Умение действовать по образцу — это способность выполнять и усваивать разнообразные действия в соответствии с предъявленным образцом. Оно имеет основное значение для развития ребёнка раннего возраста. Умение выполнять действия по образцу появляется у ребенка в возрасте около двух лет.
Значение в современном образовании. Использованием обучения действовать по образцу пропитана вся реформа образования. (См «Стратегия модернизации общего образования: Материалы для разработчиков документов по модернизации общего образования». - М.: ООО «Мир книги», 2001. (pdf).
В дореформенный период путь к навыкам лежал через усвоение знаний и развитие умений. В ходе реформ внедрен другой подход. Путь к компетенциям лежит через использование действий по образцу.
Последовательность внедрения. Первоначально действия по образцу стали использоваться при подготовке к проверке результатов обучения всех уровней. Исключение требований изложения понимания теоретической части (проявления знаний), преобладание тестов и шаблонных практических заданий, привело к тому, что подготовка с использованием натаскивания (действия по образцу, шаблону) стала более простой. Все вспомогательные материалы для подготовки к ОГЭ/ЕГЭ – это набор образцов (шаблонов). Параллельно с этим изменялись учебники, в которых все меньше оставалось теоретических основ предметов, убиралась системность и логическая взаимосвязь излагаемого материала, расширялось использование шаблонов.
Эффективность. Действие по образцу, шаблону является допедагогическим способом обучения. Оно требует колоссального времени и труда для формирования компетенции. При этом минимальное использование мышления создает впечатление простоты. В ходе усложнения шаблонов темпы обучения замедляются.
Результат исключительного использования обучения на базе действий по образцу
- За период обучения в начальной школе у детей не развивается словесно-логическое мышление. Оно остается наглядно-образным, что соответствует уровню развития ребенка в возрасте 2 – 7 лет. (по Ж. Пиаже).
- Дети не обучаются пониманию научно-учебных текстов.
- У детей не начинает формироваться целостная картина мира.
- У детей полностью отсутствует рефлексия.
- Дети не в состоянии выполнить примитивные, с точки зрения обучавшихся по системе ЗУН, задания, если ими не был предоставлен соответствующий шаблон для натаскивания. Они не способны мыслить.
- Кругозор выпускников начальной школы крайне узок.
- Выразить свои мысли дети не в состоянии.
Цели использования умения действовать по образцу в образовании.
Обучавшиеся путем развития умения действовать по образцу (шаблону) не в состоянии без посторонней помощи расширить свои компетенции. Это обеспечивает пожизненное обращение за образовательными услугами после перехода на платное негосударственное удаленное пожизненное обучение.
Снижение затрат на образование требует замены учителей на искусственный интеллект. Создание искусственного интеллекта для выполнения образовательных услуг на базе любой, даже упрощенной до примитивизма системы обучения, слишком сложно и затратно. Создание искусственного интеллекта для той же задачи на базе набора шаблонов, даже если количество этих шаблонов превысит десятки или сотни миллиардов, задача простая и дешевая.