Найти в Дзене

Каюк — бог реки, небольшая лодка или вместительное судно? Раскрываем секреты народного судостроения на Руси.

Оглавление

XVI и XVII столетия богаты сведениями о русском судоходстве и мастерах-умельцах, способных из подручных материалов построить функциональные маневренные лодки, которыми активно пользовались наши предки.

Сегодня на канале «История Волжского пароходства» расскажем историю одного из таких типов судов – каюка. Интересно, что от региона к региону его размеры сильно различались. Например, на севере это были небольшие лодки, а на Волге — крупные суда.

Фото: Каюк. Иллюстрация к книге «О купеческом судостроении в России, речном и прибрежном» П. Богославского (1859). https://ru.wikipedia.org
Фото: Каюк. Иллюстрация к книге «О купеческом судостроении в России, речном и прибрежном» П. Богославского (1859). https://ru.wikipedia.org

Каюк со всеми удобствами

По словам историков, каюк (или каик) был широко распространенным судном, в конструкции которого совмещались черты ладийного (с округленной подводной частью) и барочного (с плоским дном и отвесными бортами) типов.

Главной особенностью строения каюка был большой подбор бортов, которые образовывали с дном один свободный овал, при этом носовая часть получала лыжеобразную форму (с сильно поднятым и порой даже загнутым внутрь судна форштевнем). Напоминая расшивы, каюки славились своими ходовыми качествами: из-за небольшого сопротивления их было легче вести против течения, используя одиночный парус и малое количество весел.

Одно из первых описаний каюка мы встречаем в книге известного голландского путешественника Корнелиуса де Брюина «Путешествие через Московию в Персию и Индию». Он посетил Россию в самом начале XVIII века:

«Если кто желает плыть летом в Архангельск, тот должен запастись для этого особенными небольшими барками на 3, 4 или 5 седоков, не более. Такие барки заранее заказывают здесь, еще до отъезда из Москвы, если хотят найти их уже готовыми к немедленному отплытию. Барки эти делаются со всеми удобствами, а именно: с деревянными постелями, столами, скамейками и вообще со всеми необходимыми принадлежностями. Такие барки называются каюками (Kajoek) и стоят обыкновенно 25 рублей; для них нужно нанимать гребцов 12 или 14 человек».

Интересный факт:

Каик — древнегреческий речной бог, сын Океана и Тефии. Есть версия, что и судно было названо в честь бога реки.

ФОТО Казачий каюк. Музей-заповедник М.А. Шолохова.
ФОТО Казачий каюк. Музей-заповедник М.А. Шолохова.

Такие разные суда

«Каюк» — слово тюркского происхождения, переводится как «лодка, челн». Так называли и легкие турецкие суда, и плоскодонные лодки у народов Средней Азии и Восточной Европы, и речные грузовые судна.

Размеры каюков сильно различались и на Руси в зависимости от времени и географии использования:

⚓на северных реках европейской части России их длина составляла от 10 до 20 м, ширина — от 3 до 5 м;

⚓волжские каюки могли достигать 30 м в длину и 8 м в ширину (в более поздние периоды 40 и 10 м соответственно);

⚓на Дону каюк — небольшая долбленая плоскодонная речная лодка-однодеревка длиной 3,60 м, шириной 63 см.

Известный этнограф Владимир Даль так описывал грузоподъемность каюков из разных регионов:

⚖️печорский поднимает до 2 тыс. пудов,

⚖️архангельский 5 - 9 тыс. пудов,

⚖️чердынский 10 тыс. пудов,

⚖️волжский до 30 тыс. пудов,

⚖️камский до 35 тыс. пудов.

Интересный факт:

Роскошный каюк был подарен турецким султаном императору Николаю I. В Турции эти легкие суда используются и сегодня, в основном на тихих водах Босфора. Во Франции в XVII—XVIII веках каюком называли небольшое судно, схожее с канонерской лодкой, оно использовалось в военных целях.

Фото: Государственный музей-заповедник М.А Шолохова
Фото: Государственный музей-заповедник М.А Шолохова

В чем особенность волжского каюка?

Суда строили из хвойные породы древесины. На палубе волжского каюка была надстройка — лабаз с грузовыми люками в крыше. У судна могли быть от 6 до 8 весел и одна мачта (использовалась для несения прямого паруса на рее). Управлялся каюк вручную — с помощью навесного руля. Волжские каюки использовались для перевозки хлеба, льна, рыбы. Срок их службы составлял от 3 до 5 лет.

Каюк малый

· Длина корпуса (по палубе) — от 10,65 до 14,91 м.

· Ширина корпуса (по палубе) — от 2,20 до 3,18 м.

· Грузоподъемность — от 48 до 56 т.

Каюк средний

· Длина корпуса (по палубе) от 14,91 до 21,30 м.

· Ширина корпуса (по палубе) от 3,18 до 5,00 м.

· Грузоподъемность — от 56 до 80 т.

Каюк большой

· Длина корпуса (по палубе) — от 21,30 до 27,69 м.

· Ширина корпуса (по палубе) — от 5 до 7,82 м.

· Грузоподъемность — от 80 до 128 т.

Источник: библиотека корабельного инженера Е.Л. Смирнова.

На канале «История Волжского пароходства» выходит цикл статей о судах, издревле ходивших по Волге:

Насад— древнейшее грузовое судно на Руси, дедушка современного сухогруза. Насады известны с X-XI веков, их грузоподъемность достигала 1000 тонн.

Великовражка— легкая, остроносая, скоростная и маневренная лодка, которая не переворачивалась и не зачерпывала воду при движении.

Беляна— уникальное волжское одноразовое судно, огромная плоскодонная деревянная баржа с большой грузоподъемностью и глубокой осадкой. Эти деревянные суда размером с дом могли перевозить до 12 тысяч тонн груза и сами были грузом.

Керженский ботник— долбленая лодка-однодеревка, которую создавали из цельного ствола дерева. Она служила для рыбной ловли на малых реках.

Долбленка— древнейшая лодка в России. Самое первое судно, найденное в нашей стране, относится к эпохе неолит (VI – III тысячелетия до н.э.). На лодках волжан еще викинги плавали.

Продолжение следует. Подпишитесь на канал «История Волжского пароходства», чтобы не пропустить новые интересные публикации!