В одной из витрин зала №2 внимание посетителей всегда привлекает огромная меховая шапка. Что это? Шапка королевских гвардейцев - одного из старейших военных подразделений в Англии? Или шапки гренадер наполеоновской Старой гвардии? Нет, это головной убор из парадной формы одежды Роты Дворцовых гренадер - уникального воинского подразделения армии Российской империи. Расскажем об этой «Золотой роте» подробнее.
Рота Дворцовых гренадер была учреждена в 1827 г. императором Николаем I, который тем самым пожелал ознаменовать своё особое благоволение к нижним чинам Лейб-гвардейских полков, отличившихся в боях во время Отечественной войны 1812 г. и в продолжение всей дальнейшей службы. Самим императором была разработана их парадная форма, которая, за исключением незначительных изменений, сохранялась вплоть до окончания существования самой Роты. Наиболее ярким элементом этой формы была медвежья шапка, изготовленная по образцу головных уборов солдат наполеоновской Старой гвардии.
Комплектование Роты было поручено великому князю Михаилу Павловичу, брату императора. Первый набор составил 120 гренадер - могучих солдат ростом не ниже 2 аршин, 9 и 5/8 вершка (184 см). Почти половина из них была набрана из полков Старой гвардии: Преображенского, Семеновского и Измайловского. Из всех полков Лейб-гвардии были выбраны кавалеры боевых знаков отличия - Военного ордена и ордена Св. Анны. Первым командиром Роты был назначен капитан Лейб-гвардии 1-й артиллерийской бригады Егор Григорьевич Качмарёв, начавший службу рядовым канониром Лейб-гвардии Артиллерийского батальона в 1806 г. Все офицеры роты также были выходцами из простых солдат, и только в царствование императора Александра III эта традиция стала нарушаться.
Старшинство Роты было установлено с 2(15) октября 1827 г., ротный праздник – 6 (19) декабря в день Святителя Николая Чудотворца (Никола Зимний). 6 (19) апреля 1830 г. Роте Высочайшим Указом было пожаловано Гвардейское знамя с надписью: «В воспоминание подвигов Российской Гвардии», Георгиевскими лентами и крестом Ордена Святого Георгия 2-й степени. Вручено оно было на следующий день в торжественной обстановке, в присутствии императорской семьи и высших военных и гражданских сановников в Георгиевском зале Зимнего дворца.
В августе 1839 г. во время открытия памятника на Бородинском поле, отделение Роты во главе с унтер-офицером было откомандировано из Петербурга в Бородино, и несло почетный караул у памятника в период торжеств.
1(14) июля 1842 г. прусским королем Фридрихом-Вильгельмом IV нижним чинам Роты было пожаловано 126 серебряных медалей на лентах Прусского железного креста. Медали эти составляли исключительную собственность Роты и в случае выбытия гренадера из Роты передавались вновь прибывшим.
14(27) апреля 1849 г. был учрежден Московский отряд Роты Дворцовых гренадер, который размещался в Московском Кремле, где нес такую же службу, как и в Зимнем Дворце.
Согласно Положению от 24 декабря 1905 г. служба роты ограничивалась полицейским надзором в императорских дворцах. В дальнейшем функции Роты несколько расширились, однако дворцовая служба в Москве и Петербурге оставалась основной.
Хотя Рота и относилась к составу войск гвардейской пехоты, она не входила ни в одно из ее соединений или полков, находясь в строевом и инспекторском отношениях в непосредственном подчинении командиру Гвардейского корпуса. За всю свою историю Рота не участвовала в боевых действиях и состояла во всех отношениях под начальством министра Императорского двора. Чины Роты несли службу в Санкт-Петербурге и Москве, где занимали караульные посты у нескольких памятников, несли дежурство в императорских дворцах, а также принимали участие в различных торжественных мероприятиях и парадах.
Только во время Первой мировой войны 10 гренадер из состава роты работали на развернутом в Зимнем дворце складе имени императрицы Александры Федоровны, предназначенном для снабжения и оборудования лечебных заведений.
Нижние чины занимали в Роте следующие строевые должности: гренадеры 2-й и 1-й статьи (приравнивались к унтер-офицерам армии), унтер-офицеры и фельдфебели. Кроме того, на положении гренадер находились барабанщики и флейтисты. На офицерские должности назначались кадровые офицеры, состоявшие под покровительством Александровского комитета о раненых. Многие из них имели довольно серьезные ранения и были отмечены наградами за личную храбрость.
Годовой оклад самого младшего, гренадера 2-й статьи по штату 1830 г. был установлен в 300 рублей, не считая дополнительных выплат, таких как крестинные, именинные деньги, наградные пожалования, выплаты за награды, на питание и т. д. Так что дворцовые гренадеры были довольно обеспеченными людьми и пользовались такими привилегиями, о которых некоторые армейские офицеры и мечтать не могли. А в случае их смерти почести при похоронах оказывались такие, которые оказывались не всякому генералу. Так при похоронах штаб-офицера роты в почетный караул назначалась Рота в полном составе, что случалось только при похоронах членов императорской фамилии.
Все чины Роты, кроме письмоводителя, являвшегося гражданским чиновником, назначались в Роту по высочайшему повелению. Нижние чины к моменту поступления должны были иметь возраст от 45 до 65 лет, отличия за участие в боях и походах против неприятеля и безупречное поведение в продолжение всей службы. Внешний вид гренадер не регламентировался, но почти все носили окладистые бороды. К 1910-м годам высокие стандарты, предъявляшиеся к чинам Роты при ее создании, уже не соблюдались, и основную массу чинов составляли выходцы из армейской пехоты среднего и даже ниже среднего роста. Однако почти все чины Роты (124 человека из 142) являлись кавалерами знака отличия Военного ордена, что было лучшим свидетельством их высокой воинской доблести.
После Февральской революции 1917 г. Рота Дворцовых Гренадер была переименована в Георгиевскую гренадерскую роту. По некоторым источникам, во время штурма Зимнего дворца в октябре 1917 г., представители немногочисленных войск, верных Временному правительству, предложили дворцовым гренадерам поддержать обороняющихся, на что командир Роты полковник Кирим-Бек Наврузов заявил: «Наше дело не воевать, а сокровища сберечь...» Приказом Комиссариата по военным делам РСФСР №339 от 4 сентября 1918 г. ветеранская рота была зачислена в состав РККА и продолжала нести свою службу. Правда, из 150 человек списочного состава, в строю к этому времени оставалось всего 63 старых солдата. Расформирована рота была 4 февраля 1921 г. приказом №536 по Петроградскому военному округу.