Невозможно реально представить себе войну не поговорив с теми, кто воевал. К сожалению, ветераны Великой Отечественной обычно рассказывают о ней весьма неохотно. Тем ценнее портреты-интервью, сделанные белорусским журналистом Дмитрием Чернявским
ЛИЦА ПОБЕДИТЕЛЕЙ
Авторский проект Дмитрия ЧЕРНЯВСКОГО, Гомель
Серия 2
Две судьбы одной Победы
23 июня 1944 года 952-й авиационно-штурмовой полк построился на митинг.
–Так для нас начиналась операция «Багратион». Молодой командир отряда Коля Косинов призвал мстить фашистам, не щадить неприятеля, – вспоминает ветеран Великой Отечественной войны Григорий Ворошнин.
Но не только войска Красной армии, но и партизаны делали в это время всё, чтобы очистить Беларусь от врага. Среди народных мстителей оказалась и 14-летняя Франя, будущая жена Григория Павловича, которая была связной в трёх партизанских отрядах на Могилёвщине.
На летающем «танке»
– В 1941 году пошёл служить добровольцем в 17 лет. Так тогда было модно, – полушутя рассказывает Григорий Ворошнин. – Попал в авиационную школу в городе Козельск. Немцы уже под Москвой стояли, а нас продолжали учить. Из 700 человек набора к концу года обучения осталось сто. Остальные ушли на фронт.
На фронте Григорий Павлович нёс службу авиационным механиком.
– Его называли летающий «танк», – рассказывает ветеран о своём любимце – штурмовике Ил-2. – Самолёт летал на низкой высоте – около одного километра. Был бронированным. Только это часто и спасало от обстрела врага. Как правило, огонь из зениток немцы вели по штурмовику сумасшедший. Не все экипажи возвращались на аэродром. Помню, когда перелетал вместе с пилотом на новое место дислокации, то перед нами открылась панорама из сбитых Ил-2, которые стояли на земле хвостами вверх.
Взлетали с пашни
В авиационном полку Григория Ворошнина было три крылатые эскадрильи с десятью самолётами в каждой. 60 человек лётного состава управляли штурмовиками, а 150 обслуживали машины.
– Я не преувеличу, если скажу, что именно механик считался настоящим хозяином лётной машины. Вмятина на фюзеляже, мотор тарахтит, поломка шасси, дозаправка масла и воды – всё это было на мне. В моём подчинении были также оружейник и моторист. Нагрузка на нас и лётный состав была очень большой. Иногда приходилось обслуживать три– четыре вылета в день, – говорит Григорий Павлович.
Спали механики прямо под крылом самолёта.
– Да какой там был комфорт? – удивляется вопросу ветеран. – Во время наступательной операции «Багратион» в составе 3-го Белорусского фронта ночевали на улице под машиной, накрытой чехлом. Аэродромов не было. При перемещении на новое место дислокации укатывали катком километра два пашни. Вот тебе и вся взлётная полоса.
Садились под бомбардировкой
Во время одного из вылетов самолёт, который периодически ремонтировал Ворошнин, был сбит. Экипаж погиб. Но времени расстраиваться не было. Вскоре эскадрилья получила новую машину, командиром которой стал молодой лётчик Миша Горб. Несколько раз над небом Беларуси сбивали экипаж командира эскадрильи 952-го авиационно-штурмового полка Ивана Гаврилова.
– Видел, как они в очередной раз после боя возвращались на аэродром. Переоделись в гражданскую форму и пришли. Все живы, здоровы, – улыбается воспоминаниям Григорий Ворошнин. – Случалось, что несколько раз налетали вражеские самолёты на место дислокации нашего полка. Это было редкостью, так как превосходство в небе над противником в 1944 году у нас было подавляющее. Несмотря на то, что начиная с первых дней войны, мы постоянно догоняли фашистов в техническом оснащении самолётов. Поколотили нас хорошо только в городе Сенно в Витебской области, но самолёты остались целыми. Наши лётчики вынуждены были садиться на аэродром под бомбардировкой. В общем, повезло.
С гордостью за поколение
Когда война закончилась, Григорию Павловичу исполнился 21 год.
– О том, победим ли мы, не задумывался. Надо и всё. Мороз, недоедание, страшные холода, переезды на машинах-полуторках без тентов – это и не только сопровождало меня во время службы. Зимой в самолёте остывало и густело масло. После такого технику было очень сложно поднять в небо. Периодически ночью приходилось разогревать двигатель с помощью бензиновой печи, смотреть за тем, чтобы не обледенели крылья. Но наше поколение всё преодолело, – не скрывая гордости, говорит ветеран, который удостоился двух орденов Красной Звезды и Отечественной войны.
После Великой Отечественной войны Григорий Ворошнин оставался на срочной службе до 1951 года. Затем закончил в Москве Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского. Служил в дальней авиации, а попав в Гомель – в ракетных войсках. В звании подполковника ушёл в отставку. В 2001 году указом Президента Беларуси Александра Лукашенко в ряду других получил звание полковника. Многие годы был председателем совета ветеранов завода измерительных приборов.
Яичный «пропуск»
В то время как Григорий Ворошнин помогал отвоёвывать небо Беларуси, его будущая жена, тогда ещё 14-летняя Франя, была связной трёх партизанских отрядов в Могилёвской области.
– Командиры партизан отправляли меня в город наладить связь с нужными людьми, которые могли помочь народным мстителям оружием и медикаментами, – делится Франя Антоновна. – «Иди, – как-то сказал один из партизан, – к моему другу, директору Могилёвской шёлковой фабрики. Только я теперь сам не знаю – друг он мне или перешёл на сторону фашистов. Постарайся разобраться на месте».
Совсем юная девушка положила в корзину пакеты, в каждом из которых было по пять яиц, и направилась на задание.
– Пришла на фабрику. Немец из охраны стал меня прогонять. Я сказала, что пришла устроиться на работу. Арбайтен, арбайтен, – поясняла на немецком. И дала охраннику пакет с яйцами, – вспоминает Франя Ворошнина.
Немец махнул рукой и пропустил связную. После ещё двух постов, договориться с которыми также помогли куриные яйца, партизанка попала в кабинет директора. Тот, не ожидая посетителей, читал газету.
Мужественные женщины
Девушка смело рассказала руководителю фабрики, от кого пришла и по какому делу. Тот был очень удивлён такой находчивости. А Франя, слегка распоров платье, достала зашитую записку с просьбой о медикаментах и оружии. Директор передал связной место и время, где партизаны могли получить всё необходимое, и сказал Фране, чтобы она возвращалась назад не по дороге, а через лес, так как её могли выследить немцы.
А забирать оружие пришлось уже маме Франи, которая вместе с невесткой и её грудным ребёнком везла оружие на телеге с двойным дном. Немецкий патруль остановил храбрых женщин.
– Представляете, на каком волоске была их жизнь! Невестка встала, немцы проверили под ней солому. А мать с младенцем на руках практически сидела на пулемёте. Ребёнок заплакал, и фашисты решили больше не досматривать повозку, – передаёт обстоятельства произошедшего Франя Антоновна, которая, кроме того, приводила в партизанский отряд семьи, члены которых могли быть расстреляны немцами. А на вопрос, не было ли страшно, бывшая партизанка не задумываясь отвечает:
– Когда в лесу живёшь и вечно в тревоге, становится уже совсем не боязно. К тому же нас не покидала мысль о том, что всё, что мы делаем, рано или поздно приведёт к освобождению нашей страны. И это придавало силы бороться.
Другие материалы проекта здесь:
Дмитрий ЧЕРНЯВСКИЙ, Гомель
Фото автора
© "Союзное государство", №12 2023
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!