Найти в Дзене

Ломоносов. ГОРОД ИЗ ДЕТСТВА. «Музыкалка» и «Художка» в Доме на горе.

Книга 2. ЛОМОНОСОВ. ЧТО В ПРИГОРОДЕ ТОМ? Предыдущие главы: ГОРОД ИЗ ДЕТСТВА МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА Вместо Дома на горе Сегодня на горе, прямо над городскими воротами, прячется за старыми деревьями красивое здание голубого цвета. Стоя на окраине Ломоносова, оно словно шлёт привет из нашего 21 века другому красивому зданию цвета неба, из века 18, расположенному на противоположной окраине города! Здание городского казначейства, конечно, и не думает сравниваться с шедевром Ринальди – павильоном Катальной горки, и всё же некая перекличка времён снова прослеживается! И в этой городской перекличке зданий есть своё очарование! В некоторых источниках сообщается, что здание казначейства построено на месте бывшей детской Музыкальной школы. Однако, по моим воспоминаниям, она находилась на противоположной стороне улицы, прямо у края горы. И открыли её в том самом Доме на горе, в котором поправляли своё здоровье дети в конце 19 века, а в советское время располагался интернат. И всё же, здание казначейств
Оглавление
За деревьями - здание Казначейства. А когда-то здесь стоял Дом на горе, хорошо знакомый детям 1960-х! /фото из личного архива/
За деревьями - здание Казначейства. А когда-то здесь стоял Дом на горе, хорошо знакомый детям 1960-х! /фото из личного архива/

Книга 2. ЛОМОНОСОВ. ЧТО В ПРИГОРОДЕ ТОМ?

Предыдущие главы:

ГОРОД ИЗ ДЕТСТВА

МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА

Вместо Дома на горе

Сегодня на горе, прямо над городскими воротами, прячется за старыми деревьями красивое здание голубого цвета. Стоя на окраине Ломоносова, оно словно шлёт привет из нашего 21 века другому красивому зданию цвета неба, из века 18, расположенному на противоположной окраине города! Здание городского казначейства, конечно, и не думает сравниваться с шедевром Ринальди – павильоном Катальной горки, и всё же некая перекличка времён снова прослеживается! И в этой городской перекличке зданий есть своё очарование!

В некоторых источниках сообщается, что здание казначейства построено на месте бывшей детской Музыкальной школы. Однако, по моим воспоминаниям, она находилась на противоположной стороне улицы, прямо у края горы. И открыли её в том самом Доме на горе, в котором поправляли своё здоровье дети в конце 19 века, а в советское время располагался интернат.

И всё же, здание казначейства может служить неким ориентиром и поводом вспомнить те недалёкие времена, когда в 60-х годах в Доме на горе открылась детская Музыкальная школа. Позже школу перевели в другое, более просторное и комфортное здание, и опустевший Дом на горе, став никому не нужным, исчез из жизни города. Навсегда! И унёс с собой кусочек нашей истории. И всё же, пока мы помним, мы можем попробовать эту историю оживить!

Музыкальную школу в стенах бывшего интерната открыли в 1969 году. В эту школу приходилось ходить многим моим друзьям. И, справедливости ради, следует отметить, что большинство из них не очень любили слишком серьезные академические уроки в ней. Но их родители мечтали вырастить своих детей всесторонне развитыми, а родителям в то время было принято подчиняться! Зато зимой, после уроков в «музыкалке», начиналось веселье! На своих разноцветных папках с нотами мальчишки катались с ледяной горы, и это было обязательным бонусом к скучным занятиям!

Несостоявшийся музыкант

Благодаря своим музыкальным сверстникам желания получить музыкальное образование у меня никогда не возникало, а родители не настаивали! Я в это время танцевала рядом, в Доме культуры. А вот сестре пришлось попробовать приобщиться к музыке, поскольку она «подавала надежды»! Она не танцевала у зеркала. Папа к этому времени спрятал его, сняв с дверцы шкафа и разместив его с внутренней стороны. Поэтому сестрёнка Вика развлекалась «за пианино»: садилась на маленькую табуреточку около стула, на который устанавливала «ноты» (любая книжка с картинками подходила!) и начинала виртуозно «музицировать», артистично помогая всем телом и голосом. Но девочка она была с характером, и из затеи с музыкальной школой ничего не получилось!

Долго ещё потом эту историю о том, как Вика сходила в музыкальную школу, пересказывали как семейный анекдот! Пятилетняя Вика сдала нехитрый экзамен: надо было повторить несколько хлопков, сделанных экзаменатором, пропеть вместе с ним пару нот и, кажется, угадать мелодию. Всё лето всем знакомым Вика гордо сообщала, что поступила в музыкальную школу. Однажды, пожелав узнать подробности, кто-то спросил её:

– А всех приняли?

Пятилетняя Вика удивлённо ответила:

– Нет, только тех, кто пришел!

Потом мы ходили с Викой делать уроки по знакомым, у которых уже было пианино (хорошо не успели купить – ставить-то некуда было в коммунальной квартире). И она гордо сообщала всем о своих успехах:

– Уже до «чёрненьких (клавиш)» дошли!

Когда родители были на работе, водить Вику на занятия было моей обязанностью старшей сестры. Однажды на уроке она села за инструмент и больше не шевельнулась! Никакие уговоры учителя начать играть не помогали! Я очень взволновалась: ну как же так, вчера ходили к соседям, играла хорошо! А теперь сидит как статуя! Учительница ещё немного поуговаривала и велела в следующий раз прийти на урок с родителями. Но и родители ничего сделать с пятилетней девочкой не смогли! Играть она отказывалась ещё несколько занятий! Решили «не наносить музыкальную травму» ребёнку, и занятия на этом закончились. Так в нашей семье, после несостоявшейся фигуристки и балерины, появился несостоявшийся музыкант!

А потом в этом же здании не состоялся ещё и художник!

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА

«Художник», подающий надежды

Когда я училась классе в седьмом, в стенах Дома на горе у городских ворот открыли, вдобавок к Музыкальной, еще и Художественную школу! Нет, не кружок рисования! Академическую школу, которая, как и музыкальная, предполагала семилетнее обучение и преподавание разных предметов, от рисунка и скульптуры до истории искусств.

Тут мои родители вспомнили, что я ещё «подавала надежды» как художник. Папа рисовал хорошо и в этом качестве реализовался, правда, как конструктор. Мама вообще рисовать не умела, а потому умилялась моим примитивным рисункам.

Несостоявшемуся музыканту от несостоявшегося художника /из личного архива/
Несостоявшемуся музыканту от несостоявшегося художника /из личного архива/

Я же рисовала девочек с кукольными личиками, которых одевала в нарисованную же одежду (мода такая была). Конечно, рисовала принцесс в роскошных нарядах! Но фигуры получались не совсем пропорциональные, позы казались нелепыми, особенно, если дело доходило до рук и ног! Лучше всего получались лица, а со временем всё рисование свелось лишь к фрагменту лица – глазу! Он – единственный, по моему мнению, получался!

А ещё мы с подружкой Алёнкой, которая тоже «подавала надежды», могли часами сидеть за столом, рисуя «девочек». При этом мы давали им имена, придумывали про них всякие истории, которые тут же друг другу рассказывали вслух. Эти девочки были заядлыми модницами, ходили на танцы, в гости друг к другу, покупали наряды и встречали кавалеров. Потом у них появлялись детки, которые тут же появлялись на бумаге. Это была очень увлекательная игра, но с искусством ничего общего не имела!

Всё не напрасно!

Узнав про открывающуюся школу, мама задумалась о моём будущем (ведь я уже столько раз не состоялась!) и загорелась идеей сделать меня художником. Я совсем не хотела обременять себя лишней нагрузкой! К этому времени я уже вошла во вкус «погулять» с девчонками. Да и мальчики стали появляться в окружении в каком-то новом качестве! Первые влюбленности и девчоночьи секреты, мечтательность – я входила в прекрасную пору юности! И попыталась разумно объяснить родителям, что закончить полный курс школы не успею, а значит и начинать не стоит! Но –тщетно! Как я уже писала, родителей было принято слушаться. И я подчинилась!

Не могу сказать, что я пожалела! Я многому научилась за 2-3 года. Самое бесценное – я познакомилась с миром искусства! Я вошла в этот мир – мир чувств, грёз и эмоций! Мир красоты! Я научилась читать картины великих мастеров, любоваться цветом и композицией и ощущать сопричастность! Я научилась не отвергать непонятное и принимать разнообразие мира, преломлённого в человеческом сознании. Возможно, едва заметная тропинка из этой школы вывела меня однажды на широкую дорогу, по которой, много лет спустя я направилась в историю Петербурга, а затем и в историю его славного пригорода.

Но в те далёкие годы в стенах этой детской школы я поняла, что никогда не умела рисовать. Более того, я поняла, что рисовать я не люблю! Образы, которые рождались в голове, на бумаге реализовать мне так никогда и не удавалось! Это вызывало разочарование, неудовлетворение и отторжение! В итоге, приняв этот факт и освободившись от желания реализоваться, я просто стала созерцателем, полюбила живопись, заинтересовалась скульптурой! А через много-много лет стала терять голову от архитектурной красоты городов! Но от Художественной школы избавилась по случаю.

Романтичная натура из «Художки»

Росла я послушной неконфликтной девочкой, хорошо училась и ко времени вступления в тот самый сложный переходный возраст привыкла к всеобщему уважению и доброжелательности! А ещё я была романтичной натурой – у Толстого выискивала сюжеты про Наташу Ростову, постигала «красное и черное» у Стендаля, сопереживала Татьяне Лариной и обожала Тургеневских барышень!

Кажется, это была иллюстрация к "Пиковой даме" ... /из личного архива/
Кажется, это была иллюстрация к "Пиковой даме" ... /из личного архива/

Между прочим, многое из того, что я тогда читала, было прочитано благодаря чудесному преподавателю истории искусств из этой же художественной школы! Она говорила, что если эти книги не прочитать сейчас, потом они могут показаться скучными и неинтересными! В литературе надо поймать чувства, созвучные сегодняшней душе! А душа тогда была юная, готовая к любви. Вот о любви и читала!

Зато другие педагоги, рассмотрев во мне это романтическое начало, решили немножко его привести в порядок! Ведь в моих рисунках на вольную тему средневековые барышни молились в храмах, вонзали в себя меч от несчастной любви, писали при свете свечей любовные письма, скакали на лошадях, танцевали на балах или прихорашивались в будуарах! И помню, как учительница живописи шутила:

– Нет, надо из тебя это «бабство выбивать»!

И я нисколько не обижалась! А «бабство» выбивали «бабками». Учительница заставила меня рисовать настоящих «бабок»! Это были посиделки за чаем в русской избе, где беседовали разные старухи – толстые и тощие, смешные и чопорные! Я сама вошла в азарт! Но, как обычно, образы, воспроизведённые на бумаге, проигрывали рождённым в воображении персонажам. Как и большинство моих работ, это «полотно» на листе ватмана осталось незавершённым. И «бабство», видимо, тоже осталась во мне навсегда!

Художник тоже не состоялся! Случай помог!

Втянувшись в учебный процесс, подружившись с ребятами, я примирилась с тем, что в школу придётся всё равно ходить. Но однажды я встала и ушла из школы, потому что меня обидели! Нет, не так! Я обиделась! Я в детстве вообще была обидчивой девочкой и часто плакала – себя жалела! А потом однажды, уже будучи совсем взрослой, я вдруг поняла – никто меня и не думает обижать! Ведь даже глагол «обиделась» употребляется как возвратный. Без характерной частицы «сь» он становится «обвинительным». Потому что никакой обидчик не готов признать, что хотел обидеть. После того, как вывела эту закономерность, жить стало легче! Но тогда ещё очень жгла любая несправедливость!

Не со всеми преподавателями школы сложилось взаимопонимание. Неплохой, наверное, был человек учитель рисунка и композиции. Но строгий! И хотя обстановка в классах на уроках была довольно неформальной, как и должно быть в мастерской художника, он хотел дисциплины и сосредоточенности на его уроках! А тут как раз случился под окнами кавалер с компанией!

Я не очень-то и собиралась с ним встречаться и «гулять», ссылаясь на занятость! Меня тогда занимал совсем другой юноша, по которому я тайно и безнадёжно вздыхала! Тогда мой поклонник придумал встречать меня после занятий в «художке» и провожать до дома! Благородное, конечно, дело: занятия заканчиваются поздно, идти через «Поле дураков» – местечко, пользовавшееся недоброй славой! Правда, дом в 5 минутах ходьбы, да и шли мы через поле после занятий большой компанией – весело и интересно! Но, благородство победило резон, и к концу последнего урока под окнами начинала шуметь компания мальчишек! Кавалер мой чувствовал себя уверенней в их компании.

Я выглядывала в окно, призывала ребят не шуметь, на переменке выбегала во двор и уговаривала не ждать меня! Что там теперь прикидываться – кокетничала, робко и неумело! Мой воздыхатель был очень хороший и добрый парень, и мне совсем не хотелось его обижать! В то время модно было предлагать дружить отвергнутым поклонникам!

Но однажды мой строгий учитель после переменки, подойдя к моему натюрморту, сделал замечание по рисунку, и вдруг ворчливо и сердито добавил, что если я уже сейчас начинаю «так себя вести с парнями», то из меня ничего хорошего не получится (и учиться рисовать, видимо, бессмысленно) и очень скоро я «скачусь» куда-то (вероятно туда, где уже не рисуют)!

Это было несправедливо! Рисунок остался незавершённым на доске! Обида захлестнула и сжала горло! Из глаз полились слезы! Я убежала! И больше уже в школу не вернулась! Напрасно вызывали родителей, меня приглашали к директору на беседу! Юность ещё не умеет прощать! И обиды в юности очень острые и жгучие!

Впрочем, я уже знала, что рисовать не буду! И строгий учитель, возможно, стал лишь поводом! Я никуда не скатилась, хотя с мальчиками общаться не перестала! А вскоре Дом на горе покинули обе школы. И остался он пустым и ненужным. А потом уже он покинул нас, исчез навсегда, вместе со своей давней историей и историями из нашего детства.

А я, так глубоко погрузившись в воспоминания, всё ещё стою у Городских ворот. Пора возвращаться и, наконец, познакомиться с их историей.

Продолжение здесь:

А начало книги здесь, переходите по ссылкам, читайте всю книгу!

От автора.

Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались - Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать