Найти в Дзене
"Волость"

Шли слушания, зал гневался

Состоялись очередные общественные слушания в угольном Киселевске, известном на всю страну тем, что на землях городского округа успешно сосуществует сразу 10 разрезов. В этот раз речь шла о будущем ООО «Участка «Коксовый», который входит в Промышленно-металлургический холдинг (ПМХ). Суть прошедшего мероприятия отражена в его официальном названии — «Отработка запасов участков Коксовый Глубокий и Поле шахты им. Вахрушева в части отвалообразования. Отвал Дальний 2 этап, Участок рекультивации Красногорский 1 этап».

Иными словами, жителей собрали для того, чтобы убедить – дальнейшая добыча угля с размещением в городской черте отходов не повлияет на ухудшение экологической ситуации в Киселевске. А значит, не скажется и на благополучии местного населения. Программа, между тем, долгоиграющая: администрация «Коксового» заявила, что развитие разреза планируется вплоть до 2040 года.  Значит, отвалы разреза будут продолжать двигаться к центру города по той простой причине, что другой земли для складирования породы в округе нет.

Мы не раз публиковали ролики и снимки дымящихся в Киселевске отвалов – неизбежного последствия спешной деятельности разрезов, у которых ни сил, ни средств на проведение рекультивации не хватает уже сейчас. Надо ли загадывать, что их совсем не окажется, когда будет добыта и продана последняя тонна угля. И «Участок «Коксовый» здесь не исключение – дымят его отвалы. Правда, на слушаниях администрация разреза, несмотря на фотофакты, наличие этих возгораний отрицала. Но вскоре дискуссия, как и предполагалось, вышла за рамки исключительно экологической повестки дня.

-2

Почему? Не так часто собираются вместе представители общественности, угольщики и администрация города, чтобы, глядя друг другу в глаза, обсудить массу новых и уже застаревших проблем. Митинги и протесты сегодня сродни террору или предательству, можно запросто, защищая свои права, и в казенный дом отправиться. С удовлетворением осознавая это, нынешняя власть выбрала очень удобный для своей совести формат общения с населением – дистанционный. ТВ, радио, интернет с участием придворных оракулов из числа журналистов стали неким буфером в подобного рода диалогах, где прав тот, у кого больше прав. А тут, на слушаниях, как не крути, – живое общение. Закон обязывает…

Какие претензии предъявили администрации города и угольщикам общественники? Одной из самых наболевших проблем оказалась сложившаяся ситуация с санитарно-защитными зонами (СЗЗ). Одни хотели понять, почему семьи десятилетиями ждут сноса домов и переселения с территорий, уже вошедших в санитарно-защитные зоны тех или иных предприятий. Другие с возмущением интересовались, почему отдельные дома и даже целые улицы, находящие в 200 метрах от отвалов и разрезов, не попадают в эти самые СЗЗ. А все вместе удивлялись пассивности чиновников, которые не вмешиваются в эти годами нерешаемые процессы. Мы, кстати, тоже года два назад обращались в местную администрацию с аналогичным запросом, но внятного ответа так и не получили.

Грохот от взрывов, ужасная пыль – еще одна из наиболее актуальных проблем. От постоянного искусственного землетрясения рушатся дома и постройки. Едкая угольная пыль, копоть от выхлопных газов разлетаются по округе на километры и оседают на огородах — растения гибнут. А люди? На слушаниях вспомнили, как лет 12 назад на улице Учительская от метана, проникшего в дом из проходящей под ним выработки, погибла семья – муж и жена. Но куда бы люди с такого рода вопросами не обращались – включая даже генеральную прокуратуру и администрацию президента, — ответ дают исключительно местные «специалисты»: нарушений нет, разрушений тоже, воздух чист.

-3
-4

Жители улицы Парниковая — те самые, которые обращались к премьер-министру Канады с просьбой переселить их подальше от горящей земли — говорили корреспонденту в один голос, что жить среди отвалов стало просто невозможно. Недалеко от их домов находится Вахрушевское поле Краснобродского разреза, как, впрочем, и отвалы ООО «Участка «Коксовый». Напомним, что несколько лет назад губернатор Сергей Цивилев обещал снести этот проблемный поселок, но затем, похоже, передумал. Сам он слова свои взять назад не отважился, людям о крушении надежд сообщила уже местная власть. А может, чиновники ждут сноса всего Киселевска? Об этом, в частности, говорил и бывший глава города Максим Шкарабейников. Правда, срок ожидания он называл немалый – через 40 лет.

Еще один вопрос был задан на слушаниях, на который раньше, в дистанционном формате, ответ получить не удалось: почему за снесенное уже жилье бывшие собственники десятилетиями платят налоги? Люди, если верить их эмоциям, годами ходят по инстанциям, но проблема не решается. Естественно, не решилась она и в этот раз. Да и не могла решится, коль формально разговор шел о воздействии будущих отвалов на жизнь проживающего рядом населения.

Тем не менее, в заключение людей стали заверять, что ни один заданный на слушаниях вопрос не останется без внимания. На что зал откликнулся многочисленными возгласами, по которым можно понять – веры словам чиновников и руководителей разрезов нет. А лишним подтверждением этому стало то, что участники слушаний чуть ли не хором отказали бывшему заместителю главы города, председателю Совета ветеранов и руководителю местного отделения партии «Единая Россия» Валентине Катасоновой представлять интересы граждан в комиссии по итогам общественных слушаний.

Владимир Васильев (снимки автора)