В публикации приводится архивный рассказ ветерана Корейской войны 1951-53 гг. Николая Ивановича Шкодина о том, как его сослуживец капитан Николай Иванович Иванов сбил в одном бою 1 августа 1952 года два американских «сейбра», причем один из них вел неведомый американский ас чернокожего происхождения. На деле же это был не чернокожий ас, и не ас вообще, а белый американский пилот Феликс Эйсла, и это стало известно сразу же после боя, в том числе и самому Шкодину. Но откуда в его рассказе спустя почти 40 лет взялся ас-негр – это совершенно непонятно.
Война в Северной Корее закончилась уже давно, лет 70 назад, но интерес к ней имеется и сегодня. Мало того – именно сегодня всплывают очень интересные эпизоды той войны, которые как-то затерялись после «информационной вспышки» конца 80-х – начала 90-х, когда можно было писать и публиковать всё, что угодно, лишь бы покупали.
Вот и война в Корее была рассекречена как раз в те времена, и этих «рассекреченных секретов» было так много, что массовый читатель буквально утонул в информации. Многое, правда, быстро «перегорело», так и осталось в «рассекреченных» источниках, но немало начало кочевать из справочника в справочник, из мемуаров в мемуары, и в итоге все пережившие последнюю треть века сведения стали основополагающими.
Но то, что осталось «под спудом» в старых журналах и газетах, все же существует, и почему часть такого мощного пласта информации не была размножена на просторах Интернета, в который практически на 100% переселилась сегодняшняя пресса – непонятно.
Короче, нашел я тут в своем бумажном архиве забытую давно статью из «Крыльев Родины» за 1990 год, в котором своими воспоминаниями делится участник Корейской войны – Шкодин Николай Иванович (1922-2008 гг.). Очень интересные воспоминания, хотя и краткие. И очень им хотелось бы верить, если бы не одна неточность, которая промелькнула в этом рассказе.
Речь идет о сбитом сослуживцем Шкодина – капитаном Н. И. Ивановым, - некоем американском асе-негре, наличие которого в американских ВВС того периода в Корее не подтверждается ничем. На самом деле Иванов сбил белого пилота – майора Феликса Эйслу, который никаким асом не был, хотя, по неизвестно откуда взявшимся данным, сбил 4 северокорейских самолета.
Но все было бы не так интересно, если бы Н. И. Шкодин не утверждал, что сам, своими глазами видел фотографию упавшего на землю американского «сейбра» с убитым негром в кабине. Ну, он не настаивает, что в кабине на фотографии был именно негр, но из рассказа это как бы само собой подразумевается – ведь был сбит именно негр. Вот именно он и появился на фотографии в кабине своего истребителя в убитом виде.
На самом же деле заслуженный наш пилот если и видел фотографию, то на ней должен был быть «сейбр» именно майора Эйслы, который, как известно, негром не был. Мало того – тело Эйслы нашли далеко от самолета, потому в кабине сбитого самолета он находиться никак не мог. Тем более что самолет был полностью разрушен при падении, и в более-менее целом виде осталась только хвостовая часть.
Короче, история с одной стороны запутанная, а с другой – явная. Прославленный наш корейский ас, имевший на своем счету три американских самолета, просто что-то перепутал. Возможно, он в Корее и видел фото сбитого «сайбра» с убитым негром в кабине, но то явно не был белый американский майор, фигурирующий в рассказе Шкодина. Правда, про чернокожих пилотов, воевавших в Корее на «сейбрах» ничего неизвестно даже сегодня.
Ясно, что никто никого не хотел обмануть, просто ветеран по памяти изложил неверную картину, а прочитавший через почти сорок лет этот очерк читатель примет всё за чистую монету. И потом будут шириться байки о том, как наши пилоты в Корее сбивали чернокожих американских асов, причем целыми пачками. А кому надо проверять? Ветеран сказал – значит, так и было.
Ну да, многие скажут – чего это я прицепился к ветерану? Ну, перепутал – так перепутал, не наврал же.
Ладно, пусть он даже перепутал, но как тогда относиться к другим рассказам этого ветерана? А вдруг в других эпизодах он тоже что-то перепутал? И тогда к его воспоминаниям не будет вообще никакой веры.
Поэтому я и представляю своему читателю этот очерк как мини-сборник рассказов о личном боевом опыте в Корее майора Ивана Николаевича Шкодина, который может что-то перепутать и неверно изложить факты. Именно с этой точки зрения и можно понять, почему этот материал третьвековой давности не заинтересовал никого из исследователей более поздних времен. А кого он мог бы заинтересовать, тому он просто не попался на глаза, потому что сегодня советские бумажные журналы читают только старенькие библиотекарши, которым война в Корее и на три пальца не сдалась.
Журнал «Крылья Родины», 1990 г., №6
НЕИЗВЕСТНАЯ ВОЙНА. КОРЕЯ: 51-53
Автор: Александр Котлобовский
Живет в нашем городе интересный человек - генерал-майор авиации запаса Николай Иванович Шкодин, заслуженный военный летчик СССР. За его плечами - большая и непростая жизнь, которая вместила в себя много событий и в том числе - Великую Отечественную войну. Но, пожалуй, особое место в его судьбе занимает участие в войне в Корее.
- Прибыл наш полк в Корею в апреле 1951 года, - рассказывает Николай Иванович. - Провоевали до июля 1953-го. Совершил я за это время более 150 боевых вылетов и сбил пять самолетов противника: четыре «сейбра» и один «тандерджет».
Наши летчики принимали участие в этой войне где-то с конца 1950 года. В тот период американцы особо с нами в драку не ввязывались, но они о нашем присутствии, конечно, знали, имели в своем распоряжении информацию о многих советских летчиках.
Но к весне 1951 года жестокие схватки в воздухе стали уже не редкостью. Как раз к этому времени на корейский фронт прибыла дивизия под командованием трижды Героя Советского Союза Ивана Никитовича Кожедуба. Его ребята великолепно проявили себя в боях и сбили с противника спесь. В качестве примера могу привести так называемый «черный четверг».
В один из апрельских дней 1951 года американцы в светлое время суток решили на Б-29 разбомбить гидроэлектростанцию на реке Ялуцзян. «Крепости» прикрывались большим количеством «тандерджетов» и «сейбров». Бомбардировщики шли к тому же в плотном строю, дабы максимально использовать мощь своих оборонительных установок. Тем не менее наши прорвались и сбили десяток «крепостей».
После этого разгрома американцы провели серьезную перестройку: было запрещено применение Б-29 в дневное время.
В Корее Иван Никитович Кожедуб не летал. Ему Москва строго-настрого это запретила, хотя он несколько раз и обращался за разрешением. Другие комдивы летали. Из летчиков дивизии Кожедуба добился наилучшего результата Пепеляев Евгений Георгиевич. Это был наш ведущий ас в Корее. У него около двадцати побед.
Вот был у американцев такой ас по фамилии Дэвис. У него в Корее было четырнадцать побед, да еще в ту войну семь. Наши его в конце концов сбили. После этого события в американских войсках был объявлен трехдневный траур.
Или вот еще запомнившийся случай. Был у американцев летчик негр, настоящий ас. Правда, он никогда не ввязывался в бой, а внезапно атаковал откуда-то из-за облаков, открывал огонь и поспешно уходил. Сбил противника, не сбил - для него это никакой роли не играло, атаку он никогда не повторял. Одним словом, занимался «свободной охотой». Надо сказать, что морально это сильно угнетало: летишь на задание и нервничаешь - все время ожидаешь его атаки.
Однажды вел я на задание группу. Заметил, где-то вдалеке мелькнула пара. Сразу узнал ее и предупредил: «Внимание! Старый знакомый!»... И продолжал вести группу дальше.
Вдруг слышу, кто-то просит о помощи. Узнал по голосу - Иванов Николай Иванович. Очевидно, нарвался на замеченную мной пару. Мы-то никак на помощь прийти ему не можем: необходимо выполнить поставленную перед нами задачу. Да и еще одна группа шла за нами. Одним словом, у моего тезки шансов не было почти никаких, и поэтому понятно, с каким чувством мы шли после выполнения задания на свой аэродром.
Однако Иванов вернулся. Целым и невредимым. И узнали мы от него вот что.
В полете ведомый Иванова потерял его. И вдруг из-за облаков - пара «сейбров». По номерам определил - тот самый «охотник» со своим ведомым. Сразу же они зажали «миг» Иванова. Тому оставался единственный выход: ввести свою машину в штопор, а там попытаться как-то уйти от назойливых преследователей. Вообще-то минимальная высота вывода МиГ-15 из штопора (согласно инструкции) 4000 метров. При выводе он делает два быстрых витка вокруг вертикальной оси и на некоторое время замирает. Американцам это известно было.
Итак, Иванов штопорит до 4000 метров, а те никак не отстают, ходят вокруг него, словно акулы. Штопорит до 3000 метров - не отстают. Решил продолжить до 2500 метров, а там выводить и катапультироваться. Решение абсолютно верное: машину спасти нет никаких перспектив, а бессмысленная гибель летчика никому не нужна. Вот и нужная высота. Иванов выводит самолет из штопора. При этом «миг» делает не два, а полтора оборота.
И вдруг... в прицел истребителя Николая влезает «сейбр» аса. Наш летчик вместо того, чтобы катапультироваться, жмет, естественно, на гашетки. Самолет «охотника» вспыхнул и упал в расположение северокорейских войск...
И снова сюрприз: в прицел «влезает» и ведомый противника. Опять Иванов не растерялся. F-86 загорается и уходит в сторону моря. Там американец катапультируется, и его подбирают свои же катера (надо отметить, что служба спасения у них была поставлена отлично). А ведущий, видимо, был убит еще в воздухе. Потом нам показывали фотографию: лежит на брюхе «сейбр», а в кабине убитый летчик, склонившийся на левый борт.
За этот бой Николай Иванов был награжден орденом Ленина.
И у нас были «охотники». В одно время со мной в Корее воевал Михин Михаил Иванович, ныне Герой Советского Союза. У него девять побед, шесть из них он одержал на «свободной охоте».
Уже под конец войны в Корее американцы применили «сейбры» с радиолокаторами. Ранее они уже использовали F-86 с радиолокационными прицелами. Одну из таких машин наши в свое время захватили. Этот «сейбр» был подбит в воздушном бою и совершил вынужденную посадку по нашу сторону фронта, а его летчик со странной для американца фамилией Махорин был взят в плен...
Теперь нам была поставлена задача добыть и последнюю модификацию «сейбра». В одном из боев мы повстречались с ними, и я одну из машин сбил. Упала она в расположении корейских войск на рисовом поле. Точнее сказать, не упала, а села на брюхо. Сразу к ней бросилось трое корейцев, намеревавшихся пленить летчика. Однако американцы организовали прикрытие с воздуха, расстреляв эту группу. Тут же прилетел вертолет и забрал летчика.
С воздуха американцы обстреляли сбитый самолет. Но корейцам все-таки удалось замаскировать его, забросав грязью, соломой рисовой... По приказу из Москвы мы снарядили экспедицию за трофеем, которая, однако, возвратилась с пустыми руками: несмотря на тщательную маскировку, американцам удалось-таки разбомбить секретную тележку.
Мы воевали сначала на МиГ-15 с РД-45, а затем на МиГ-15 бис с ВК-1. Особенно «бис» был хорош. У нас перед американцами было преимущество в вертикальном маневре, имели мы и лучшую скороподъемность. Да и вооружение у нас помощнее. Все-таки шесть американских пулеметов - вещь слабая против наших пушек. Но у американцев были лучшие прицелы - радиолокационные. «Сейбр» был сильнее на горизонтали. Кроме того, «сейбр» уходил от «мига» на пикировании - у нашего самолета раньше начиналась «валежка».
МиГ-17 в Корее не были, хотя мы несколько раз обращались в Москву с просьбой об их присылке. Нам все время отвечали: «Вопрос изучается». Так и изучался, пока война не кончилась. Американцы же все время бросали в бой новые модификации «сейбров», против которых нам на МиГ-15 бис становилось сражаться все труднее. А был бы у нас МиГ-17 Ф (не первая модификация МиГ-17, которая была даже хуже МиГ-15 бис), мы бы добились больших успехов.
Из наших самолетов хорошо показали себя в Корее также бомбардировщики Ту-2. На нашем аэродроме базировался полк ночных истребителей Ла-11. Там у меня был товарищ - Карелин Анатолий Михайлович, позже ставший Героем Советского Союза. Он на Ла-11 сбил ночью, при свете прожекторов, одну «крепость». Еще восемь Б-29 уничтожил на МиГ-15. И опять-таки ночью. Причем часть из них лишь при свете луны.
Николай Иванович помог нам реконструировать вид его самолета, который вы видите на рисунке. Дорогая ему и всем нам машина. И потом подумалось еще: чего ради столько лет замалчивали боевую работу наших людей в Корее (да и в других местах тоже)? Люди воевали (в мирное-то время!), каждый день рисковали жизнью, теряли товарищей, сами погибали а о них, их делах и подвигах тишина. В то же время у американцев к своим «корейцам» совсем иное отношение. Их память чтут свято. И совершенно ясно, что настала пора у нас выводить все эти «белые пятна», воздать людям должное, сохранить их дела и подвиги в памяти народной. Есть ли цель благороднее?
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ: