Кто такие стиляги?
Стиляги — молодежная субкультура в СССР, которая протестовала против стереотипов советского общества и следовала западному образу жизни. Этих людей нельзя назвать обыкновенными «модниками», ведь их влияние больше, чем мы можем себе представить. Мир стиляг был ярче и красочнее, чем у обычного советского человека, поэтому общество и не переносило их вольный образ жизни.
Они появились в самые непростые годы – 1940-е. Сам термин возник в 1949-ом году в сатирическом очерке Д. Г. Беляева «Стиляга», в котором «стилягой» называли бескультурного «модника» с крайне скудным кругозором. Главный герой — типичный представитель субкультуры — вызывает смех и брезгливость у других людей. В фельетоне представлена и его подруга — «девушка с обложки журнала мод». Есть мнение, что само понятие пришло из музыкального языка: в джазе есть термин «стилять» — копировать стиль другого исполнителя. «Стиляги» зачастую как раз не создают собственные ценности, а следуют чужим.
Конечно, к концу 40-х годов вырастает молодежь, у которой немного другие ценности, они долго терпели и ждали окончания войны, поэтому возникновение субкультуры — нормальный процесс. Советскому обществу и власти не нравилось поведение «безродных космополитов»(ещё одно народное прозвище), поэтому представители регулярно высмеивались в прессе, а отряды дружинников преследовали их на улице. Им портили одежду, отрезали волосы, насильно приводили в милицию и фотографировали для статей.
Стильный стиль стиляг
У представителей субкультуры очень сложно выделить какой-то конкретный общий стиль. Обычно их образы были чем-то вдохновлены и по-своему уникальны: кто-то носил брюки-трубы («моряцкая» мода), кто-то — роскошные длинные плащи, купленные у фарцовщиков или приезжих иностранцев.
Начиналось всё с мешковатых двубортных пиджаков, шляп, гавайских рубашек, 22-см брюк-дудочек — и обязательно в пёстрых цветах — а также остроносых ботинок на манной каше (высокой резиновой подошве) и галстуков с забавными рисунками.
Советская молодёжь из маленьких городов за неимением доступа к зарубежной поп-культуре брала пример с карикатур над стилягами. Получается, именно эти карикатуры и поспособствовали популяризации образа типичного стиляги: всё те же яркие тона в одежде, пиджаки с большими плечами, зауженные брюки и такие причёски, как набриолиненные «коки».
Со временем зарубежная культура всё больше просачивалась в СССР. Раскрепощённые и свободолюбивые юноши и девушки начали копировать американскую моду, из-за чего примерно в 1960-х годах и появился отдельный вид стиляг — «штатники». Их характерным отличием было желание носить стильную и, что не менее важно, качественную одежду, прямо как модники в США.
«Среди представителей движения популярны были строгие плащи с верхней пуговицей, ратиновые пальто в английском стиле, костюмы из чистой шерсти, широкие серые пиджаки с платочком в кармашке, сшитые у портного шляпы «стетсон», американские солдатские ботинки и туфли с перфорированным носком», — пишет Дилетант.
Девушки-стиляги же преимущественно брали пример с модных журналов: прибалтийских или социалистических. Они носили «пышные и узкие юбки, брюки, яркие блузы с цветочным принтом, туфли с удлиненным носком» и очень любили яркую и заметную косметику. Среди причёсок одними из самых популярных были «венчик мира» (волосы завивались и укладывались вокруг головы в форме венца), и начёсанная бабетта.
Музыка и стиляги
Музыка была и есть нитью, связывающей людей воедино. Жанром, который объединял вокруг себя стиляг по всему Советскому Союзу, стал джаз. По началу он был обособлен от зарубежного: чем-то похож, но всё равно другой. Но с приходом американского джаза в СССР понимание этого жанра как такового изменилось. Джаз даже стал неким политическим инструментом в руках властей: в 1956 году, например, афроамериканский театр Everyman Opera приезжал в Москву и Ленинград со своей оперой «Порги и Бесс», что помогало доказать властям СССР высокий уровень толерантности в стране.
Джаз для стиляг был жанром музыки, олицетворяющим свободу, свободных людей. Представители движения ходили друг к другу на квартиры и джазовые вечера, по-разному ухитрялись слушать мировые радиостанции, докручивая приёмники или уезжая за город. Тем не менее, на физических носителях было очень сложно найти желаемую стилягам музыку, поэтому молодые люди сами делали копии — «пластинки на костях».
По словам историка Дмитрия Козлова, «инструкции о том, как сделать аппараты для домашней записи пластинок, публиковались в журналах по радиотехнике с 1930-х. Самодельные записи изготовляли в то время, никто не стращал, если просто их слушать. Но если попытаться продать — это уже другой разговор».
В общем, стиляги и другие меломаны были готовы на всё, чтобы насладиться «свободной» музыкой.
Угасание субкультуры и её влияние на социум
К середине 1960-х годов стиляги потеряли свою популярность и начали исчезать как субкультура. Дмитрий Козлов предполагает, что угасание начало происходить в 1964 году, когда у The Beatles вышел альбом «A Hard Day’s Night». Сменилась эпоха, а за ней и предпочтения в музыке, мода, сама молодёжь.
Время от времени, стиляг, конечно, вспоминали и вспоминают, иногда по движению и тоскуют. Для многих эта субкультура стала способом самовыражения и проявления свободы через внешний образ, поведение и речь. В 1980-е годы ностальгия по стилягам вернулась: её можно заметить и в песнях группы «Браво», и у группы «КИНО» в треке «Когда-то ты был битником».
«Эй, где твои туфли на манной каше,
И куда ты засунул свой двубортный пиджак?»
…
«Ты готов был отдать душу за рок-н-ролл,
Извлечённый из снимка чужой диафрагмы».
(Отрывки из Когда-то ты был битником — КИНО)
Во многом благодаря выходу фильма «Стиляги» Валерия Тодоровского в 2008 году снова ненадолго возобновилась романтизация субкультуры, которая уже давно не существует.
Движение стиляг привнесло множество новых сленговых выражений в русскую речь, развило моду, создав новые стили и сочетания одежды, а также помогло людям научиться самовыражаться. Народ ещё долго будет помнить эту самую стильную бунтарскую субкультуру.
ВЕЯНИЕ, 07.04.2024