Найти тему
Павел Машкин

Начало апреля – массовый падеж самолетов

Спасение челюскинцев на страницах газет 1934 г - продолжение моего обзора. Краткое содержение предыдущей части или, лучше сказать, ситуация на 6 апреля – если смотреть объективно, то уже почти в непосредственной близости от льдины находится большое количество самолетов. Но бураны и снегопады не дают им летать, летчики коротают время в ожидании. Пресса же взять перерыв не может, ей нужно нагонять ажиотаж перед решающими событиями. Как раз номер «Правды» 6 апреля посвящен заполнению паузы, однако он содержит некоторые интересные подробности, не публиковавшиеся ранее.

Тема «На помощь челюскинцам», в отличие от предыдущего выпуска, вновь возвращается на первую страницу. Начинается она с обещания: «Бабушкин примет участие в перевозке челюскинцев на берег». По содержанию это старая депеша от Шмидта, отправленная еще 2 апреля, но лукавый подзаголовок подмигивает: «Радиограмма задержана на промежуточных станциях». Вот ведь незадача, радисты сообщения Шмидта забывают передавать! (А ведь правительственная комиссия приказывала так не делать)

Вопреки заголовку статьи, летать на льдину Бабушкин совсем не собирается, во всяком случае, на своем самолете. Его рассказ ниже хорошо показывает почему.

«Мой полет из ледяного лагеря. Радиограмма летчика Бабушкина. Москва, «Правде»

Ванкарем, 4 апреля. (По радио). По предложению начальника экспедиции тов. Шмидта вылететь в Ванкарем в распоряжение тов. Ушакова второго апреля я поднялся с ледяного поля. На половине пути резко ухудшилась погода, с юго-востока надвинулась облачность, шел снег. Снизившись, шел на высоте двухсот метров. В Колючинской губе, как всегда, свирепствовала пурга. Самолет начало бросать сильными порывами ветра. Сомневаясь в прочности самолета, три раза ремонтировавшегося в условиях ледяного лагеря, я свернул к западу, вышел из шторма, обогнул тучу.

Через сорок минут – мыс Онман, затем Ванкарем. Сел благополучно. Население горячо встретило первый самолет, опустившийся на зимний аэродром.

Бабушкин».

-2

Техническое состояние самолета делало полеты на нем слишком экстремальными. Вообще по телеграмме получается, что отправили его в распоряжение «тов. Ушакова», именно по причине разбитого самолета Леваневского. Просто чтобы сгладить негативный эффект от неудачи.

Следующая заметка – тоже старая информация, и тоже небезынтересная. Это «Рассказ Леваневского об аварии»

«Петропавловск-на -Камчатке. 4 апреля (По радио от спец кор. «Правды»). Передаю сообщение Леваневского об обстоятельствах аварии:

При вылете из Нома мы имели сведения о хорошей летной погоде в районе Ванкарема. Когда попали в пургу в районе Колючина, сочли это местным явлением и попытались прорваться дальше. Но самолет обледенел, трубка, подающая воздух, забилась, самолет стал снижаться, приборы перестали работать. Внезапно задели за что-то лыжей. В результате посадки на торосы сломало шасси, повреждена плоскость, погнут пропеллер. Самолет лежит на фюзеляже».

-3

Рассказ летчика немного простодушный и слегка отличается от версии Ушакова. Про погодные условия – Леваневский счел это «местным явлением». По каким критериям он это определил, Сигизмунд Александрович распространяться не стал. При этом размазал ответственность местоимением «мы», хотя самолетом управлял он, и решать должен был сам. Он прямо говорит что решил «прорваться», не очень понятно, куда и как долго, поскольку летать по приборам не умел. Кстати, в телеграмме Бабушкина можно обнаружить желание немного отмазать Леваневского, потому что Михаил Сергеевич как-то странно заявляет: «В Колючинской губе, как всегда, свирепствовала пурга». Такое вот удивительное природное явление, просто черная дыра какая-то. Но не будем отвлекаться. Вопреки позднейшим героическим описаниям почитателей Леваневского о чуть ли не сознательном обрубании лыж о торосы для посадки на брюхо, летчик открыто говорит, что зацепился случайно и «внезапно». Он вообще вряд ли что видел и только пытался удержать самолет. Вот, собственно, и все. Никаких героических телеграмм от Леваневского, вроде «Побежденным себя не считаю», газета не приводит, это всё дальнейшие выдумки.

В номере есть еще крайне странная статья «Самолеты держат курс на Ванкарем». Журналист, сидящий в Хабаровске, в трех с половиной тысячах километрах от места событий, рассказывает о неуклонных стремлениях самолетов. Некоторые его прогнозы представляют собой чистые фантазии:

«Хабаровск. 5 апреля… Стремления всех спасательных экспедиций неуклонно направленны к лагерю Шмидта. Большинство из них приближается к конечным пунктам северного побережья. 5 апреля шесть самолетов держат курс на Ванкарем: пилоты Слепнев, Каманин, Молоков – из Уэллена и пилоты Галышев, Водопьянов и Доронин – из Анадыря.

Ванкарем – последний пункт перед полетом в лагерь. Пилот Бабушкин покрыл этот этап в течении одного часа пятнадцати минут. С прибытием самолетов в Ванкареме развернутся непосредственные спасательные работы.

Разведкой, проведенной Фарихом, установлено, что севернее мыса Олюторского, сколько охватывает взгляд, льдов нет. Везде чистая вода».

Из последних примечательных новостей: «Самолет Демидова обнаружен»:

«Вчера сообщалось, что в 10 километрах от Анадыря был замечен неизвестный самолет «Р-5», улетевший в юго-западном направлении. Только что нашему корреспонденту сообщили, что этот самолет сел в 20 километрах от Анадыря и повредил лыжу. Самолет пилотировал летчик группы Каманина тов. Демидов, задержавшийся ранее вблизи Майно-Пыльгина. Демидов попал в туман и потерял ориентировку. К месту посадки посланы собачьи упряжки.

Местонахождение пятого самолета группы Каманина еще не обнаружено».

-4

На самом деле, выражения «место посадки» и «повредил лыжу» очень оптимистичные, потому что на самом деле самолет оказался разбит в хлам. Летчик потерял ориентировку, не мог найти Анадырь и на остатках бензина летал в разных направлениях. Видимость ухудшилась, в дымке рельеф плохо просматривался и самолет зацепился за снежный холм. Благодаря мягкому снегу экипаж не пострадал, но самолет восстановлению не подлежал.

В номере 7 апреля появились новые статьи, продолжающие субтему падежа самолетов: «Обнаружены все самолеты звена Каманина".

"Петропавловск-на-Камчатке, 6 апреля (По радио от спец.кор. «Правды»). Обнаружены все пять самолетов авиазвена Каманина, о судьбе которых не было никаких сообщений в течении нескольких дней. Как известно, два самолета, одним из которых управляет начальник звена тов. Каманин, а другим летчик Молоков, изменив курс, прилетели в Уэллен, после нескольких попыток преодолеть Анадырский хребет, несмотря на неблагоприятные погодные условия. (Маршрут от Анадыря до Ванкарема через бухту Провидения и Уэллен составляет около 1.200 км, а кратчайший путь через хребет равен примерно 500 км)».

-5

Расстояния указаны почти точно – почти в первый раз с начала операции. Оказывается и журналисты могут, если захотят

«Третий самолет, управляемый летчиком Пивенштейном, находится на мысе Беринга. Вчера стало известно, что в 20 км от Анадыря вследствие тумана опустился четвертый самолет звена Каманина, пилотируемый летчиком Демидовым. Наконец в районе Анадыря обнаружен последний, пятый самолет этого звена – летчика тов. Бастанжиева. Вот как это произошло.

5 апреля поздно вечером в Анадырь в полузамерзшем состоянии пришел механик пятого самолета Каманинской группы т. Разин. Он сообщил, что самолет лежит разбитым юго-западнее Анадыря, и что летчик Бастанжиев, бортмеханик Романовский и Разин после аварии пошли искать населенный пункт, но разошлись в тундре.

Пограничники Анадыря немедленно организовали поиски на нартах. Розыски продолжались всю минувшую ночь. Сегодня вечером Бастанжиев и Романовский найдены и доставлены в Анадырь».

Это тоже практически точная информация. Можно только уточнить, что самолет Бастанжиева разбился в 50 километрах от Анадыря. Они летели в паре с Демировым, но потеряли друг друга. Бастнажиев тоже врезался в гору, и удар оказался сильнее, чем у коллег, но мягкий снег спас от гибели и этот экипаж тоже. Какое-то время летчики провели без сознания, пока Разин, пострадавший меньше других, не пришел в себя, сумел откопать товарищей и привести их в чувство. Почти двое суток они шли вдоль берега, потом Разин, находившийся в лучшей физической форме, ушел вперед и на последних силах добрался до Анадыря. Практически он упал на окраине и ему повезло, что на него наткнулись. Оставшихся двоих обнаружили чукчи, а не пограничники. Да и экипаж Демирова тоже в Анадырь привезли чукчи. И экипажу Леваневского также немедленную помощь оказали местные и предоставили им ночлег.

Погрузка больных в мае 1934 года на пароходы Смоленск и "Сталинград"
Погрузка больных в мае 1934 года на пароходы Смоленск и "Сталинград"

Подводя итог – в первых числах апреля в челюскинской операции произошли четыре аварии с самолетами. Три аппарата оказались разрушены полностью, Каманин свой повредил незначительно, но требовался ремонт, на который ушло почти две недели. Огромное везение, что во время этих происшествий обошлось без жертв и большая заслуга местных чукчей, что никто из летчиков не замерз потом.

А спасательная операция неуклонно стала приближаться к началу спасения.

Следующая статья Предыдущая статья

Весь цикл "Легенды челюскинской эпопеи" можно посмотреть здесь...

Смежный мини-цикл "Как "Челюскин" провалил свою транспортную задачу".

А ниже ссылка на мою книгу "В тени первых Героев. Белые пятна челюскинской эпопеи", опубликованную в издательстве Паулсен.