После уроков Вера – будто невзначай – прошлась мимо кабинета математики. Не хотелось, чтоб подружки-одноклассницы увидели её… и узнали, что Сергей Александрович объясняет теорему – ей одной...
Иришка Солодовникова – она и так, кажется, о чём-то догадывается… – тут же увязалась бы следом. Да ещё со своими намёками-насмешками… И оказалось бы, что она тоже не поняла доказательство теоремы о квадрате диагонали прямоугольного параллелепипеда, что равен сумме квадратов трёх его измерений – длины, ширины и высоты… А так же выяснилось бы, что Солодовникова не поняла, что такое длина, ширина и высота… и вообще, – что такое параллелепипед.
И хорошо, что Ромке не пришлось ничего объяснять: они со Славкой Шевцовым, Алёхой Аршинцевым и Мишкой Васютиным ещё после пятого урока двинулись в соседнююНовопавловку: какие-то неотложные дела у них там оказались… Отличник Толик Ермаков сказал, что сразу после географии смотается домой за мотоциклом и тоже рванёт в Новопавловку.
А сердечко Верино то неудержимо билось, то замирало… Она не сразу решилась приоткрыть дверь в кабинет математики.
У доски пятиклассник Юрка Волокитин пыхтел над примерами. Притихшие Василёк Муравин и Андрюшка Трошин, Юркины одноклассники, плечом к плечу сидели над открытым учебником, старательно учили законы умножения…
Сергей Александрович чуть застенчиво улыбнулся Вере:
- Ты проходи. Нам немного осталось.
Наверное, присутствие пятиклассников сделало Верочку смелой… И она отважилась сесть за первую парту, прямо перед учительским столом.
Когда мальчишки убежали, Сергей Александрович начертил на доске параллелепипед. Оттого, что в классе они были лишь вдвоём – впервые… – Верочка почти не слышала объяснений. Для неё лишь голос его звучал.
А Сергей Александрович понял, чем так взволнована ученица. Присел за парту рядом с нею.
Верочке захотелось птицей вылететь из класса… Чтоб он не услышал, как бьётся её сердце, не услышал дыхания её, не увидел, как жаркими лепестками полевых маков полыхает её лицо.
А он взял с учительского стола листочек в клеточку:
-Давай так. С самого начала. Здесь тебе понятнее будет, чем на доске. Смотри.
Сергей Александрович чертил параллелепипед, проводил диагональ, писал формулы. Потом потянулся за учебником геометрии:
- Сейчас попробуем решить задачу из домашнего задания.
Между страницами учебника мелькнула фотография… и упала на парту.
Верочка затаила дыхание: тёмные волосы ручьями струятся до пояса… уверенно смеющиеся большие глаза, надменная улыбка.
На секунду Вере показалось, что девушка над нею смеётся: над её простенькой школьной формой, над вплетенным в косу белым бантиком… а ещё – над её девчоночьей робостью и растерянностью…
И упали слезинки на строгий чертёж, на чёткие формулы…
Сергей Александрович взял фотографию, снова положил её в учебник. Негромко объяснил:
-Мы вместе учились в пединституте.
И…опустил ладонь на Верочкину руку.
Иришка Солодовникова собралась влететь в одиннадцатый кабинет: кажется, она оставила на парте учебник по геометрии и дневник с записанными домашними заданиями… Но непривычно тихий… словно грустноватый голос учителя математики остановил её. Ира осторожно заглянула в приоткрытую дверь.
Верка Петрунина… и Сергей Александрович сидели рядом, за первой партой.
Большая и красивая ладонь Сергея Александровича лежала на Веркиной руке.
А Верка вдруг уткнулась математику в плечо.
Сергей Александрович бережно гладил её волосы.
Ничего себе!..
Значит, не зря девчонки шепчутся про Верку, – что она влюбилась в математика!
Шепчутся, – а главного не знают!
Что не только Верка влюбилась!..
Что Сергей Александрович… тоже…
Ну, а что это тогда значит, – если рука его на Веркиной лежала!
А… разве бывает такое? Ученица…и учитель математики. И – любовь?
А если бывает… Ну, почему – у Верки Петруниной!
Она что, – самая лучшая из всех девчонок?
Да ничего особенного в ней нет!
Подумаешь, – глаза синие!
Подумаешь, – школьная спортсменка! Обычная троечница! Пятёрок, кроме как по физкультуре, никогда не получала!
И – надо же!.. Скрытная какая Верка! Должно быть, не только сегодня они с математиком… теоремы – или аксиомы?.. – доказывают после уроков. И – хоть бы словом обмолвилась! Подруга, называется!
Из кабинета литературы вышла разобиженная Тонька Тимохина.
Совсем не вовремя.
Тоньке совсем не обязательно видеть Сергея Александровича с Веркой Петруниной! Она, Иришка, первая об этом узнала! И девчонкам в классе такую новость она сама скажет, без Тоньки!
Ира незаметно прикрыла дверь. Впрочем, Тимохину ничуть не интересовал кабинет математики:
- Шевцов – как всегда! Как только мы с ним дежурные, его ветром сдувает… – ещё после пятого урока. А мне, значит, за двоих дежурь!
Иришка рассеянно утешила Тоню:
-Мальчишки – они все козлы.
Тимохина неожиданно серьёзно возразила:
- Не все. Ланцов всегда помогает Верке дежурить.
- Бедный Ланцов, – вздохнула Ира.
Что Ланцов бедный вовсе не из-за дежурства по классу, Тонька, конечно, не поняла…
Такая вот аксиома: учитель должен знать педагогику.
Только пятёрки на экзаменах по педагогике не означают, что на все вопросы ты знаешь ответ.
И Сергей Александрович ещё раз погладил Веру по голове. И сказал самые простые слова:
- А плакать не надо. Даже если не получается доказать теорему.
Шёпот ли это… горький, или дыхание – сквозь слёзы… А Сергей расслышал:
- Вы её любите?
Всё же на экзаменах по педагогике были пятёрки… Поэтому он сдержанно и суховато ответил:
- Люблю.
Чуть приметно… стыдливо и горестно колыхнулись Верины плечики.
-Давай посмотрим, как решать домашнюю задачу?
- Можно… я пойду?
Сергей Александрович приподнял её лицо:
- Нет. Я провожу тебя. – Достал из кармана платок, подал Вере. Повторил: – Плакать не надо. Ты же молодец. Я знаю. Игорь Романович рассказывал, как на соревнованиях ты подвернула ногу, и всё равно – первой стала.
Верочка прерывисто вздохнула:
- Тогда… совсем не больно было. А записку… когда «Осенний бал» был…
Сергей снова положил ладонь на Верину руку:
- Я знаю. Ты приходи… в кабинет математики, если что-нибудь непонятным будет, – по алгебре или по геометрии.
А какие слова он ещё мог сказать девчоночке этой…
Проводил её домой, – до самой калитки.
Счастье в синих глазах разбавлялось девчоночьим горем.
... С небрежно-снисходительным любопытством Вика окинула взглядом Марину. Уверенно представилась:
- Я Олина подруга.
Марина удивлённо приподняла брови. Вика объяснила:
-Мы говорили с Олей. Мне нужна ваша помощь. Видите ли, – так получилось…
Марина не дослушала Викин рассказ. Перебила:
- Вам – к врачу. Он определит срок беременности.
- У врача я была. Теперь мне – к вам.
-Я не врач.
Всегдашняя Викина уверенность словно таяла, – оттого, что Марина говорила так официально-отрывисто. Надо же!.. Так похожи с Олькой, – хоть и двоюродные, а одно лицо. А характеры, видно, разные. Олька выслушает, утешит… А эта! Или – просто строит из себя строгую акушерку?
Что ж, – посмотрим.
Вика достала из сумочки крошечный футлярчик. Колечко подарил Вадик – перед отъездом в Москву. Так себе, – мог бы и получше выбрать… Потом придётся сказать ему, что размер не подошёл.
Протянула футлярчик Марине:
-Это – вам. А мне нужны таблетки.
На футлярчик акушерка не взглянула. Бросила:
- Таблетки выписывает врач. По мере необходимости.
И – ушла.
Вика растерялась. А потом еле сдержалась, чтоб не запустить вслед акушерке этим глупым футлярчиком…
А Вадик вернётся через три месяца… Какое – через три! Уже неделя прошла.
... Вечером Иришка прижалась к маме:
-А если ученица встречается с учителем? Бывает такое?
Иришкина мама насторожилась. Слегка отстранила дочку:
- Какая ученица? С каким учителем?
Продолжение следует…
Начало Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5