«Оборону Флота и сего места держать до последней силы и живота яко наиглавнейшее дело». Так написано на постаменте памятника Петру Великому в Кронштадте. Остров Котлин в 1720 году, когда царь записал эти слова в приказе шаутбенахту Сиверсу, командующему Котлинской эскадрой, действительно имел огромное значение и для Петербурга и для всей России. За 16 лет, что прошли с того дня как Петр I впервые высадился на острове, Котлин проделал путь от форпоста, защищавшего Петербург со стороны моря до крупного военного и коммерческого порта.
В 1703 году взяв шведскую крепость «Ниеншанц» и заложив уже русскую крепость «Санкт-Питербурх» на Заячем острове, Петр I хорошо осознавал уязвимость строящегося города со стороны Балтийского моря, где господствовали шведы. И тогда царские сподвижники надоумили Петра I встретить врага на дальних подступах – построить укрепление на Котлине. Первый русский морской форт «Кроншлот» был торжественно освящен 7 (18 нового стиля) мая 1704 года и вместе с береговыми батареями на Котлине и молодым тогда Балтийским флотом дважды, в 1704 и 1705 годах, успешно противостоял попыткам шведов пробиться к Петербургу.
После Полтавской победы 1709 года Петр I уже не сомневался – шведы Приневские земли больше не отвоюют. И в том же году издал указы о строительстве на Котлине. «На Котлином острову строить гавань, пристани и магазейны». Конечно, здесь решающую роль сыграло то, что глубина Невской губы не позволяла крупным судам приходить в Петербург. Именно поэтому Петр I принял решение о строительстве порта именно на Котлине. Первоначальной задачей было строительство удобных и безопасных гаваней, а также всей необходимой инфраструктуры – причалов, ремонтных доков, мастерских, складов и многого другого.
Утвержденная царём конфигурация трёх гаваней – Военной, Средней и Купеческой сохранилась до наших дней. Основные работы по их сооружению были завершены как раз к 1720 году.
Однако пока еще велись гаванные работы царь считал необходимым коренным образом увеличить возможности новой военно-морской базы. По замыслу Петра I на острове должны были быть прорыты четыре больших судоходных канала, объединяющих все связанные с портом сооружения и призванные служить для быстрой передислокации флота и его укрытию от обстрела неприятельскими кораблями, а также для удобства городского сообщения. Планировалось создать и ремонтную базу флота – в южном продольном канале предполагалось устроить 6 доков.
При этом строящийся на Котлине город, по замыслу Петра I должен был стать парадным фасадом Санкт-Петербурга. Именно поэтому здесь планировалось построить набережную, застроенную дворцами и роскошными домами и возвести гигантскую башню-маяк.
Реализация этого грандиозного проекта началась в 1719 году, правда в полной мере он завершён так и не был.
Одновременно защиту города и флота должны были обеспечивать долговременные крепостные сооружения. В 1721 году император утвердил генеральный план строительства города и укреплений.
В систему обороны на воде вошли два форта «Новый Кроншлот» (модернизация старого укрепления началась в 1717 году) и форт «Цитадель» построенный в 1724 году.
Сухопутную оборону гаваней, доков и городских строений должна была обеспечивать Центральная крепость. Её закладка состоялась 7 (18 нового стиля) октября 1723 года. Именно она получила название «Кронштадт» и дала имя нашему городу. Приступая к строительству Центральной крепости Петр I считал, что она, совместно с морскими фортами, надёжно защитит не только город на Котлине, но и Петербург со стороны моря. В беседе с князем Меншиковым он говорил:
«теперь Кронштадт приведён в такое состояние, что неприятель в море близко появиться не смеет. Инако корабли расшибём в щепы. В Петербурге спать будем спокойно».
Кончина императора 28 января (8 февраля по новому стилю) 1725 года не позволила полностью реализовать задуманный им план строительства Кронштадта, но был заложен крепкий фундамент благодаря которому продолжилось развитие и города и крепости.
Дополнительно о Кронштадте времён Петра Великого: