Легкий снегоход Стелс Капитан. Краткое описание, за что любят. Интервью с Дмитрием Бардиным - разработчиком нового концепта снегоходов "Сталкер".
Меня зовут Дмитрий Бардин. Первый снегоход купил в 2014 году и сразу начались доработки. Сейчас у меня мастерская “Бардин Сервис”. Тюнингую Стелс Капитан - ставлю более мощный мотор и устраняю детские болячки. Также выпускаю концепт собственной разработки - снегоход эндуро Сталкер. О своем опыте расскажу в статье.
База Стелс Капитан
Основа Капитана — снегоход Ataki от Woideal 150, 180. Его еще называют AVANTIS Capitan 150, Sharmax SN-280, но Стелс отличается задней подвеской собственной разработки.
Есть детские болячки, которые можно исправить. Но производитель закрывает на них глаза, чтобы сохранить низкую цену. Изменение конструкции влечет ее увеличение.
Часто продавцы завышают технические характеристики снежика, указывая большую кубатуру. На этих марках в стоке ставятся моторы на 150 и 180 кубов. Я устанавливаю двигатель от снегохода Сталкер. Беру 165-тый, модернизирую с 200 до 250 кубов. Мощность на выходе - 21 л. с.
Остановился на этой версии после экспериментов с разными двигателями, в том числе на водяном охлаждении. Мотор легкий, не перегревается, ресурс большой.
Почему покупают Стелс Капитан
Это легкий, простой в обслуживании снежик. Выглядит презентабельно и красиво. У него малые габариты. Он отлично выполняет свои задачи:
- Бюджетная и экономичная в содержании техника.
- Можно ездить на рыбалку, охоту или просто покатать одному.
- Снегоход не страшно засадить, потому что глобально застрять почти невозможно. Можно одному справиться в любых ситуациях.
Капитан ремонтопригоден. Детали недорогие, плюс подходят от многих аналогов и семейств аналогичных снегоходов. В принципе, удобный и комфортный двухместный снежик. Самое главное — это легкость и вид. По этим критериям его в первую очередь и берут.
Тяжелый снегоход — проблемы в лесу, болотах и водоемах
При эксплуатации тяжелого снегохода человек привязан:
- к накатанным трассам,
- к напарнику, он один не может передвигаться, куда он хочет.
Будь то рыбалка, охота или прогулка на водоемах, он может заехать в слуд и все. Одному снегоход вытаскивать сложно и часто не вытащить. Нужно вызывать подмогу — друзей, товарищей, ни одного и ни два. Это будет целая история по вытаскиванию из слуда тяжелой машины.
Трудно где-то пересекать места, например, так называемые майны. По поверхности не видно, но там ямы, болото и так далее. Здесь на легком снегоходе проедешь и не поймешь. На тяжелом - сразу же туда ухнешься!
В лесу маневренность в глубоком снегу плохая, большой риск застрять. Бывает, съехав с трассы, уже через 10 м понимаешь, что нужно вернуться. На разворот тратится от 10 минут до нескольких часов - ситуации разные.
Большая проблема с транспортировкой техники. Если сломалась, не каждый согласится помочь доставить обратно. При обслуживании ее тяжело передвинуть, загнать-выгнать из кузова прицепа. Часто нужны помощники. Тратится много времени и сил.
Практичность лёгкого снегохода
С легким снежиком справишься один, и в гараже обслужишь — наклонишь, перетащишь, отремонтируешь. Все доступно. Занимает меньше места. Погода не останавливает от поездки.
Если закопался, достанешь без помощи, лопаты или домкрата, распинаешь снег, поможешь чуть-чуть снежику выехать. Либо приподнимешь его, переставишь и подложишь путешествие.
Если сломался, нет таких проблем, как с тяжелой машиной. Снегоход руками разворачивается задом в направлении движения, зад приподнимается и ставится в волокуши. Передние лыжи движению не мешают.
Что испытывает владелец после покупки Капитана
Человек купил, он доволен красивым аппаратом. Снежик легкий, проходимый, всё хорошо. По накатке погоняет — всё крутяк. Но только он заезжает в снег, сразу начинает ощущать самый большой минус. В любой модификации Стелс Капитана — это недостаточная тяга двигателя, то есть, потеря мощности в глубоком снегу вне трасс.
На накатанной трассе сопротивление снега отсутствует. Мотор крутится, едет. С новья 40 км/ч максимум выдает, можно раскачать до 55 км/ч. Но как только заезжаем в снег, ситуация меняется — максимум 15 км/ч, больше Капитан не может. Также есть нюансы в короткобазной и длинной версии.
Коротыш и лонг
Что касается коротыша — это короткая база весом 180 кг. Он начинает тонуть в глубоких снегах и не едет из-за малой площади контакта гусеницы со снегом. Короткая база проваливается и вязнет. В пухлых глубоких снегах короткий снегоход не пойдет. Приходится ждать, когда образуется наст.
Чуть позже производитель выпустил лонговскую версию с удлиненной гусеницей, весом 200 кг. Кто ездит на ней говорит, что идёт по любому снегу. Но есть один минус — двигатель. Двигателя и на короткой, и на лонговской версии недостаточно.
Это самый большой минус, из-за которого плохие отзывы и негатив в сторону Капитана. Я уже несколько лет ставлю более мощный двигатель от Сталкера. Он немного тяжелее, но мощнее в 2 раза - снегоход оживает.
Доработки - лечим детские болячки
Меняю конструктив для улучшения технических характеристик Стелса.
Геометрия задней подвески версии Лонг
Конструктора просчитались при создании лонговской версии. Они сдвинули задний маятник в заднюю часть, не поменяв расположение всей каретки. А двигать нужно было всю каретку. Отцеплять от рельс конструктив и двигать в сборе назад по рельсам, сместив ближе к центру.
Передний кронштейн остался в заводском месте. Отцепили только заднюю часть и по рельсам сдвинули назад. При этом наклон амортизатора изменился, упала жёсткость снегохода. Хочу подчеркнуть - лонгарь даже с одним райдером садится на кости - скребет гусеницей об тоннель из-за неправильной установки амортизатора и снижения клиренса.
Решение найдено, многие переделывают. На 100% ситуацию не исправляет - машине тяжелее ехать. При переносе он встает неправильно с заднего маятника и начинает давить в переднюю часть гусеницы, создавая повышенное сопротивление при движении.
Снегоходу тяжело ехать по глубокому снегу, потому что точка опоры в передней части — там, где угол атаки. Давление подвески неравномерно распределено по гусенице.
Рама
Ломается в нескольких местах на неровных поверхностях. Инженеры при разработке накосячили в месте соединения с гусблоком, прицепном и у бака. Причина - тонкий металл и сварные швы.
Я раму усиливаю, ставлю дополнительные элементы, провариваю. Она проходит антикоррозийную обработку и покраску.
Натяжитель цепи
Данная модель выпускается с 2019 г. с разными рестайлингами. Но по-прежнему стоит старый натяжитель цепи. Он еще с версии Dingo C150 14-го года делал всем мозг.
Особенно при движении назад он меняет положение и цепь теряет натяжение. Часто проще развернуть снегоход руками, чем добраться до натяжителя и регулировать его.
Появились эффективные готовые решения от самодельщиков, в том числе, от меня. Но производитель по-прежнему ставит этот механизм, который отгибается, постоянно соскакивает, ослабевает цепь.
На Сталкер ставлю свой натяжитель и сальниковую цепь от спортивного мотоцикла с тягой превышающей в десятки раз. Движение задним ходом не меняет натяжения цепи.
Глушитель
На первых 100−150 км рассыпается глушитель, нужна замена. Гарантия на него зачастую не распространяется. Узел разрушается от вибраций. Моделей, решающих вопрос, в заводских исполнениях на сегодняшний день нет. Я ставлю глушитель из Челябинска, который разработал лично. Если его установите - забудете о проблеме навсегда.
Карбюратор
Когда морда попадает в пушистый снег, пухляк начинает забивать подкапотное пространство и попадает в воздушный фильтр. Пневматический карбюратор на 26 мм хронически реагирует на эти условия. Снежная пыль попадает в него, мембраны обледеневают, обмерзают. Узел перестает работать правильно, начинает давать сбои. Часто двигатель глохнет.
Я ставлю механический карбюратор от Сталкер увеличенного диаметра на 30 от Nibby. Он отлично себя зарекомендовал на протяжении многих лет. Неприхотливый и безотказный как автомат Калашникова.
Решение проблем
На крупных видео хостингах есть канал Bardin Service (скопируйте и вставьте в поиск). Я публикую материалы по тюнингу и модернизации Капитана. Лечу детские болячки, ставлю более мощный движок от Сталкера.
Просмотрев ролики, вы можете сами или в сервисе исправить недоработки производителя Стелс Капитан. Также можете обратиться ко мне.
Я создал новый концепт - бодрый и проходимый снегоход Сталкер с весом Капитана и вдвое большей грузоподъемностью:
- гусблок от горного снегохода, более мощный двигатель,
- экономичный расход - 12-18 л/100 км,
- доступные запчасти.
Видео с возможностями снегохода Сталкер.
Читать: Тестирую легкий снегоход эндуро Сталкер. Пройдено более 1000 км.
Спасибо, что дочитали до конца! Делитесь мнением в комментариях. Нам важны все отзывы, даже с критикой нашей работы.