экспериментировал с катушками и свечами зажигания. И наконец, 24 декабря 1893 года, в канун Рождества, он принес домой свою систему зажигания. Эта система была удивительно проста – она состояла из пары контактов, один из которых закреплялся внутри внутри цилиндра неподвижно, а второй крепился к поршню. При разъединении контактов, находящихся под действием высокого напряжения, между ними возникала дуга, воспламеняющая топливо. А для того, чтобы избежать короткого замыкания при касании контактов - Генри Форд включил в цепь нагрузку, которой служила обычная электрическая лампочка (система зажигания была рассчитана на работу от бытовой электросети).
К тому времени Форд уже построил механическую часть четырехтактного двигателя, использовав для изготовления цилиндров куски труб от паровой машины и выточив поршни из цельного прутка. Двигатель был прикреплен к кухонной раковине, зажигание подключено домашней электросети (через лампочку на кухне), а в качестве карбюратора выступила Клара, которая капала бензин в воздухозаборник. Генри Форд раскрутил маховик и маленький двигатель взревел, извергая пламя и выхлопные газы, и едва не вытряхнув раковину из креплений.
После этого Форд приступил к постройке автомобиля. Он строил его в кирпичном сарае позади арендованного им дома на Бэгли-авеню. В основе автомобиля лежал горизонтальный 2-цилиндровый 4-тактный двигатель с диаметром цилиндров 2½ дюйма (63,5 мм) и ходом поршней 6 дюймов(152 мм). При объеме 59 куб. дюймов (965 см³), расположенный над задней осью двигатель развивал около 4 л.с. (по поздним оценкам). При помощи рычага можно было изменять передаточное число ременной передачи (натягивая один или второй ремень), получая при этом скорость до 10 или до 20 миль в час (до 16 или до 32 км/ч). В промежуточное положение рычага соответствовало выжатому сцеплению (оба ремня были не натянуты). Передние колеса управлялись при помощи рулевого рычага. Заднего хода автомобиль не имел. У автомобиля было четыре 28-дюймовых (71 см) велосипедных колеса – с проволочными спицами и пневматическими шинами. Объем топливного бака составлял 3 галлона (чуть больше 11 литров). Вес автомобиля составлял около 500 фунтов (227 кг).
Позже Форд добавит ножной тормоз, действовавший на задние колеса, припаяет водяные рубашки вокруг каждого из двух горизонтальных цилиндров и установит деревянные баки для воды по обе стороны двигателя. В конечном итоге баки были заменены резервуаром меньшего размера, расположенным под сиденьем.
Велосипедные колеса, цепные передачи и общая компоновка придавали автомобилю сходство с 4-колесным велосипедом. Поэтому он получил название Quadricycle.
4 июня 1896 года машина была готова к первой пробной поездке, но Форд обнаружил, что дверь сарая слишком узкая, и машина в неё попросту не проходит. Вскоре это было исправлено при помощи топора – дверной косяк был расколот, а несколько кирпичей улетели наружу. Форд некоторое время ездил на этом автомобиле, а в 1898 году – построил свой второй автомобиль. Первую свою машину Генри Форд продал за 200 долларов Чарльзу Эйнсли – жителю Детройта. Позднее Форд за 100 долларов выкупит назад свой первый автомобиль.
=== ✂-------------------------------------------------------------------------------
История связная и гладкая, не правда ли? Но приведенные в ней даты – это, как было сказано в начале, официальная версия, которой сегодня придерживаются в Ford Motor Company и в музее Форда. А вот по словам самого Форда все описанные события происходили существенно раньше: в своих книгах он постройку «кухонного» двигателя он относил к 1887 году, начало постройки своего первого автомобиля – к 1892 году, а выезд его из мастерской – к весне 1893 года. В 1896 же году Форд, по его словам, построил второй свой автомобиль, а на первом наездил к тому времени уже около 1000 миль. И в музее Форда поначалу придерживались версии самого Генри Форда.
С другой стороны, знакомые в то время с Фордом детройтские автомобилисты – Чарльз Б. Кинг и Оливер Бартел – утверждали, что Форд построил свой первый «кухонный» двигатель в январе 1896 года. По словам Бартела, он показал Форду два номера журнала The American Machinist – от 7 ноября 1895 года и от 9 января 1896 года, в которых содержалось описание двигателя Kane-Pennington – простого четырехтактного мотора, который можно было построить из доступных материалов. Бартел утверждал, что Форд создавал свой двигатель на основе этой конструкции, Бартел лично видел его изготовление и помогал Форду запускать его. Чарльз Б. Кинг, который в то время также хорошо знал Форда, подтверждал эти слова. Еще больше веса этой версии придает тот факт, что двигатель Kane-Pennington из этих журнальных статей удивительно похож на «кухонный» двигатель Форда
Если у кого-то есть сомнения – посмотрите статью, о которой говорил Бартел:
https://books.google.com/books?id=Rr8cAQAAMAAJ&pg=RA1-PA8
В ней конструкция двигателя расписана достаточно подробно для того, чтобы опытный механик мог ею воспользоваться для изготовления своего мотора.
Более того, конструкция двухцилиндрового двигателя Kane-Pennington, активно рекламировавшегося в американских изданиях в 1895 году – тоже очень похожа на двухцилиндровый двигатель, приводивший в движение Quadricycle.
Возможная причина, по которой Форд врал о дате постройки своего двигателя и первого автомобиля, лежит на поверхности – с 1903 по 1911 год Генри Форд защищался от судебного иска со стороны Джорджа Б. Селдена. Тот в 1895 году запатентовал конструкцию автомобиля с двигателем внутреннего сгорания и требовал уплаты ройялти от всех производителей автомобилей в США. Судебная тяжба велась 8 лет и поставила под угрозу весь бизнес Форда – ведь Селдон угрожал взысканиями не только самому Форду, но и его дилерам и даже покупателям. Поначалу Форд проиграл в суде, и лишь в 1911 году, когда уже строилась знаменитая Model T – смог выиграть апелляцию. Поэтому для Генри Форда было крайне важно отнести дату создания им автомобиля на период до 1895 года (до регистрации патента Селдона) и широко озвучить это в прессе.
В этой истории непонятно другое: почему сегодня в Музее Форда, молчаливо признав, что Генри Форд врал в своих книгах касательно дат постройки своего первого двигателя и автомобиля, относят эти даты к 1893 и 1896 году? Буду весьма признателен, если кто-то поделится информацией о том, на чем основана такая датировка.