Найти тему

Керженский ботник — история лодки-однодеревки

Оглавление

Изящное деревянное судно, будто сошедшее со старинной фотографии, занимает в Нижегородском техническом музее особое место. Такие легкие и маневренные рыболовные лодки на протяжении нескольких сотен лет ходили по всему нижегородскому Заволжью.

Как создавались керженские ботники, почему получили такое название и какими секретами народного судостроения владели мастера прошлого? Рассказываем на канале «История Волжского пароходства».

Судоходство на Керженце

Керженец — небольшая река в Нижегородской области, левый приток Волги. Её протяжённость — всего 290 км, ширина русла варьируется от 10 до 40 м. Река интересная и таинственная: Керженец петляет сквозь непроходимые суровые леса, скрывающие много загадок. По легендам, здесь разбойники прятали свои клады и скрывались от преследования раскольники.

Последние несколько столетий реку активно использовали для сплава леса. Из-за этого Керженец страдал: оставшиеся от сплава брёвна замывались, появлялись мели и проход судов затруднялся. По реке, конечно, можно было пройти, но только во время паводка. Основным видом водного транспорта на Керженце стали небольшие лодки с минимальной осадкой. Самым распространенным таким судном был керженский ботник.

«Ботать» по реке

Ботник получил своё название от слова «ботать» (болтать воду), что означало — загонять рыбу в расставленные сети с помощью ботала, шеста с металлической или деревянной воронкой на конце.

Ботник — это долбленая лодка-однодеревка, которую создавали из цельного ствола дерева. Размер ботников в среднем варьировался от 4,5 м до 7,5 м.

Иностранный журналист Т. Дж. Вильямс, который в конце 1950-х годов путешествовал по Керженцу, писал:

«Изящные керженские ботники — это идеальные лодки для малых рек и озер. Они быстроходны, имеют хорошую маневренность, и их грузоподъемность удивительна. Когда нагруженный сеном ботник плывет по течению реки, то издали создается странное впечатление, будто стог сена движется самостоятельно, и только на близком расстоянии можно различить крошечную “скорлупу” под ним и заметить взмахи весла».

Для изготовления ботников использовали крупные стволы осины, а весь процесс затягивался на несколько месяцев, ведь бензопил у наших предков не было. По словам директора Нижегородского музея - заповедника Юрия Филиппова, осину выбирали поздней осенью или ранней зимой, когда замерзали дороги, но снег был ещё неглубокий. Дерево брали с чистой корой, без сучков, толщиной примерно в обхват взрослого человека. К работам приступали в начале марта, как пройдут сильные морозы.

Ствол распиливали пополам, середину выдалбливали, формировали днище и борта будущей лодки. А дальше начинался трудоёмкий и ответственный процесс разведения бортов. Сначала ботник замачивали в воде, чтобы сделать древесину более податливой. Затем лодку устанавливали на козлах над костром и начинали разводить при помощи упругих веток рябины.

На финальном этапе лодку отправляли на сушку, которая длилась примерно месяц. Для этого в нее устанавливали временные еловые распорки. После высыхания в ботник ставили постоянные опруги-шпангоуты и лавочки. Перед использованием лодку нужно было пропитать смолой в солнечный жаркий день. В среднем один керженский ботник, как рассказал Юрий Филиппов, служил около 15 лет.

Фото: Керженский заповедник
Фото: Керженский заповедник

100 лет, а как сохранился!

Экспонату Нижегородского технического музея, который сейчас могут увидеть все горожане и гости приволжской столицы, — более 100 лет. Но он прекрасно сохранился. Музейщики нашли его в деревне на берегу Керженца. В свое время у его хозяина было четыре таких ботника. Три со временем износились, а один остался и хранился на чердаке, пока его не передали в музей.

Читайте также:

Беляны: история одноразовых судов размером с футбольное поле

«Великовражка» — памятник народного судостроения на Волге

Речной исполин: самый большой в мире сухогруз «Волго-Дон–1»