Или артистов погорелого театра, как говорит всегда одна моя очень опытная коллега, которая работает в нашем кружковом и культмассовом отделе в социальном спецучреждении для детей с особенностями развития. Между прочим, педагог с большой буквы, которого уважают и коллеги, и многие воспитанники, и их мамы.
Только она настаивает на том, чтобы называть нижеописанные занятия театром трёх актеров, а не двух. Ведь ведущим (а может и единственным) актером, доигрывающим этот абсурдный спектакль до конца, остается как раз педагог.
А почему спектакли абсурдны и почему столько злого сарказма в словах - об этом напишу по порядку. И не сарказм это, а констатация фактов устами людей, которые уже несколько лет подряд наблюдают одну и ту же картину. И эта картина, в отличие от полотен художников - вовсе не разуют глаз. И ухо тоже.
Валерий и Валерия
Ребята, которые уже третий год подряд проходят курс у нас в дневном стационаре. Брат и сестра (двойняшки), сейчас им уже 6 лет. У обоих - ментальные нарушения (естественно, документально спрятанные от педагогов, но еще в те времена, когда об этом говорили свободно, обоим ставили ЗПРР).
Тяжелые. Во всех смыслах. Несмотря на то, что из года в год мама их пихает на разнообразные занятия в студии, развивайки и прочие учреждения, а также "драмкружки-кружки по фото" (но, увы, Лера и Валера там надолго не задерживаются). Ну и, естественно, про основное звено (логопеды и дефектологи) мама никогда не забывала.
Нехорошие специалисты
Как говорила мама (даже не говорила, а жаловалась), она с детьми чуть ли не всех дефектологов и логопедов города обошла, а они, собаки такие, после одного-двух занятий почему-то всегда дают задний ход и придумывают разные отмазки, чтобы расстаться с ее детками.
- Например, одна логопед - якобы уехала стажироваться то ли в Казань, то ли в Тверь, а потом пропала и номер не отвечает.
- Или дефектолог - типа официально устроилась в школу и теперь она вынуждена сократить количество частников. Так уж вышло, что это оказались Лерочка и Валерочка.
- А еще одна дефектолог - переехала на другой конец города и ей стало неудобно ездить к клиентам.
- А, вот! Еще одна логопед (я ее лично знаю, у нас когда-то работала) - так она вообще посмела выйти замуж и уйти в декрет, ах какая нехорошая женщина!
А на все доводы наших врачей о том, что без должной терапии - занятия ее деткам не принесут пользы, мама уверенно отвечает до боли знакомой фразой:
- Зачем нам ваши сомнительные лекарства? Мои дети - абсолютно нормальные, и не надо на них ваши эксперименты ставить! То, что они пока не разговаривают - так это педагогов нормальных нет. Готовы только деньги драть, а как до реальной работы дело доходит - сразу в кусты.
В итоге, все наши доктора (и психиатр, и невролог, и курирующий педиатр) устали уговаривать упрямую маму и тупо забили:
- Дело хозяйское. Но если передумаете, обращайтесь в детскую поликлинику по месту жительства.
Пока не передумали…
Лера и Валера год и два назад
На любое занятие ходили только вдвоем (хоть с психологом, хоть с дефектологом, хоть на творческий кружок). Друг без друга - никак, даже в кабинет не заходили, как бы ни прыгали педагоги с бубнами, игрушками-погремушками и прочими завлекушками.
Мама, закинув деток в кабинет, тут же убегала в палату в другое крыло, а педагог, соответственно, оставался в кабинете с двойнятами.
И сами занятия проходили почти всегда одинаково...
Помнится, логопед, работавшая у нас полтора года назад, рассказывала:
Чуть только закрывалась за мамой дверь, "представление - начиналось!
Валера: отворачивался лицом в угол кабинета (как раз перед дверью), опускал голову, делал "обижено-набыченное" лицо и стоял так, издавая храпящее-рычащие звуки.
Когда логопед звала его по имени - не отзывался и вообще не реагировал. А если она пыталась дотронуться до него или легонько развернуть к себе лицом, Валера огрызался, топал, бодался и отталкивал ее руками. Но без визга и воплей, а только с тем же глухим рычанием недовольного тигра.
Лера же - как раз наоборот! Не стояла и не молчала, от слова совсем! Кружила по кабинету как шмель, задевая стены и сбивая стульчики. Естественно, об эти стульчики спотыкалась, падала… Но снова быстро поднималась и кружила дальше. При этом визг стоял бесконечный, на протяжении всего ее пребывания в кабинете (любом).
Естественно, задания педагогов (любых) Лера тоже не выполняла, а все пособия и игрушки расшвыривала в разные стороны. Но не дралась, не бодалась и не кусалась. Не потому что была более мирной, чем ее братик, а лишь из-за того, что куснуть и ударить было невозможно, т.к. ее по сути никто поймать не мог. А если и ловили, то она шустро, аккуратно и ловко выскальзывала из рук и продолжала свой скоростной, никому не известный маршрут.
Сама я в полной мере не могла тогда оценить все прелести занятий с этой сладкой парочкой, ведь провела я с ними всего пару честных, но довольно энергоёмких уроков (а потом как раз на операцию загремела, так что, как говорится, не было бы счастья…)
Лера и Валера сейчас
Вот они, родимые, оказались в очередной смене в дневном отделении. Подросли за это время, пополнели изрядно, прямо как два пирожка стали.
Но на занятия - по-прежнему друг без друга в кабинет заходить отказываются. А еще - у ребят по-прежнему отсутствует речь.
И мама - тоже тактику не меняет: несмотря на просьбы педагогов ждать деток в коридоре и приходить по первому зову, все равно убегает в палату… Очевидно, соблюдает принцип: если я уйду, то им волей-неволей придется сидеть с детьми все заявленные 30-40 минут, пока я за ними не приду. А уж занимаются они или нет - это дело пятое! Главное - из кабинета не уйдут.
Это я не для красного словца говорю и не выдаю желаемое за действительное! На самом деле очень многие мамы, бедующие в коридоре под нашими дверями, часто ведут такие разговоры!
А ведь… положительная динамика-то есть!
Двойнята научились садиться за столик для занятий самостоятельно! Вааау! Минут на 10 уж точно! Без ужимок и прыжков! Лера - не носится как угорелая, Валера - не торчит в углу. Прогрессище!
Но… пособия и задания - они по-прежнему не принимают, простые просьбы - не выполняют, педагогов в упор игнорируют.
А сценарий теперь таков:
Валера - да, сидит за столиком. Как только ему под нос ставят какое-нибудь пособие или дают раздаточный материал для занятия, он тут же делает такое лицо, как будто ему тарелку с какашками подсовывают: кривится, корчится… А потом - демонстративно отворачивается в другую сторону, похрапывая с закрытым ртом. Но при этом левый уголок верхней губы то и дело поднимается, как при выражении крайнего презрения.
А когда педагоги объясняют, для чего эти пособия нужны, показывают наглядно, как с ними работать, Валера делает лицо еще более презрительным и вообще спиной ко всем поворачивается. На вежливые просьбы повернуться лицом к столу - ноль внимания. На касание руки или плеча - либо тоже нет реакции, либо он еще сильнее втаптывается в пол и будто бы тяжелеет, чтобы его никто с места не сдвинул…
Лера - не бегает по кабинету, не сбивает мебель. Даже коленки и локти ее уже без синяков. И сидит. Сидииит! Но только вот… всё-всё время, пока она сидит, рот ее так и не закрывается. Она вопит, вопит, вопит! Затяжной плачущей интонацией, длинными-длинными нотами. Со стороны будто бы опера-трагедия с оплакиванием какого-нибудь героя. Но при этом - слёз нет, только "ыыы-аааа!", "ыыы-аааа"! Весь урок!
Пособия и поделки? Да какое там! А чем больше окружающие с Лерой сюсюкают, думая, что она и правда плачет, тем сильнее она вопит. И, так же как брату, ей абсолютно фиолетовы чьи-то просьбы или предложения.
И, как бы ни выкидывали номера двойнята, их мамочка все равно никогда не поинтересуется содержанием занятия. Ведь приходит она только к самому его концу (а то и с опозданием), когда уже оба трижды устают сидеть, ныть и "бычиться", так и не тронув ни одного предмета реквизита. Т.е., тупо сидят, "отбывая срок".
Вместе, но каждый сам по себе
При всём при этом, между собой Лера и Валера, хоть и не ходят на занятия по отдельности, практически не взаимодействуют в работе (может, потому что самой работы нет…)
Они - совсем не общаются (даже знаками или возгласами), не трогают друг друга, не держатся за руки.
Хаха, начальство предлагало дать им совместное задание. Ну, по сути. правильный ход… но с такими детками - едва ли сработает. Они все равно закрыты от любых заданий и внешних воздействий.
Да и мама - тоже уже закрыта от любых советов и рекомендаций. Такое ощущение, что ей давно все равно, что будет дальше. Наверное, эту ее позицию нам остается только понять и принять.
Ну или потерпеть еще 12 лет, когда возраст ребят выйдет за пределы допустимого возраста для учреждения. Только сильно сомневаюсь, что кто-то дождется.
А Вам, дорогие читатели, после усердной работы - приятно отдохнуть!