Найти тему
История побежденных

На казнь за царицу: "Разыщи, для чего она не пострижена"

К. Маковский "Боярышня". Не является портретом царицы Евдокии, используется в качестве иллюстрации. М. В. Нестеров "Великий постриг". Д. Н. Кардовский "Сенат Петра I"
К. Маковский "Боярышня". Не является портретом царицы Евдокии, используется в качестве иллюстрации. М. В. Нестеров "Великий постриг". Д. Н. Кардовский "Сенат Петра I"

Незадолго до мартовских казней по Суздальскому делу о царице Евдокии 5 марта 1718 года был издан и обнародован в Столовой палате Манифест о бывшей царице Евдокии. Манифест начинался такими словами:

Понеже всем известно, как духовным, так и мирским особам, как в прошлом 207 году, при бытности в Суздале окольничего Семена Языкова, царского величества бывшая царица Евдокия в Суздале в Покровском девичьем монастыре, для некоторых своих противностей и подозрений, постриглась и наречено ей имя Елена.

Далее идет монотонное повествование:

  • о том, как царица скинула с себя монашеское одеяние и ходила в мирском;
  • о том, как именовалась царицей Евдокией, а не монахиней Еленой;
  • о том, как в таблице на жертвеннике ее поминали царицей Евдокией, а не монахиней, при этом царицу Екатерину не поминали вообще (какое оскорбление!);
  • о том, как молилась о своем возвращении; о том, как внимала предсказаниям лжепророка архиерея Досифея;
  • о том, как жила блудно с майором Степаном Глебовым
  • и многое другое.

Манифест напечатан на нескольких листах. Я не вижу необходимости цитировать весь текст. Стиль его изложения сложен для восприятия современников, некоторые моменты нуждаются в пояснении и знании соответствующих обстоятельств.

Д. Н. Кардовский "Сенат Петра I"
Д. Н. Кардовский "Сенат Петра I"

Обычно историки воспринимают сведения, изложенные в этом Манифесте, как данность. Официальный документ как-никак! Следовательно, все, что там про царицу написано, так и было на самом деле. Однако, как показывает история и сама жизнь, не всегда в официальных документах достоверно отражена реальная картина происходящего, и не все факты соответствуют действительности. Из этого Манифеста создается неприглядный образ безнравственной царицы-злодейки, который тиражируется во всех учебниках. Судя по всему, основная цель этого Манифеста – опорочить законную царицу, была достигнута.

Но что же скрывалось за строками Манифеста о винах бывшей царицы?

Итак, в самом начале Манифеста сказано, что царица была пострижена в 1698-1699 году и наречено ей имя Елена.

М. В. Нестеров "Великий постриг"
М. В. Нестеров "Великий постриг"

Но существуют письма, опровергающие факт ее пострижения как таковой. Напомню, что через несколько дней после церемонии отречения от престола царевича Алексея царь направил капитана-поручика Скорнякова-Писарева в Суздальский Покровский монастырь, чтобы выявить у царицы Евдокии подозрительные письма. Именно тогда Скорнякову-Писареву открылось то обстоятельство, что царица никогда не была пострижена в монахини. Об этом он поспешил уведомить царя.

По указу вашего величества в Покровский Суздальский монастырь я приехал сего февраля 10 полдни и бывшую царицу вашего величества видел таким образом, что пришел к ней в келью, никто меня не видел, и ее застал в мирском платье, в телогрее и в повойнике, и как я осматривал писем в сундуках и нигде чернеческаго платья не нашел, токмо много телогрей и кунтушей разных цветов. И спрашивал я того монастыря казначею, к которой она сперва была привезена в келью, которая сказала, что она вздевала на себя чернеческое платье на малое время и потом скинула, а пострижена и не была…

На эти донесения царь незамедлительно ответил:

Мой господин. Письма твои получил, на которые ответствую: бывшую жену и кто при ней, также и кто ее фавориты, и мать ее, привези сюды, а перво разыщи, для чего она не пострижена, что тому причина и какой был указ в монастырь о ней, как ее Семен Языков привез, и кто в то время был? И кто о сем ведает, всех забери и привези с собою. Петр /Из Преображенского, в 12-й день февраля 1718.

Особое внимание обращает на себя фраза «разыщи, для чего она не пострижена». В этом письме царь собственноручно подтверждает, что его жена не была пострижена в монахини! Кроме того, вызывает недоумение, что царь вообще был не в курсе, какие распоряжения были относительно пострижения его жены. Как такое возможно? Получается, прямого царского указа о постриге царицы не было. Возможно, царь лишь поручил священникам и боярам склонить царицу на постриг. Неужели он судьбу царицы полностью отдал на откуп своим чиновникам и даже не удостоверился, что они все сделали как нужно? Или же лукавил? Предпочитал оставаться в неведении, догадываясь при этом, что никакого пострига не было?

Известно, что царица всячески противилась постригу. Патриарх Адриан категорически отказался постричь ее насильно в 1698 году. В те времена патриарх в религиозной и духовно-нравственной сферах имел такую же власть в государстве, что царь в светской и политической. Ситуация могла измениться после смерти патриарха Адриана в октябре 1700 года и фактической ликвидации Петром института патриаршества. Насильственный постриг царице могли устроить не раньше октября 1700 года. В любом случае, действительность этого насильственного пострига была бы под сомнением.

Вообще, ситуация с этим постригом весьма загадочна. Датский посланник Георг Грунд в своем Докладе о России 1705 – 1710 годах сообщает, что:

Супруга царя, урожденная Лопухина, тоже находится в женском монастыре, но считается там скорее пленницей, нежели монашкой, так как не соглашается на развод с царем и не хочет в знак этого подать ножницы для острижения, по их обычаю, волос, и царь согласно русским законам не может вновь жениться, что показывает непреодолимую ревность сей дамы.

Получается, даже иностранные дипломаты были в курсе того, что царица не была монахиней. Что уж говорить о монастырских служащих, духовниках, приближенных к царице людях. Ее никто не называл «монахиней» или «старицей». И вполне естественно, что ни у кого не вызывало вопросов ее мирское одеяние. А вот Петр, судя по его посланию, очень удивился, узнав, что царица не пострижена. Как водится, муж в числе последних узнал о том, что все еще женат.

И тем не менее, в Манифесте от 5 марта 1718 года всему честному народу было объявлено, что царица была пострижена под именем Елена за 20 лет до означенных событий, но, нарушив церковные правила, скинула с себя монашеское одеяние и жила в монастыре мирянкой. Далее в Манифесте представлены имена «свидетелей», которые будто бы ведали о постриге царицы, но потворствовали нарушениям.

На самом же деле, если поднимать показания этих «свидетелей», то картина представится несколько иная. Главные свидетели, которые должны были знать наверняка о том, состоялся ли постриг или нет, к тому времени уже умерли. Это окольничий Семен Языков, который прислал соответствующий указ, и некая игуменья Марфа, под начало которой должна была перейти постриженная царица.

Казначея-старица Мартемьяна в своих показаниях поведала, что сам постриг она не видела, но царица ей сказала, что не отреклась (от всего земного).

У меня в келье постригали царицу; а подлинно ли постригли, не ведаю, для того, что ее постригли за завесом; чернеческое платье она носила недель с десять или больше, не помню; а после какой ради причины скинула, не знаю; только сказывала, что не отрекалась… / Показание старицы Мартемьяны от 16 февраля 1718 года

Старицы-крылошанки Елена и Вера также признались, что постриг проходил за завесом, и они не ведают, был ли он на самом деле.

При пострижении царицы мы были и постриганье пели; а платье на нее вздевали или нет, не ведаем, для того, что постригали за завесом… /Показания от 16 февраля 1718 года

Таким образом, суммируя все факты, письма и показания, можно с уверенностью сказать – никакого пострига не было. Что-то там за завесом было создано для видимости пострига. Очень уж хотела царица вернуться к мужу и сыну! А постриг отрезал для нее все, что ей было дорого. Да и вообще, благонравная и богопослушная женщина, если бы действительно постриглась в монахини, вряд ли бы так запросто нарушила обет.

Продолжение читайте в следующей публикации:

Предыдущая публикация: