Во время войны в Северной Корее в 1950-1953 гг. настоящий воздушные баталии велись только между истребителями «МиГ» и «Сейбр». Но вот американские и прочие союзные истребители-бомбардировщики, завидев «МиГи», даже имея многократное численное преимущество, предпочитали в бой не ввязываться, а на всех парах сбегали на свою территорию, сбрасывая бомбы куда попало и теряя свои машины от атак наших истребителей.
Небольшое политическое предисловие к описанию некоторых интересных моментов воздушной войны над Северной Кореей в 1950-1953 годах. Но кого не интересуют причины начала этой войны, сразу может пролистать текст и перейти непосредственно к предлагаемой статье по «воздушному» профилю.
Война в Корее в 1950-1953 годах была с обеих сторон сугубо идеологической, а не захватнической, а если называть вещи своими именами – то вообще гражданской. А то, что на этом театре воевали между собой в основном американцы и китайцы, так это всё в качестве «интернационального долга». В итоге победила дружба, и «патовая» ситуация сохраняется и по сей день, уже 70 лет как.
Однако эта война была очень важной в деле выяснения отношений между бывшими союзниками – СССР и США, и оказалось, что СССР не только не уступает Америке и ее союзникам в техническом оснащении, но даже превосходит все западные страны в этой сфере в общем и целом. И хотя война закончилась как бы вничью, впоследствии американцам пришлось сильно поднапрячься, чтобы не отставать от СССР в техническом отношении.
Ну ладно, у многих наших «историков» отношение к Корейской войне какое-то однобокое, а часто и вовсе изуоращенное (слово изменено по цензурным соображениям). Почему-то, рассказывая об этой войне, подавляющее большинство профильных специалистов вообще не удосуживаются прочитать историю Кореи как минимум после 1945 года, то есть за пять лет до начала Корейской войны.
Для начала подозреваю, что практически никто из них не знает, что после разделения Кореи на два государства оба этих государства получили диктаторские режимы, мало друг от друга отличающиеся по сути применения репрессий, хотя социальная основа у них была совсем разная.
Однако экономика Северной Кореи после воцарения коммунистов сразу же начала развиваться быстрее, чем экономика Южной. Почти все наличные средства были вложены в тяжелую индустрию, крестьяне получили землю и субсидии, необходимые для успешного ведения хозяйства. Соответственно у северных корейцев уровень жизни рос гораздо быстрее, чем у корейцев южных. Вот тут и начинается главная причина Корейской войны.
Конечно, ни одного из корейских диктаторов не устраивало, что страна разделена на части, но не это было детонатором. Детонатором был относительно низкий уровень жизни в Южной Корее, что вызывало недовольство населения этой части страны. И в 1948 году это недовольство вылилось в крупное восстание против диктатуры Ли Сын Мана, который вообще не знал, как поднимать экономику и вывести хотя бы часть населения доставшейся ему территории от нищеты. Многие южные корейцы убегали в Северную Корею, а обратно, вопреки какому-то странному, но очень распространенному и сегодня мнению, не бежал никто.
Так, во время восстания, возглавленного южнокорейскими коммунистами, было убито огромное количество людей, в том числе были истреблены и почти все коммунисты числом в несколько десятков тысяч человек. Но восстание не прекратилось, а в той или иной степени продолжалось до 1950 года, и это надоело северокорейскому диктатору Ким Ир Сену – ну не мог он спокойно наблюдать, как проклятые капиталисты изничтожают последователей Ленина и Сталина в массовых масштабах.
Вот так и получается, что один корейский диктатор все же совершил агрессию против другого, но если не учитывать факт того, кто на кого напал первым, то лично я никакой агрессии не вижу. Это была попытка защитить оставшихся в живых коммунистов и прочих корейцев, которым не нравилась диктатура Ли Сын Мана. Страна-то ведь принципиально была одна, и корейцы в обеих частях ее были одинаковыми.
Вместе с этим интересно, что в Северной Корее никаких восстаний против коммунистов не было, и даже не намечалось. Кто-то скажет, что просто северокорейские спецслужбы хорошо работали, но я с этим не соглашусь, потому что южнокорейские спецслужбы работали не хуже, но предотвратить восстание недовольных режимом они не смогли. К тому же не забываем, что в те годы народ в Северной Корее жил лучше, причем не по каким-то там свои причинам, а благодаря тотальной поддержке государства. Вот и спрашивается – какое государство было более позитивным, и какое из них должны были поддерживать все корейцы в обеих частях страны?
В общем, никакой коммунистической агрессией северокорейских коммунистов против свободолюбивого южнокорейского народа тут и не пахнет. Вторжение Ким Ир Сена в вотчину Ли Сын Мана было вполне закономерным, и нужно было бы удивляться, если бы оно не было совершено. И то, что коммунистические войска так быстро захватили почти всю Южную Корею – это прямое следствие того, что южнокорейского диктатора народ не поддержал, и тогда пришлось вмешаться иностранцам - американцам и их британско-австралийским союзникам, причем, напрямую – всеми своими вооруженными силами.
А вот советские войска на Корейский полуостров так и не вступили. Да, вступили войска китайские, но в итоге американцы их очень хорошо побили. Но вот захватить Северную Корею, чтобы объединить, наконец-то, страну, американцы оказались не в состоянии, потому что воздушная война по защите пределов северокорейского государства была очень хорошо организована боевыми сталинскими генералами и советскими воздушными специалистами. И думается мне, что если бы Сталин так вовремя не помер в начале 1953-го, то коммунистам все же удалось бы объединить Корею.
Правда, что из это вышло бы – непонятно. Ведь Ким Ир Сен стал полноправным диктатором только после войны, когда все его планы объединения страны рухнули, и вот тогда он и взял курс на укрепление личной диктатуры, чтобы сохранить власть в виду постоянной угрозы со стороны американцев. Постоянная гонка вооружений, то есть мощное повышение оборонного бюджета и создало те перекосы в экономике КНДР, с которыми так и не справился его сын Ким Чен Ир, и который просто чудовищными усилиями с помощью Китая и России удалось частично исправить его внуку Ким Чен Ыну.
А если бы не было американской угрозы, то вполне закономерно объединенная коммунистическая Корея пошла бы по примеру Китая, которому удалось справиться с диктатурой Мао Цзэдуна весьма оригинальным образом, использовав для этого экономическую силу Запада, но при этом не уступив ему своего суверенитета ни на грамм.
В общем, как бы там ни было, но северокорейские коммунисты победы в Корейской войне не добились, несмотря даже на мощную поддержку СССР. Американцы оказались более настойчивыми, они даже были готовы применить атомную бомбу, чтобы остановить китайских союзников Ким Ир Сена. Но это совсем не значит, что проиграли советские ВВС, которые защищали внутренние коммуникации Северной Кореи от бомбардировок западной коалиции. И свою задачу они выполнили на 100%.
А если бы они эту задачу не выполнили на 100%, то и не было бы сегодня КНДР как государства, то и не о чем нам было бы сейчас говорить.
Вернее, говорить было бы о чем, но гордиться было бы совсем нечем. Ну, как-то так.
Итак, я предлагаю своему читателю очередную часть документальной эпопеи из серии «В небе Северной Кореи», которая публиковалась в старом советском журнале «Авиация и космонавтика» в 1990-1991 годах. Ее автор – генерал-лейтенант авиации в отставке Георгий Агеевич Лобов, Герой Советского Союза, участник советско-финской войны 1939-1940 гг., за годы Великой отечественной лично сбил 12 немецких самолетов, и при этом ни разу не был сбит. Весной 1951 года он был командирован в Корею, где возглавил 303-ю истребительную авиационную дивизию, позже - 64 истребительный авиационный корпус. Правда, принимать участие воздушных боях ему было запрещено, но он все же умудрился сбить на истребителе МиГ-15 четыре американских реактивных самолета.
И хоть написал он эту свою эпопею про воздушную войну в Северной Корее еще в советские времена, но я не могу заподозрить его в каких-то искажениях фактов, потому что практически все они подтверждаются не только более поздними советскими исследователями, но и забугорными.
Передаю слово ветерану.
Журнал «Авиация и космонавтика», 1990 г., №12
В НЕБЕ СЕВЕРНОЙ КОРЕИ
Генерал-лейтенант авиации в отставке Г.Лобов, Герой Советского Союза
УКРОЩЕНИЕ «МУСТАНГОВ» И ЗАКАТ «ЛЕТАЮЩИХ ЗВЕЗД», «МЕТЕОРОВ», «ТАНДЕРДЖЕТОВ»
Наибольшее количество воздушных схваток советские летчики провели с истребителями-бомбардировщиками противника. Как правило, они наносили один-два массированных удара в течение дня по наиболее крупным объектам. В таких налетах одновременно участвовало две-три авиагруппы - 150-200 самолетов. С целью затруднения восстановительных работ на объектах велись эшелонированные действия средними и мелкими группами. Практиковались и свободные полеты вдоль дорог с задачей самостоятельного поиска и уничтожения целей.
Полагаясь на относительно высокие летно-тактические данные своих самолетов, противник действовал без прикрытия. В основном это были поршневые самолеты типа F-51 «Мустанг», а впоследствии и реактивные F-80 и F-84. ВВС КНДР должного отпора им дать не могли.
Обстановка заметно изменилась после того, как в войну вступила советская авиация. По мере наращивания наших сил истребители-бомбардировщики США стали нести большие потери и все чаще обращались в бегство при появлении «мигов».
12 сентября 1951 года нам пришлось ввести в бой группу из 80 самолетов МиГ-15. Надо заметить, что таким составом мы вылетали редко. Между Анчжу и Пхеньяном перехватили несколько групп реактивных истребителей-бомбардировщиков (до 150 F-80), действовавших по разным целям в пределах зрительной связи между собой. Поскольку противник не имел истребительного прикрытия, все «миги» обрушились непосредственно на него. Американцы, прекратив штурмовку, вступили в воздушный бой, но, потеряв за считанные минуты 15 самолетов, бросились наутек. Наши же благополучно вернулись на свои аэродромы. Только три машины имели небольшие повреждения.
Еще более показательный случай произошел несколько раньше, 9 сентября. Нам потребовалось уточнить некоторые вопросы взаимодействия с постами наведения и вспомогательным пунктом управления, находившимся вблизи Анчжу. Меня и ведомого лейтенанта А. Калюжного сопровождали четверо необстрелянных летчиков, прибывших недавно на пополнение.
После выполнения задания я решил показать новичкам район полетов. Мы следовали на высоте 6000 ми совершенно случайно встретились с противником. На высоте примерно 3000 м строго на встречных курсах шли 64 F-80 в колонне восьмерок. Солнце находилось у нас за спиной. Поэтому атака с левого полупереворота была внезапной...
Сразу удалось сбить ведущего замыкающей восьмерки. F-80, даже не встав в традиционный для них оборонительный круг пар, поспешно сбросили бомбы и ушли в сторону моря. Повторить атаку из-за близости берега мы не успели. Конечно, МиГ-15 превосходил по своим летно-тактическим качествам F-80, но все-таки позорно бежать, имея десятикратное превосходство...
Разумеется, не все истребители-бомбардировщики уклонялись от боя. Были случаи хотя и непродолжительных, но упорных схваток. Однако как только противник начинал нести потери, он тут же, как правило, ретировался.
Некоторые союзники США по агрессии прислали в Корею свою авиацию. Ее количество и качество особого военного значения не имели, но солидарность была продемонстрирована. Английские палубники действовали южнее Пхеньяна и имели лишь эпизодические встречи с истребителями Объединенной (корейско-китайской) воздушной армии (ОВА).
Австралийская эскадрилья, вооруженная машинами «Метеор-4», оказалась более воинственной и появлялась в зоне действий советских «мигов».
Первые же встречи с австралийцами показали, что их самолеты далеко не метеоры. Они по всем статьям уступали «мигам», да и летная подготовка экипажей оказалась низкой. Несколько истребителей было сбито.
Нас особенно поразила убогая экипировка австралийских летчиков. Так, среди обломков «Метеора-4» были обнаружены револьверы «Смит-Вессон» с кустарно выточенными деревянными рукоятками. Такое оружие уже в годы второй мировой войны считалось устаревшим.
Убедившись, что «Метеор-4» никак не может успешно вести даже оборонительный бой с МиГ-15, объединенное командование ВВС агрессоров решило впредь применять их в качестве истребителей-бомбардировщиков. Обычно во время массированных налетов американской авиации «метеоры» действовали в районе юго-восточнее Анчжу и тем самым были прикрыты от советских истребителей.
Такую хитрость мы разгадали быстро. И хотя действия австралийцев сколько-нибудь существенного военного значения не имели, наказать союзников США по агрессии и разбою в Корее следовало.
Для этой цели была выделена группа из 16 МиГ-15 под командованием подполковника С. Вишнякова. В один из дней по заранее разработанному плану она вылетела далеко на север и заняла зону ожидания. Наши расчеты и предположения оправдались. С появлением в воздухе групп истребителей-бомбардировщиков и истребителей F-86 5-й воздушной армии США за их «спиной» в свой район вышли и 16 «метеоров» - практически все оставшиеся. Часть МиГ-15 получила приказ на демонстрационный бой против американцев, а группа Вишнякова в обход района воздушного «спектакля» стремительно пошла на встречу с «метеорами».
Точный вывод наших истребителей на противника обеспечил вспомогательный пункт управления, расположенный под Анчжу. Австралийцы, не принимая боя, в панике бросились врассыпную к морю и на юг, но пути отхода им перекрыли несколько выделенных для этого пар МиГ-15. В ходе боя 12 «метеоров» были сбиты. «Миги» потерь не понесли. Таким образом, эскадрилья на «Метеорах-4» практически перестала существовать.
Примечателен тот факт, что находившиеся в это время в воздухе американские F-86 на помощь союзникам не пришли.
Потери истребительно-бомбардировочной авиации в боях с «мигами» и от огня зенитной артиллерии продолжали возрастать. Это сказывалось на моральном состоянии летного состава противника, о чем убедительно свидетельствовали показания пленных. Так, капитан Веркинс сказал: «...наша часть состояла из трех подразделений, имевших на вооружении 72 самолета. За 40 дней боевых действий из этого количества на аэродром не вернулись 52 машины. Оставшиеся 20 самолетов почти все имеют пробоины. Это вызывает у летного состава страх...»
Наступил, как случилось ранее с бомбардировщиками, кризис истребительно-бомбардировочной авиации. Он все более усиливался, поскольку советские истребители, покончив с дневными действиями В-29, переключили основные усилия на борьбу с истребителями-бомбардировщиками, а в бои постепенно начали втягиваться и авиасоединения ОВА.
Командование ВВС интервентов предпринимало меры по снижению больших потерь. Оно перенесло основные действия истребителей-бомбардировщиков в районы южнее линии Пхеньян-Вонсан. Здесь были более легкие условия, как признавали сами американцы, чем те, которые они встретили бы севернее и где могли подвергнуться атакам с воздуха. Напомню, что действовать южнее этой линии советским летчикам запрещалось. Американцы знали об этом.
Такая переориентировка в их действиях облегчила условия сообщений и перевозок по коммуникациям и рокадам на севере Кореи, где быстро были восстановлены разрушенные мосты и переправы. Это вновь заставило американское военное командование активизировать боевое применение своей авиации в этих районах. Однако пользоваться прежними тактическими приемами истребители-бомбардировщики уже не могли, так как их потери достигли огромных размеров. Поэтому американцы были вынуждены пойти на радикальный пересмотр тактики нанесения бомбовых и ракетных ударов.
В статье полковника Чарльза Тэшнера «Истребители-бомбардировщики в Корее» говорится:
«Анализ боевых действий показал, что наибольшее количество повреждений было нанесено самолетам на высотах менее 900 метров на втором и третьем заходах на цель. Соответственно с этим атаки стали ограничиваться одним заходом каждого самолета и минимальной высотой выхода из пикирования не менее 900 метров для большинства целей. В результате точность попаданий снизилась».
Эти ограничения привели к тому, что пулеметный огонь потерял вообще всякий смысл, а пуск неуправляемых реактивных снарядов выполнялся с дистанции 1600-2000 м. Попадания их узкие и малоразмерные цели стали случайностью.
Резко ухудшились и результаты бомбометания. Необходимость сброса всей бомбовой нагрузки практически с ходу, да еще при указанных ограничениях, значительно снизила боевые возможности истребителей-бомбардировщиков и вынудила авиационное командование противника посылать для уничтожения целей в несколько раз больший наряд сил, чем прежде.
Однако существенного снижения потерь эти меры не дали. Время пребывания отдельных самолетов над целью действительно сократилось, но из-за выделения более крупных групп для уничтожения объектов общее время нахождения над ними не уменьшилось. Потери не снижались, что вынудило командование ВВС США пойти на новые коренные перемены.
Для обеспечения действий ударных авиационных групп стали выделяться крупные силы прикрытия их от атак «мигов» и подавления зенитной артиллерии. Так, например, в шести массированных налетах, совершенных с 10 по 15 января 1953 года с целью разрушения переправ в районе Синыйчжу-Ненми, из 1166 истребителей-бомбардировщиков 713 подавляли средства ПВО и только 453 наносили удары по мостам. К этому следует добавить, что для их прикрытия было сделано несколько сот вылетов экипажами F-86. Таким образом, на каждый ударный самолет стало приходиться до трех и более обеспечивающих.
К этому же времени относится и очередное перевооружение ВВС США в Корее на новую авиационную технику. Начав на поршневых самолетах F-51 «Мустанг», они перешли на реактивные F-80, затем освоили F-84, а за ними - лучший американский истребитель того периода F-86.
Но каких-либо существенных преимуществ новые самолеты не дали. Причины же столь частых и дорогостоящих перевооружений состояли в том, что значительная часть старых и поступивших им на смену самолетов вскоре уничтожалась «мигами» и зенитной артиллерией.
Известна склонность американцев к различного рода расчетам, в том числе военно-экономическим. Так вот, в сборнике воспоминаний участников войны в Корее один из представителей истребительно-бомбардировочной авиации прямо говорит, что наступил такой период войны, когда за уничтожение небольшой группы военнослужащих противника или даже одиночной автомашины приходилось платить дорогостоящим самолетом.
Огромные потери в схватках с советскими истребителями и авиацией ОВА, от огня наземной ПВО вынудили противника перейти к тактике нанесения ударов с одного захода, повышению высот полета и увеличению дальности пуска и сброса боеприпасов, что не могло не привести к снижению боевой эффективности. Положение усугублялось отвлечением крупных сил истребителей-бомбардировщиков для собственного обеспечения.
Воздушная обстановка к этому времени в Корее значительно изменилась. Вслед за крупным фиаско бомбардировочной авиации США, которая была вынуждена перейти к действиям только в ночное время, ощутимое поражение потерпела и истребительно-бомбардировочная авиация.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ: