Найти тему
Софья Кутепова

“ГИТИС был для меня чем-то нереальным”

Актёров ломают и портят? Образование - обязательно? Какие проблемы есть в современном театре?

Юлия Китова об учебе в лучшем театральном страны. Субъективность вступительных, будущее в профессии и нюансы заочного обучения.

Юлия, апрель 2023 года.
Юлия, апрель 2023 года.

Ранее ты уже успела побыть студенткой актерского отделения (до ГИТИСа Юлия два года отучилась в ИТИ им. Кобзона, мастерской Романа Виктюка, - Прим.), а сейчас на режиссерском факультете (мастерская А.В. Галибина 2022-2027). Какой деятельностью в итоге планируешь заниматься в будущем?

На режиссерском факультете, куда я сейчас поступила, у нас, как исключение, есть актерская группа, поэтому учусь опять-таки на актрису. Вступительные с режиссерами были разные, но на занятиях в основном мы всегда вместе.

Получается, если вы актеры, то вас не учат режиссуре? Или это тоже совместные занятия?

Моя мастерская - это исключение из правил. Как в первом институте, у Виктюка (Роман Виктюк, театральный режиссер, педагог, основатель Театра Романа Виктюка, народный артист РФ, - Прим.), было вообще про другой театр, так и здесь. Постоянные самостоятельные отрывки, а мы хоть и актеры, но учимся ставить тоже. Не у всех, конечно, хватает опыта, фантазии. Да и нет в этом никакой проблемы - все-таки актер, по сути, исполнитель, да? Но я с радостью подключаюсь, тоже ставлю отрывки как режиссер, и все больший и больший опыт накапливается.

Такая система в мастерской и плюс ещё заочка - предполагается, что все с каким-то опытом, образованием, пришедшие. На первых курсах же везде учат базе. Здесь такого нет. Ну и слава богу, тот этап пройден. Я, когда поступала, честно говоря, не знала, что ждёт. Думала: ладно, пускай все то же самое будет, а оказалось, все вообще абсолютно другое.

Ваша мастерская - про метафизику. Что это значит?

В большинстве мастерских учат по Станиславскому. Наши мастера Александр Владимирович Галибин и Игорь Владимирович Яцко - ученики Анатолия Васильева. Это великий режиссер и педагог, который открыл понятие игрового театра. Поэтому мы им и занимаемся. То, что на сцене нигде и не увидишь. Это только наша школа. Уже в первом семестре мы сами ставили отрывки по "Диалогам" Платона. На актерском мастерстве сразу философия. Вот тебе и метафизика, вот тебе и идея. Это не значит, что мы после выпуска только этим будем заниматься, но мы ищем так свою базу. Труднодоступную - мозг очень должен работать.

  • И.В. Яцко об игровом театре:
Психологический театр занимается изучением взаимоотношений людей, а игровой театр – взаимоотношениями идей. Главным инструментом психологического театра является ситуация, которая выражает себя в паузе. В паузе мы выражаем свои чувства, эмоции, атмосферу. И слова являются аккомпанементом к этому. В игровом построении доминантой является слово как «в начале было Слово». Из слова рождается смысл, из слова рождается ситуация, атмосфера. Оно как бы является в сценическом пространстве.

Ты говоришь, что азам не учат. Тогда тем, кто поступил в первый раз, наверное, сложно приходится? Вообще есть такие ребята?

У нас есть даже такие ребята, которые вообще не были связаны с театром. Есть те, которые не получили ещё высшее образование. И, с одной стороны, это даже благо - они не были испорчены тем, что делают на первых-вторых курсах. (Смеется)

А что ты имеешь в виду под испорченностью?

Да даже не я имею в виду, это мастера нам сказали. Это такой глубокий вопрос, который касается системы в целом. Но, если поверхностно ответить, я знаю, что практически везде учат одному, и все выпускаются сырыми, скажем; неподготовленными к трудоустройству в театр, в кино. Какая внутри там кухня, это уже другой вопрос. Но такая существует проблема, проблема незнания! Нас учат тому, чтобы мы в любом тексте, даже, извини меня, в каком-то поганом - потому что сценарии разные бывают - могли найти какое-то зернышко. Либо, наоборот, если взять супер-сложный материал: мы его как семечки щелкаем, уже. Ищем суть.

Студенты не всех мастерских смогут это сделать, или им это будет сложно. В этом проблема.

Твой прошлый курс тоже отличался от так называемого стандарта. Как ты оцениваешь тот опыт? Как я понимаю, он тебе многое дал и сейчас помогает очень?

Конечно. Мне кажется, если бы я сейчас окончила школу и пробовала поступать на заочное к Галибину, к Яцко, я бы была зеленая вообще. Помню свои ощущения в одиннадцатом классе, но все, что было до, веришь, нет, - в основном просто белый лист. Потому что жизнь абсолютно перестроилась, мыслю по-другому, мировоззрение поменялось. Да и сейчас обучение заочное. После школы была бы не готова.

А чему главному научили? Что так изменило тебя?

(Задумчиво улыбается)

Да всё на самом деле. Ты встаешь каждый день к 8:30 и до ночи шесть дней в неделю трудишься, уже на автомате. Этот предмет, потом другой, третий. Мы и по воскресеньям встречались. Ты погружаешься и даже сам не замечаешь, что меняешься. Твой сосуд наполняется. Это везде так в театральных. Там я до десяти училась, а сейчас мы даже до двенадцати остаемся - охрана более лояльная. Мы ох как пашем. И педагоги обязывают. Например, один - балетмейстер в Большом драматическом театре (Российский государственный академический театр им. Г.А.Товстоногова, - Прим.). Здесь самое главное в этой профессии - трудолюбие. Потому что тех, кто не трудолюбив, либо выгоняют, либо они сами уходят, все.

Первая мастерская. Курс Романа Виктюка.
Первая мастерская. Курс Романа Виктюка.

Скажи, почему выбор пал на заочное? Все-таки это необычная и сильно практико-ориентированная специальность.

Вообще я и не думала изначально перепоступать, не было такой цели. Просто решила попробовать. Почувствовала, что наша связь с мастерской разъединилась после ухода мастера (Роман Виктюк скончался 17 ноября 2020 года, - Прим.). Даже его ученики, его великие актеры, постоянно учились у мастера, всегда он что-то новое привносил. Грубо говоря, ты покажешь работу его ученикам - они скажут одно, а вот он бы увидел, сказал бы, может: Это хрень! Это полная хрень! (Смеется). Он такой был импульсивный, экспрессивный.

А перепоступила я с первой попытки, причем изначально смотрела именно заочные отделения. Училась тогда с ребятами и чувствовала, что они будто застряли на подростковом этапе, да и просто, что не мои люди. Общалась в основном с поколением более старшим. Подумала: хочу на заочное поступать. Смотрю, Галибин набирает. А он мне очень нравится и как актер, и как режиссер. И поступила. Хотя после школы, конечно, тоже пробовалась в золотую пятерку (ГИТИС, ВГИК, ВТУ им. Щепкина, Театральный институт им. Б.Щукина, МХАТ, - Прим.), где-то проходила в следующие туры, но слетала. И я понимаю, что это абсолютная лотерея плюс блат, это ни от кого не скроешь. Ни на что не настраивалась на самом деле. Думала, ну, приду, кайфану. Нас же в этой профессии учат, чтобы мы и удовольствие получали, и отключались мысленно. Покажусь, и будь что будет. Если не подхожу, то пойду дальше. Нос кверху и все!

Насколько заочное обучение актерскому ремеслу отличается от очного? Расскажи, из чего весь процесс складывается у тебя сейчас.

Заочное отделение - это учеба от сессии к сессии. Нам по всем предметам дают задания, над которыми мы либо сами индивидуально работаем - учим материал теоретических предметов, находим площадки и репетируем сценическое движение и танец, - либо по актерскому мастерству в зуме созваниваемся и репетируем отрывки, а те, кто в Москве, могут и очно встретиться. А сами предметы те же самые.

Сессии у нас проходят два раза в год - осенью и весной, а длятся по целому месяцу. В эти промежутки времени мы и встречаемся. Люди, которым говорю про мой график, думают, что я преувеличиваю, потому что они часов в пять вечера пишут: "Юля, привет! А ты дома?". Я думаю: я что пошутила что ли? Я вообще не бываю дома. Всегда просыпаюсь в этот период в 6:00-6:30. Мне нужно заранее что-то свое поделать и плюс еще не опоздать! Заранее выехать! А обратно приезжаю в двенадцать, а то и к часу ночи. И после этих практических занятий, стоящих последними парами до победного, когда твое тело полностью включено было в процесс, так устаешь, потеешь - но это приятная усталость, естественно, - а потом приезжаешь домой за полночь и чувствуешь, как взбодрилась. Спать не хочется абсолютно. И в этот момент я понимаю, что тексты выучены или не надо сейчас этого делать, надо ложиться спать, но уснуть не могу!

И целый день мы находимся в институте ежедневно. И в субботу, и в воскресенье тоже. О том, чтобы убираться дома или готовить, не идет и речи. Вот такой режим получается.

В этом плане на очном чуть-чуть полегче. Все равно мы там в выходные, конечно, встречались, но, как правило, воскресенье все же для отдыха. Перерывы нужны. Потому что, извини, или ты учишься четыре года с утра до ночи каждый день, или встречаешься два месяца за год.

А преподаватели тоже с вами допоздна остаются, до двенадцати? Или вы сами?

С нами. Иногда мы сами, но это редко. В основном утром. Бывает еще днем: час, допустим, перерыв, и мы обязательно репетируем что-то в это время. А так, мастера всегда с нами допоздна, вообще до победного.

У них каждый день расписан полностью. Приходят к нам с ежедневниками: "Так-так, вот здесь я не могу. А вот здесь я сейчас дополню". Каждый день съемки, спектакли; они ставят, сами играют. Кто-то еще и художественный руководитель, директор, поэтому с утра до ночи заняты. У них вся жизнь такая. Но я к этому и стремлюсь! Хочу, чтобы у меня тоже так было. Хочу тебе в следующий раз интервью давать ночью. И даже если получится поспать потом всего два часа, я готова на это. Ну, правда. Это опять-таки трудолюбие. Обожаю плотный график и мучаюсь, когда ничего в расписании нет. Да, можно дома развиваться, но дома я не могу - мне надо бежать куда-то все время. Вот если увидишь человека, который самый стремительный в метро, я тебе гарантирую, кто это. Быстрее всех постоянно лечу. Даже если мне никуда не надо.

-5

Размышляешь ли ты в такой категории: Я через пять лет/Я через десять лет?

Скажу откровенно, что есть некоторые люди - я бы даже сказала великие, - которые мне говорят: "Да, ты добьешься...". Такие слова, с одной стороны, банальные. Вообще я не люблю подобные комплименты, не люблю, когда меня как-то хвалят. Точнее я не размазываюсь по этому поводу: "Хорошо. Услышала." Просто приятно это слышать от людей, которые много лет в творческой профессии.

Безусловно, есть свои планы, да и возможности уже были. Был один сногсшибательный проект. Название говорить не буду, не хочу, чтобы как-то афишировалось, в любом случае не сложилось. Это был фильм. Меня уже собирались утверждать. Съемки проходили не в России. Состав - все известные актеры - я была в шоке. Один только из наших, российских. И год не могли найти актрису! Меня один человек заметил, проходила все эти пробы. И потом, к сожалению, начались всем известные события и Россию отстранили. Это была мечта просто. Голливуд, считай.

Люди же не знают, как у тебя жизнь складывается. Смотрят только на результат, а сам процесс, закулисье жизни творческой, не видно.

Говоря о будущем - здесь уже, как судьба сложится. Все расставит по местам. Надеюсь, что мои труды будут вознаграждены - трудиться я люблю. Будет ли мне предоставлен такой случай? Не знаю.

Тот же самый ГИТИС - это было для меня что-то нереальное. Потому что не только со всей нашей страны, но и с других стран пробуют поступать. Плюс еще же блат, связи. В других мастерских набирают, бывает, по 40, по 60(!) человек, а у нас курс из 18 всего: и актеры, и режиссеры. Это судьба. Как и в любви! Ты не знаешь, за что тебе нравится этот человек, но ты же его полюбил за что-то, сам не знаешь, за что. Так же и здесь. Необъяснимо даже. Не талантом единым - это точно.

В танце с мастером. Отрывок из "Идиота" по Достоевскому
В танце с мастером. Отрывок из "Идиота" по Достоевскому

Сейчас есть актеры без образования. Насколько оно важно на твой взгляд?

Зависит от того, какую цель преследует актер. Сейчас столько онлайн-платформ, где можно увидеть кучу новых актеров без образования. Кино - это другая специфика, работа с камерой. В вузах обычно этому не учат, упор делается на театр. Зато сколько всяких курсов про работу в кадре! Сейчас можно сниматься в кино без актерского образования, это факт. Но в театр тебя никто не возьмет.

Честно, сердце болит, когда видишь, например, каких-то блогеров, кто попадает в фильмы, везде мелькает, а реальные актеры никак не могут, хотя трудоголики.

Актерское образование для добросовестного актера необходимо. Это такая база. Ну ты не почувствуешь мир глазами актера, если не будешь получать образование. Опять-таки, возвращаясь к разговору об учебе с утра до ночи - естественно у тебя при таком подходе все меняется абсолютно.

А по поводу заветной корочки - сейчас с этим стало все строго. У меня было приглашение в театр, но без диплома принять не смогли. И в этом же театре монтажер, художник по свету работают всей командой на протяжении двадцати лет, всех там знают. А недавно пришла весточка, что театр могут оштрафовать в связи с тем, что у этих людей нет образования. И оштрафовали. Они потом пошли учиться на заочное отделение, чтобы просто получить корочку. А что тогда говорить про актеров?

Существует мнение, что в театральной школе могут «сломать» актера, его природу. Бывает, что мастер всех под себя подстраивает, и возможно это помешает талантливым людям раскрываться в дальнейшем. Что ты думаешь на этот счет?

Можно сказать, что в этих двух мастерских нас и ломают. Например, сейчас я учусь, и мы отказываемся от русского традиционного психологического театра. Мы забыли всю ту базу. Учимся пить, есть - до такой степени. Но «ломают» - это больше про тех студентов, которых ломаешь - и он сломался, он не выдержал, и впоследствии ушел. Или он сломался так, что он стал «плохим», брутальным, то есть переменился в худшую сторону. Я тоже боялась этого понятия, когда поступала, но всегда шла с намерением: "Меня не сломаешь". Я все-таки человек сильный. Ну, а как еще? Надо бороться, доказывать.

Чего тебе не хватает в современном театре? Что бы хотелось в будущем привнести в профессию, а каких ошибок избежать?

Как и в любом искусстве, мы можем говорить об определенной субъективности оценки. Всё на вкус и цвет, конечно. Но часто, к сожалению, режиссеры сами не понимают, что они ставят, как разбирать материал. Часто это просто внешняя форма, какая-то картинка, которая не несет смысла. И зритель иногда не понимает. Смотрит просто на визуальную составляющую и хлопает в ладоши. Но, конечно, есть и режиссеры, которые работают со смыслом, зерном текста. И в нашем понимании игрового театра мы этим и занимаемся: пытаемся дойти до сути, чтобы не быть плохими артистами и плохими режиссерами.

И самая наболевшая тема - зачастую встречаю ее, как в кино, так и в театре - это тема постели. Постоянно везде слышится слово секс. Мне кажется, что вообще искусство сейчас перешло эту грань. Это же такая интимность, откровенность, сакральность, которую, я считаю, вообще нельзя раскрывать. Можно же вообще без этого обойтись. А сейчас везде один акцент: и шутки, и сцены из фильмов, спектаклей. Просто раньше, если и затрагивали данную тему, то очень аккуратно и не так открыто. А сейчас все стало настолько пошло, что, мне кажется, уже пора остановиться.

Есть такой, не знаю, стереотип ли: некоторые мастера набирают курс, уже представляя, какой они хотят поставить дипломный спектакль, и подбирают актеров сразу под него. Либо некоторые предпочитают, чтобы все были условно брюнетами...

(Смеется)

Это про наш курс. Я и Наташа - единственные светленькие девочки. У нас все брюнеты с карими глазами.

Да, субъективность - это точно. Когда ты поступаешь, такая фраза применяется: "Насильно мил не будешь". Должна быть взаимная любовь.

Так как у нас другая специфика, не традиционный русский психологический театр, где подбирают именно типажи - вылитую Джульетту или Катерину из "Грозы", у нас на первый план выступают личности. Постоянно нам говорят: каждый из вас индивидуальность; мы не хотим, чтобы вы были похожи друг на друга. Поэтому, предполагаю, когда нас набирали, не было такого, что "она бы могла эту героиню сыграть, а он - того". А вообще часто так происходит.

Круто, когда ты попадаешь в необычную мастерскую, но самое главное, чтобы она и тебе подходила. Потому что у нас есть ребята, которые говорят: "Это не моя мастерская, мне это не нравится", но при этом остаются. Я удивляюсь - зачем ты терпишь? Хотя в основном, конечно, кому не подходит - уходят. Все-таки очень ценно чувствовать себя на своем месте.

Почему не поступают? Это вообще большой вопрос, конечно. И есть еще одна версия. Когда я приходила на вступительные, у меня разные материалы были. Я не относилась к какому-то жанру конкретному. И зачастую педагоги не понимали: кого она именно-то сыграет в этом спектакле. Они этого не озвучивали, конечно. Я уже потом поняла с опытом: надо, видимо, приходить с одним материалом, показывать конкретный твой образ... Но знаете, а если я разная - много карандашей во мне разноцветных. Что тогда? Вот и попала, кстати, в мастерскую, где это все приветствуется.

А вопрос, почему именно так, что берут где-то, допустим, одних блондинок остается открытым - правда интересно. Я думаю, задам его педагогам после выпуска, пока что не буду. Моя подруга, кстати, поступила в театральный в Самаре, и у нее на курсе все рыженькие!

Такой курс набрать вообще, наверное, непросто! Редкий цвет волос. Но может все же личные предпочтения мастера так влияют?

Но это какой-то слишком простой ответ. Ну, хорошо. У меня тоже есть типаж молодого человека, да. Но бывают же исключения! Увидишь ты Брэда Питта, и как тут устоишь, если нравятся брюнеты. (Смеется)

А у вас на курсе ты и еще одна девочка - светленькие. Вот. Бывают исключения.

Наверное. Наверное, все-таки сильная любовь произошла. Это самое ценное, кстати, что из всего конкурса нас все-таки отобрали.

Курс Александра Галибина 2022-2027. Юлия во втором ряду слева.
Курс Александра Галибина 2022-2027. Юлия во втором ряду слева.