Роль Иосифа Сталина в нашей истории переоценить довольно сложно. Правда оценки эти очень сильно разнятся... Одни считают его несгибаемым Вождём народов, поднявшим советскую страну с колен и защитившим ее от гнета капиталистического Запада, другие же вовсе проклинают его, называя первобытным диктатором, отбросившим нашу страну на десятилетия назад и утопившим ее в крови. Как бы там ни было, в самые кратчайшие сроки для Сталина было построено около ста защитных сооружений по всей стране, многие из которых засекречены и по сей день.
В Москве работает популярный музей холодной войны, который также известен как Бункер-42 — они приглашают всех желающих на увлекательную экскурсию по «бункеру Сталина». В 2012 году, когда мир ждал «конца света» по календарю майя, они даже приглашали всех желающих укрыться в стенах бункера — правда, входной билет стоил полмиллиона рублей.
И хотя сооружение на Таганке действительно построили по приказу Иосифа Виссарионовича, он никогда там не бывал — это запасной командный пункт (ЗКП), принятый госкомиссией лишь в 1956 году, когда Сталина уже не было в живых.
Схожая история и с другим знаменитым «бункером Сталина», в который он так никогда и не спустился — в Самаре (в те годы — Куйбышев). Туда эвакуировали Верховный совет, Совнарком, послов и многих других, но сам Сталин ни в военные годы, ни после, в Самаре не был — а значит, не мог посетить и бункер.
Но таких «бункеров Сталина» по стране не два и не три — их, вероятно, минимум 98! Их строили так, чтобы под землёй можно было пережить самый страшный катаклизм и удар бомбы любой мощности. Вокруг этих бункеров до сих пор витает много конспирологических теорий, слухов и легенд.
Рабочий кабинет в метро
Бункеры для защиты вождя начали строить только во время боевых действий. В 1941 году, в самый разгар событий, Сталин чаще всего находился либо в Кремле, либо на своей даче в Волынском — но никаких бомбоубежищ там ещё не было.
Строительство первого бункера на территории Кремля начали в 1941, а в эксплуатацию его ввели в 1942 — правда, интенсивные бомбёжки столицы уже кончились.
Первым подземным объектом, где некоторое время пребывал и работал Сталин, был комплекс сооружений на бывшей Мясницкой улице (ныне — улица Кирова). Там, на станции метро «Кировская», позже переименованной в «Чистые пруды», находился его рабочий кабинет. Обстановка в нём напоминала ближнюю дачу Сталина — паркетный пол, обитые шпоном стены. Служебные помещения ничем не выделялись.
От кабинета шёл подземный туннель, ведущий в бункер связи и Ставку Верховного главнокомандующего.
Здесь же, на станции «Кировская», находилось управление Генштабом Красной Армии и войск ПВО. Ветку метро при этом никто не перекрывал — поезда продолжали ходить, но не останавливались на станции. Платформу поделили на части и закрыли фанерными щитами. Глубина заложения станции была 35 метров, поэтому выбор и пал на неё.
Это убежище строили в рекордные сроки — четверо суток. Ответственным за проект был Дмитрий Щадрин, замначальник первого отдела НКВД. Он не спал все эти четверо суток — и уложился в срок. Последней достроили кухню — именно туда Дмитрий Щадрин и отправился перекусить и немного восстановить силы после многочасового труда. Неожиданно на кухню зашёл сам Иосиф Сталин. Увидев Щадрина, он похвалил его за работу и велел налить ему коньяк.
Щадрин залпом осушил стакан — и потерял сознание от переутомления и голода. Пока он спал 1,5 суток, Сталин велел командира объекта ни в коем случае не будить.
Подземелье Кремля
Следующее подземное убежище подготовили через 3,5 месяцев уже в Кремле. Заканчивали его уже буквально под бомбами. До постройки бомбоубежища спрятаться от налётов в Кремле можно было только в старых подвалах и временных земляных укрытиях.
Осенью из Куйбышева туда приезжала дочь Сталина — Светлана Аллилуева. Незадолго до смерти она дала развёрнутое интервью, где в том числе описывала кремлёвский бункер отца.
Интерьером и убранством он почти в точности копировал «ближнюю дачу» в Кунцево: мебель, дубовые панели, большой стол, карты во всю стену, портреты Ленина и Маркса, даже гардины, висевшие на месте несуществующих окон. Воссоздавая знакомую обстановку, коменданты хотели угодить Иосифу Виссарионовичу и очень гордились своей работой. Кабинет в бункере почти в точности напоминал его кабинет в ЦК.
"Домашний" бункер
Ещё один бункер располагался непосредственно под «ближней дачей» на глубине примерно в двадцать метров. Свидетельства его существования скорее косвенные, а сама дача до сих пор является секретным объектом и закрыта для посещений.
На своей даче вблизи Кунцево Сталин провёл последние двадцать лет жизни — он там жил, работал, часто устраивал деловые встречи с членами правительства или иностранными делегациями. Считается, что убежище закончили в 1942 году.
Железобетонное сооружение было способно выдержать удар авиабомбы, а его перекрытиями стали чугунные рельсы. Некоторые описывали обстановку внутри: и «спартанскую» спальню Сталина, где не было ничего лишнего — только кровать и тумбочка, и просторный кабинет с овальным столом и деревянными панелями из карельской берёзы. Именно там он проводил заседания Совета Обороны.
Стадион Измайлово
Один из популярнейших бункеров, ставший музеем, был рассекречен только во времена перестройки. Его строительство начали ещё в 1936 году — строили бункер, туннель и трибуну спортивного стадиона, который являлся лишь прикрытием. Никто в Измайлово не знал, что за объект строится у них под носом на самом деле.
Хотя музей открыт для посетителей, увидеть помещения в их первозданном виде уже не получится — всё давно отреставрировали. Со сталинских времён сохранился только диван, карта и стол — всё это находится в рабочем кабинете. Ставка Верховного главнокомандующего и коридор — ещё одни места, напоминающие то, что было раньше.
В просторном зале заседаний на толстых колоннах покоится купол, прямо над столом Сталина. Известно, что тот не любил повышать голос и говорил довольно тихо — благодаря акустическим свойствам такого купола его было хорошо слышно, а плотный ковёр на полу поглощал эхо.
Считается, что Сталин бывал в этом бункере в 1940 году, когда принимали объект, и в 1941, когда начались атаки немцев на столицу.
Масштабная стройка
В 1941 году под руководством Лаврентия Берии приступили к постройке запасных командных пунктов — притом закончить всё было нужно в кратчайшие сроки. Занимался стройкой Метрострой. В списке городов, где было нужно возвести убежища, были Куйбышев, Саратов, Горький, Казань, Сталинград, Ульяновск, Ярославль.
На начальный этап строительства выделили около 50 миллионов рублей — огромные для тех времён деньги.
Тот самый бункер в Куйбышеве, где Сталину так и не довелось побывать — «объект No1». Он самый просторный и безопасный. Его почти без отдыха, в две смены, строили тысячи рабочих, которые не отлучались от объекта. Они ели в построенной рядом столовой, а спали либо в общежитии обкома, расположенном наверху, либо в самом бункере.
Система жизнеобеспечения куйбышевского бункера до сих пор в рабочем состоянии.
Так сколько таких «бункеров Сталина» было на самом деле? Доподлинно неизвестно. Рассекречена лишь малая часть из них. Помимо описанных в статье есть ещё убежище в Горьком, в Саратове, а также в Сталинграде — именно ему присвоен номер 98. Строили не только бункеры, но и бомбоубежища — в одном только Горьком было несколько таких объектов.
Укрытий было достаточно, чтобы Сталин со всем руководством СССР надёжно спрятались под землёй в любом крупном городе, где бы ни находились. Вот только сам Иосиф Виссарионович этой возможностью не воспользовался. Велев эвакуировать в Куйбышев Правительство, послов и других высокопоставленных лиц, сам он остался в Москве и не покинул свой боевой пост.
Действительно ли была необходимость строить столько подземных укрытий для ограниченного числа представителей элиты СССР, либо деньги следовало потратить иначе? Оставим это на суд истории...