Найти тему
Планета людей

Немного о Розах. Как поссорились Йорки с Ланкастерами

Оглавление

В мировой истории есть такая Война Алой и Белой розы. Я тут вдруг осознал, что не помню, почему правили Плантагенеты, воевали Йорки с Ланкастерами, а победили вдруг современные короли династии Тюдоров. Давайте смотреть - вот где прямо-таки Игра Престолов!

"Такие были времена - Чума, Столетняя война!"

Завязка истории была, как водится, за десятки лет до начала собственно событий. И в этот момент королями Англии были Плантагенеты. К слову, в отличие от большинства династий, которые назывались географически или по фамилии основателя, Плантагенеты назывались по гербу, где было растение (planta) дрок (genista). К слову о символике. И был там король Эдуард III. Это был тот король, который начал Столетнюю войну и вполне лихо зажигал на старте. Креси, Пуатье, всё такое, про что мы читаем в школьных учебниках. Собственно, история Роз начинается с него.

Эдуард III на гравюре
Эдуард III на гравюре

А точнее с его сыновей. Которых было пятеро (точнее семеро, но двое умерли в детстве и в интриги вляпаться не успели). Так вот, сыновья были крутые.

Старший из них, Эдуард Эдуардыч по прозвищу Черный принц, в Столетнюю войну зажигал не хуже папы, колотил французов везде, куда дотягивался. Своеобразный пик его карьеры - это битва при Пуатье, где он в свои 23 года не только наголову разбил французов, но и взял в плен короля! Увы и ах, Черный принц, главный наследник престола, умер в 1376 году, оставив сына Ричарда. Еще у него был старший сын Эдуард, но он умер в 1372 году, что отца подкосило.

Эдуард Черный принц на переработанной миниатюре
Эдуард Черный принц на переработанной миниатюре

Второй сын, Лайонел, герцог Кларенс, больше зажигал на дипломатической службе, Ирландию подчинял, а потом женился на итальянской принцессе, но, судя по всему, был отравлен тестем в 1368 году. От первого брака у него осталась, что важно, дочка Филиппа. Ага, тогда это было женское имя. Запомните про Филиппу, она будет нужна дальше.

Третьим сыном был Джон Гонт. Тоже был очень крутой товарищ, который знаменит тем, что помог создать протестантизм. Там был эпизод, когда видного еретика Уиклифа потащили на суд, а адвокатом приехал лично Гонт, который спросил "ну и в чем обвиняют моего любимца". "Уже ни в чем", нервно ответил архиепископ, и будущего духовного наставника гуситов отпустили. Ну и лично для Гонта придумали герцогский титул Ланкастеров (до этого это было графство Ланкашир).

Портрет первого Ланкастера. Обратите внимание на герб - видите там Алую Розу? Нет? И я не вижу.
Портрет первого Ланкастера. Обратите внимание на герб - видите там Алую Розу? Нет? И я не вижу.

Четвертым был Уильям Виндзор, герцог Йорк. А пятым - Томас Вудсток, герцог Глостер. Которые пока временно пропадут из нашего рассказа.

И вот во всей этой канители наследовать папе должен был Черный Принц. И по родству, и по заслугам. Но он умер в 1376 году, а его папа Эдуард - в 1377. И получилось так, что своим наследником Эдуард III назначил не следующего сына, а внука по линии Черного Принца. Причем старший внук уже умер, поэтому трон достался второму внуку Ричарду. Которому на тот момент было аж 10 лет. И Столетняя война к тому времени идет уже лет 40. И формально правит регентский совет из дюжины человек, но фактически командует Джон Гонт, как старший из оставшихся сыновей.

Король-истерик

Ричард II вырос в очень нервной атмосфере. Все им руководили, все командовали от его имени. А потом еще и женили почти без его ведома на Анне Чешской, принцессе Священной Римской Империи. Брак в итоге вышел удачным, но нервы королю помотало. А еще было известное восстание Уота Тайлера.

Прижизненный портрет Ричарда №2
Прижизненный портрет Ричарда №2

И это все короля подломило. Он стал капризным, истеричным, бесился, когда его не слушались, обзавелся кучкой фаворитов. Ричард ухитрился перессориться со всеми, с кем было можно. Достал он всех до такой степени, что высшее дворянство подняло бунт, возглавленный пятым сыном Эдуарда Третьего, герцогом Глостером, и старшим сыном герцога Ланкастера. Бунт сначала показался удачным - фаворитов прибили, короля утихомирили. Но Ричард оказался злопамятным гадом, ничего не забыл и через 10 лет уничтожил восставших по одному. Сам герцог Ланкастер не пострадал, но его сын Генрих Болинброк был изгнан из страны на 10 лет. А потом и вовсе бессрочно. А после смерти Гонта его владения были разданы фаворитам. Вот главе заговора, дядюшке Вудстоку-Глостеру повезло меньше. Его казнили. Его сын остался констеблем Англии, но умер бездетным, так что герцоги Глостер из битвы за корону вывалились.

Кстати, да, у короля были проблемы с фаворитками, но зато не было проблем с фаворитами. Так что было мнение, что король-то из этих, "мы их стилистами условно назовем". Хотя, скорее всего, это было неправдой - но сына он не оставил. Кто "Графиню де Монсоро" смотрел - вот примерно так король разводил миньончиков, только с поправкой на Средние века, некуртуазность и всё такое. И это во время Столетней войны и разорения страны.

Кадр из "Графини де Монсоро"
Кадр из "Графини де Монсоро"

Всё это в очередной раз выбесило лордов и в особенности Генриха Болинброка. Он вернулся в Англию, кинул клич - и собрал войско, бросив вызов кузену. А надо сказать, Генрих был не чета Ричарду - харизматичный, уверенный в себе, дипломат. Так что лорды собрались, да и простой народ их поддержал. Дядюшка, герцог Йорк, тот, который четвертый сын Эдуарда III, вмешиваться не стал, хотя его сын попал под раздачу. Ричарда II свергли, а на престол взошел Генрих Болинброк, Генрих IV - Ланкастер.

Под властью Ланкастеров

Правление Генриха IV длилось 13 лет. И не считая "дежурных" восстаний, вызванных продолжающейся Столетней войной, эти 13 лет прошли нормально. Без сильных потрясений и резких взлетов.

А потом на престол взошел сын Генриха - Генрих Генрихович, он же Генрих V. Вот он начинает править круто. Он ухитряется адекватно примирить действующие группировки политиков в Англии, договориться с парламентом, после чего вламывает французам по самое не балуйся. Среди прочего он лично командует битвой при Азенкуре, когда в 1415 году загнанные в ловушку небольшие силы англичан ухитряются сравнять с землей цвет французского рыцарства. Французы вынуждены заплатить гигантский выкуп за своих пленных, а Генриха V признают наследником французской короны.

Картина из интернетов про Азенкур
Картина из интернетов про Азенкур

То есть если король Франции умер бы до смерти Генриха, то французская корона доставалась бы англичанам (ради чего вся Столетняя война и затевалась). Ну то есть Ланкастеры почти привели страну к победе. И, забегая вперед: Ланкастеры таки стали королями Франции, хотя и ненадолго - это та самая история с Жанной д'Арк, когда Францией правят англичане, а наследник французского престола сидит в глуши, подстрекаемый мамочкой.

Будет король нами править из Лондона,
Будет вином нам разбавленный сидр!
"Жанна д'Арк" от Тампля

Миниатюра с венчанием Генриха №6 на французский трон
Миниатюра с венчанием Генриха №6 на французский трон

Генрих V - беспрекословный лидер нации. Понятно, что на экономике это сказывается ровно никак, но нация на подъеме. И поэтому, когда он умер от боевого поноса (от дизентерии, да) во время осады французской крепости, трон был беспрекословно отдан его малолетнему сыну Генриху VI. Которого короновали в возрасте аж 8 месяцев. А правил за него дядя-регент. А во Франции - другой дядя-регент.

Но вот с третьим Генрихом подряд на троне получилась неувязочка. Потому как мальчик был со странностями. Меланхоличный такой. Его успели и на престол Франции возвести, и жену нашли - француженку, родственницу короля Маргариту. Говорят, красивую. А там и Жанна Орлеан отбила, и французскую корону отобрали, и англичан начали из Франции выпиннывать, и заговоры среди родственничков пошли, и жена на мозги капает. В итоге Генрих VI вдруг начал вести себя примерно как Байден - здороваться с несуществующими людьми, падать с лестницы, даром что ему было не за 80, а лишь за 20. Не вынесла душа поэта, свихнулся Генрих Генрихыч.

Портрет Генриха VI в молодости
Портрет Генриха VI в молодости

Йорки, на сцену!

Под эту тему королева Маргарита начала окончательно выводить Англию из войны и всячески мешала лордам дальше бить ее родственников. И вот тут проявился дядюшка короля, который раньше не особо высовывался в политику - Ричард, третий герцог Йорк. Сын казненного за измену отца и племянник героя Азенкура. Внук четвертого сына Эдуарда III. Главнокомандующий английскими войсками во Франции - надо сказать, что хотя англичан в этот момент и били, но это было связано больше с тем, что Ричард почти не получал помощи, и его руководство не давало разгромить англичан. Ну то есть человек вполне себе заслуженный и уважаемый.

Ричард Третий на портрете
Ричард Третий на портрете

И вот этот заслуженный и уважаемый видит, что в Лондоне король откровенно шизанулся. И правит за него королева-француженка. Ну это примерно как у нас в Первой мировой люди были в бешенстве от того, что царица-немка. Вот и тут человек, битый французами, видит в руководстве сестру французского короля. Двоюродную. И все на это нормально реагируют. Как вы думаете, что он решил?

Правильно, он заявился в Лондон с нехилой армией и начал требовать, чтобы его признали лордом-регентом. Потому что чем он хуже домомучительницы? он, на секундочку, и сам Плантагенет, а у вас тут бардак. Правда, на это ему возразили, что Ланкастеры - они внуки третьего сына великого короля, а Йорки - внуки четвертого, так что ступайте, дорогой родственник, не мешайте работать.

Тут Ричард хитро улыбнулся, и объявил, что он, конечно, от четвертого сына. Но есть нюанс. Потому как приоритетное право на престол так-то имеет второй сын, герцог Кларенс, а не третий. И так вышло, что у второго сына, Лайонела, была дочка Филиппа. Помните, в начале про это говорили? Дочку никто во внимание не брал, а зря. Потому что дочка эта вышла за родственника Йорков, графа Марча. А так как род Марча угас, то права их переходят к сыну сестры того самого Марча. По наследству, такскзть. А сын сестры - это третий герцог Йоркский, Ричард. То есть вот он практически не Йорк, а в некотором смысле Кларенс.

"М-да?!" - удивились все. Проверили - хм, и правда. Вышла. Угас. Сестра. Йорки переместились с четвертого места на второе. "Забавно", сказали лорды, после чего Ричард Йорк был признан лордом-регентом. И, надо сказать, совсем неплохим регентом он был. Куда лучше, чем король с поехавшей кукухой или свора грызущихся дворян. Забегая вперед, вообще во всей этой истории с Розами он вел себя умнее и адекватнее всех.

И вот тут всё завертелось. Потому что у Генриха VI родился сын Эдуард. Причем родился он уже после сумасшествия короля. А у лорда-регента было четверо своих сыновей, двое из которых станут королями, а двое других будут казнены. И быть бы вялотекущим интригам лет на 10-15, но тут внезапно через 17 месяцев Генрих VI осмысленно обвел всех взглядом, поинтересовался, что за фигня творится вокруг, что там во Франции, где любимая жена и главное - почему это дядя Ричард тут вдруг командует. Неожиданная ремиссия.

Дядю попросили удалиться. И вот тут началась та самая движуха, которую и называют войной Роз.

ПРодолжение тут!