Найти в Дзене
История побежденных

Как появилась инокиня Елена вместо царицы Евдокии

К. Маковский "Боярышня". Не является портретом царицы Евдокии, используется в качестве иллюстрации. А. Шилов "Монахини". Коллаж автора.
К. Маковский "Боярышня". Не является портретом царицы Евдокии, используется в качестве иллюстрации. А. Шилов "Монахини". Коллаж автора.

Если царица Евдокия не была пострижена в Суздальском монастыре, то откуда появилась монахиня Елена?

Ведь именно под этим именем царица Евдокия будто бы постриглась. И именно это имя написано на ее надгробной плите.

Могила царицы Евдокии Федоровны Лопухиной в Новодевичьем монастыре
Могила царицы Евдокии Федоровны Лопухиной в Новодевичьем монастыре

Предание о старице Елене, злобной нарушительнице церковных устоев и блуднице, было создано искусственно. Едва только был разоблачен мнимый постриг, царица написала покаянное письмо на имя царя. В письме она написала, что была пострижена и наречено ей имя было Елена, что по собственной инициативе сняла монашеское одеяние и ходила в мирском. Она полностью признала свою вину, просила милосердия и прощения за свое преступление.

Всемилостивейший Государь!
В прошлых годах, а в котором не упомню, при бытности Семена Языкова, по обещанию своему пострижена я была в Суздальском Покровском монастыре в старицы и наречено мне было имя Елена и после пострижения во иноческом платье ходила с полгода и не восхотя быть инокиней, оставя монашество, и скинув платье, жила в том монастыре скрытно, под видом иночества, мирянкою. И то мое скрытие объявилось через Григория Писарева. И ныне я надеюся на человеколюбныя вашего величества щедроты. Припадая к ногам вашим, прошу милосердия, того моего преступления о прощении, чтоб мне бедною смертию не умереть. А я обещаюся по-прежнему быть инокою и пребыть в иночестве до смерти своея и буду Бога молить за тебя, Государя. Вашего величества нижайшая раба бывшая жена ваша Авдотья/ Из письма царицы Евдокии от 15 февраля 1718 года

Хочу обратить внимание, что письмо написано сухим канцелярским языком в манере, не свойственной царице Евдокии. Скорее всего, черновик письма был составлен Скорняковым-Писаревым под руководством Петра. Хочу также обратить внимание, что имя старицы Елены впервые фигурирует именно в этом письме. До него ни в одном документе царицу старицей Еленой никто не называет. Увы, искажение фактов, полученные под давлением «признательные» показания, подтасовка событий были изобретены задолго до правления Петра I. Каким образом было вытянуто из царицы это собственноручное письмо - никто уже не узнает. Угрозы тому способствовали или обещания? Понадеялась ли она на великодушие своего царственного мужа или рассчитывала, что ее смирение и покорность отведут беду от царевича, который в это время находился под следствием из-за своего бегства? В любом случае, у нее были все основания бояться царского гнева за себя и своего сына.

Предание о старице Елене, расстриге и блуднице, нашло свое воплощение в Манифесте о бывшей царице. Позже ее подхватили придворные историки Гольштейн-Готторпской династии. Во всех исторических публикациях того времени признательным письмом царицы размахивают, словно красной тряпкой, как неопровержимым доказательством легитимности своего царствования. И действительно, если не было пострига, то не могло быть другой царицы и, следовательно, законных наследников. И если обычную узурпацию власти можно обосновать освободительной революцией, то как обосновать узурпацию в квадрате?

Кроме того, рушится одно из главных обвинений Суздальского дела. Ведь если царица на самом деле не принимала пострига, нет никакого преступления в том, что она ходила в мирском одеянии. И то, что ее в благодарственных молитвах упоминали как царицу Евдокию, - вполне законно. Большинство «злодеев» по Суздальскому делу оказались виноваты лишь в том, что царь неожиданно узнал, что все еще женат. Эта ситуация очень напоминает мне известную басню Ивана Крылова «Волк и Ягненок»:

Иллюстрация к басне И. Крылова "Волк и Ягненок". Художник Евгений Рачев.
Иллюстрация к басне И. Крылова "Волк и Ягненок". Художник Евгений Рачев.
«Молчи! устал я слушать
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
Сказал и в темный лес ягненка поволок.

Продолжение Суздальского дела о царице Евдокии читайте в моей следующей публикации:

Начало: