Найти тему
Думающая история

Кожевницы из племени рыб

Оглавление

Арктические народы Сибири, Скандинавии, Аляски, Северо-Восточного Китая и Японии, жившие вдоль рек и побережий, широко использовали рыбью кожу в качестве материала для одежды.

По словам антрополога Сергея Широкогорова, одежда в холодных районах должна, прежде всего, отвечать основным потребностям человека, защищая его от снега, мороза, ветра и дождя. Рыбья кожа отвечает этим требованиям: она легкая, прочная, водонепроницаемая и сохраняет тепло. Летом одежду из рыбьих шкур носили в качестве повседневной домашней одежды, а в очень холодную погоду надевали поверх меховой для защиты от ветра и влаги.

Кто был кожевником у арктических народов

На протяжении веков обработка кожи в арктических культурах была важным ремеслом женщин. Знания передавались из поколения в поколение, главным образом по женской линии семьи.

В мировоззрении северных народов, занимавшихся рыболовством и охотой не существовало иерархии между людьми и животными – они составляли единое целое, и люди уважительно относились к рыбам.

Делая что-то красивое из кожи, люди думали, что таким образом они почитают память убитого животного.

Какая рыба использовалась для изготовления одежды?

В прошлом племя хэчжэней (жило на равнинах вдоль рек Хэйлун, Сунгуа и Вусули на северо-востоке Китая) использовало кожу желтого горбыля, щуки, карпа, лосося и других рыб. 

Кожа сома (вверху), две шкурки лосося масляного дубления и одна шкурка лосося растительного дубления (внизу слева) и две шкурки радужной форели растительного дубления (внизу справа). © Roman Vávra. Источник изображения: www.researchgate.net
Кожа сома (вверху), две шкурки лосося масляного дубления и одна шкурка лосося растительного дубления (внизу слева) и две шкурки радужной форели растительного дубления (внизу справа). © Roman Vávra. Источник изображения: www.researchgate.net

Они делали рукавицы из лосося, а брюки и сумки – из радужной форели. Предпочтение отдавалось рыбе весом от четырех до семи килограммов.

Варежки нивхов из рыбьей кожи. Музей набережной Бранли-Жак Ширак, Париж © Мари-Лан Нгуен. Источник изображения: www.researchgate.net
Варежки нивхов из рыбьей кожи. Музей набережной Бранли-Жак Ширак, Париж © Мари-Лан Нгуен. Источник изображения: www.researchgate.net

Как выделывали рыбью кожу

Начиналась обработка рыбы с отделения мякоти. Затем из кожи вырезали плавники, стараясь при этом оставлять как можно более мелкие отверстия.

Кожевницы соскребали все оставшиеся кусочки мякоти и жира ножом (в Сибири березовым, в Китае бамбуковым). Затем приклеивали шкурки к стене или к полу для просушки.

Пересыпание шкурок мукой. Фотография Рут Лор Мэллой. Источник изображения: www.vmacch.ca
Пересыпание шкурок мукой. Фотография Рут Лор Мэллой. Источник изображения: www.vmacch.ca

Чтобы шкурки были ровными, их укладывали слоями, пересыпая мукой, чтобы рыбий жир впитался.  При солнечной погоде они высыхали за один день.

Высохшую кожу начинали мять. Можно было скатать куски кожи в трубочку и разминать с помощью большого деревянного инструмента, который по-китайски называется му хэ или гэ джи коу на языке хэчжэ.

Разминание рыбьей кожи. Фотография Рут Лор Мэллой. Источник изображения: www.vmacch.ca
Разминание рыбьей кожи. Фотография Рут Лор Мэллой. Источник изображения: www.vmacch.ca

Или тереть кусочки кожи друг о друга.

Процесс размягчения кожи: кусочки  крутят и трут друг об друга. Фотография Рут Лор Мэллой. Источник изображения: www.vmacch.ca
Процесс размягчения кожи: кусочки крутят и трут друг об друга. Фотография Рут Лор Мэллой. Источник изображения: www.vmacch.ca

После этого со шкурки рыб соскребали оставшиеся волокна и чешую и латали отверстия от плавников кусочками соответствующего цвета.

Завершающий этап выделки. Фотография Рут Лор Мэллой. Источник изображения: www.vmacch.ca
Завершающий этап выделки. Фотография Рут Лор Мэллой. Источник изображения: www.vmacch.ca

Как работали с рыбьей кожей портнихи

Процесс подгонки шкурок друг к другу. Фотография Рут Лор Мэллой. Источник изображения: www.vmacch.ca
Процесс подгонки шкурок друг к другу. Фотография Рут Лор Мэллой. Источник изображения: www.vmacch.ca

Давным-давно эти древние ремесленники освоили современную концепцию "нулевых отходов при раскрое" – каждая шкурка подгонялась к другой, как пазл, чтобы ничто не пропадало даром.

Ю Вэньфэн из племени хэчжэнь за работой. Источник изображения: en.chinaculture.org
Ю Вэньфэн из племени хэчжэнь за работой. Источник изображения: en.chinaculture.org

Считалось, что женщины во время шитья вступали в священный контакт с рыбой, передавая ей мысли, страхи и надежды всего племени.

Шкурки рыб сшивали сухожилиями оленя. Запах исчезал через пару месяцев.

Что получалось из рыбьей кожи?

Куртка и брюки из кожи лосося. Шанхайский музей. Украшения выполнены в традиционном стиле племени хэчжэнь и сначала прикрепляются рыбьим клеем, а затем пришиваются. S-образная форма представляет собой облако. © Рольф Мюллер. Источник изображения: www.researchgate.net
Куртка и брюки из кожи лосося. Шанхайский музей. Украшения выполнены в традиционном стиле племени хэчжэнь и сначала прикрепляются рыбьим клеем, а затем пришиваются. S-образная форма представляет собой облако. © Рольф Мюллер. Источник изображения: www.researchgate.net

Для куртки и брюк для взрослых требовалось тридцать кусков рыбьей кожи. На изготовление детского костюма из рыбьей кожи уходило 20 дней, а для того, чтобы сделать взрослый требовалось не менее месяца.

Трудоемко? Но зато такой одежды хватало на десять лет использования.

На изготовление сапог уходило до сорока килограммов лосося (восемь кусков кожи). Они изнашивались за 2 года.

Использованная литература

Ruth Lor Malloy. The Virtual Museum of Asian Canadian Culture and Heritage

The Case of Fish Skin: A Historical Material Assimilated as an Innovative Sustainable Material for Fashion

Jiao Feng. Keeping the Legend of the Fish Skin Tribe Alive

Наука
7 млн интересуются