Найти тему
diletant.media

Что страховали в древности?

Оглавление

Страхование сопровождает человека от колыбели до могилы, гласила книга одного из дореволюционных страховых обществ. Этот тезис можно распространить на всю историю человечества: примитивные формы страхования встречались еще в ветхозаветные времена.

Иосиф и фараон

В Книге Бытия есть эпизод, когда египетский фараон, узнав о способности Иосифа толковать сны, приглашает его к себе. Правителю приснилось нечто странное: он увидел, будто из Нила вышли коровы. Первые семь — здоровые, сильные, кровь с молоком. Еще семь — слабые, изможденные.

Иосиф истолковывает сны фараона. Источник: Wikimedia Commons
Иосиф истолковывает сны фараона. Источник: Wikimedia Commons

Недолго думая, Иосиф сказал, что коровы символизируют грядущие годы: первые семь лет подданные фараона будут жить сыто, следующие семь — впроголодь. Чтобы избежать этого и защитить народ от голодной смерти, Иосиф предложил откладывать пятую часть провизии, полученной в зажиточное время. Фараон с предложением согласился и сделал мудрого толкователя снов визирем Египта.

Разделяй и плавай

Перевозка грузов по морю в древности считалась делом рискованным. Участвовали в таких предприятиях только самые отчаянные. Но и они понимали, что неплохо бы найти способ обезопасить свой кошелек в случае непредвиденных обстоятельств.

Греческий торговый корабль. Источник: grekomania.ru
Греческий торговый корабль. Источник: grekomania.ru

Первыми страховать корабли начали древние эллины. Самое ранее из известных соглашений о покрытии ущерба датируется 916 г. до н. э. Оно было заключено на греческом острове Родос. Подобное страхование не походило на сегодняшнее. Владельцы кораблей и грузов не вносили страховые взносы; по сути, они брали ссуду под высокий процент и не отдавали ее, если происходило кораблекрушение.

Другой вариант страхования практиковался в Древнем Китае. Представим, что десять торговцев решили транспортировать свой груз на десяти кораблях. Первый купец везет шелк, второй — рис, третий — керамику и т. п. Предприниматели договариваются и равномерно распределяют груз: на каждом судне оказывается десятая часть каждого товара. Таким образом, все корабли заполнены абсолютно одинаково, и если один потерпит бедствие, все десять торговцев потеряют небольшую часть своего груза, но никто из них не останется ни с чем (если, конечно, под воду не уйдет вся флотилия).

Страхование на Руси

«Русскую Правду» иногда называют документом, к которому восходит отечественная история страхового дела. В древнерусском сборнике правовых норм говорится о «дикой вире» — взыскании за убийство, которое обязалась выплатить община, если не находила убийцу или же отказывалась его выдавать. Чтобы получить помощь в подобной ситуации, необходимо было предусмотрительно участвовать в сборе средств на «дикую виру». Страхованием это можно считать с известной долей условности, но некоторые сходства прослеживаются.

Начало древнейшего списка «Русской Правды». Источник: Wikimedia Commons
Начало древнейшего списка «Русской Правды». Источник: Wikimedia Commons

Еще один прообраз страхования на Руси можно найти в «Стоглаве» 1551 г. В сборнике решений поместного собора сказано, что население должно платить взносы, на которые будут выкупать военнопленных.

Подробнее