Битва на Курской дуге продемонстрировала решающую роль самоходных артиллерийских установок в маневренных боевых действиях. Начиная с лета 1943 года, в Советском Союзе началось производство САУ все более увеличенного калибра: 85 мм, 100 мм. Однако по мере того, как броня немецких танков становилась толще, 85-миллиметровые орудия стали устанавливать на Т-34, а на истребителях бронетехники разместили еще более мощную артиллерию крупных калибров.
Выпуск ИСУ-122 был налажен на Кировском заводе в Челябинске, где ежемесячно собиралось 77 единиц этой техники. Самоходными установками оснащались тяжелые самоходно-артиллерийские полки, которым присваивалось звание гвардейских. Основной задачей ИСУ-122 являлась поддержка танковых и пехотных подразделений при наступлении. Самоходки следовали в 300 метрах за боевыми порядками, подавляя огневые точки противника. В случае танковой контратаки ИСУ выдвигались вперед, принимая на себя удар и обеспечивая танкам свободу маневра. 15 января 1945 года в Восточной Пруссии немецкая мотопехота силой до полка при поддержке танков и САУ предприняла контратаку против наступавших советских войск. Те отошли за позиции самоходных артиллерийских установок, чьи орудия встретили врага сосредоточенным огнем. Контратака была отбита, и наступление продолжилось.
Одной из излюбленных тактик советских экипажей самоходных артиллерийских установок был внезапный обстрел немецких танков с дальней дистанции из засадного положения. Мощные 25-килограммовые бронебойные снаряды, выпущенные из длинноствольных орудий, обладали способностью пробивать броневую защиту практически любой боевой машины Вермахта. Лишь самые прочные лобовые бронелисты тяжелых немецких САУ Ferdinand и Jagdtiger могли выдержать подобные попадания. Даже знаменитый "Королевский Тигр" с его 150-мм броневой защитой не был надежно защищен от этих снарядов, особенно к концу войны, когда качество немецкой броневой стали значительно снизилось. Однако нередко не требовалось даже пробивать броню противника. Как отмечалось в отчетах с фронта, пушка ИСУ-122 обладала "хорошим останавливающим действием" – ее мощные снаряды выводили из строя немецкие танки и самоходные орудия, не пробивая броню, но нанося критические повреждения двигателям, трансмиссиям, сбивая прицелы и антенны.
Случай из боевой практики Великой Отечественной Войны:
Находясь на высоте 559,6 вместе с командиром Рыбалко, экипаж самоходной артиллерийской установки под командованием Клименкова нес охрану штаба. В разгар оперативного совещания неожиданно с левого фланга показалась колонна из 18 немецких танков. Как вспоминал впоследствии командир 309-го гвардейского самоходно-артиллерийского полка подполковник Кобрин, генерал Рыбалко на мгновение смутился – желваки заиграли на его скулах. Однако, сохраняя хладнокровие, он отдал приказ Клименкову: "Преградите путь вражеским танкам огнем!"
Клименков стремительно бросился к своей боевой машине. Уже первым выстрелом с дистанции 1800 метров он поразил головной немецкий танк, вторым подбил следующую цель, затем третью, четвертую... Остановив наступление гитлеровцев, которые в замешательстве отступили, приняв его одиночный огонь за действия целой батареи. Не медля, прямо на поле боя генерал Рыбалко лично наградил отличившегося Клименкова орденом Отечественной войны 1-й степени.
Хотя прозвище "Зверобой" на фронте чаще относилось к самоходной артиллерийской установке ИСУ-152, обе эти машины – ИСУ-152 и ИСУ-122 – демонстрировали одинаково высокую эффективность в борьбе с немецкими тяжелыми танками "Тигр" и "Пантера". Несмотря на то, что 152-миллиметровые снаряды "Зверобоя" при точном попадании могли буквально снести башню с вражеского танка, короткий ствол гаубицы не обеспечивал должной точности огня. В то же время ИСУ-122 отличалась поистине снайперской меткостью.
Самоходные артиллерийские установки также играли ключевую роль при штурме городов, хотя длинноствольные орудия несколько ограничивали их маневренность на узких городских улицах. Пара САУ под прикрытием танков продвигалась вместе с пехотой. При встрече с хорошо укрепленными зданиями, штурм которых мог стоить жизни целому взводу, самоходки выпускали несколько фугасных снарядов по углам строения, в результате чего здание буквально складывалось, похоронив под своими обломками укрывавшихся внутри пулеметчиков, снайперов и прочих вражеских солдат.
Долгая послевоенная служба самоходной артиллерийской установки ИСУ-122 стала наглядным подтверждением ее удачной конструкции. Даже когда в конце 1950-х годов на вооружение Советской Армии в качестве основной самоходной артиллерийской установки поступила более мощная ИСУ-152, ее "младшая" версия ИСУ-122 продолжала оставаться в строю. Часть разоруженных ИСУ-122 была переоборудована в командные и эвакуационные машины. Значительное количество этих самоходок также нашло применение на железных дорогах, где они использовались в качестве тягачей и кантовщиков вагонов. По некоторым данным, несколько ИСУ-122 числятся в парке подвижного состава РЖД вплоть до настоящего времени.
Не забывайте ставить лайки товарищи. Это помогает в продвижении подобных публикаций. Если это Вам надо конечно, а так берегите себя и будьте здоровы!