Найти тему
Александр Фёдоров

Первые главные командиры Кронштадтского порта

Оглавление

Должность главного командира Кронштадтского порта была учреждена при императоре Петре Великом в 1722 году и существовала почти 200 лет. Упразднена она была Временным правительством после Февральской революции 1917 года.

Учитывая специфику Кронштадта, как города-крепости и базы флота главный командир, а с 1809 года он ещё и военный губернатор, был главным начальником не только порта, но и города, и его деятельность отражалась на всех сторонах жизни Кронштадта.

За почти два века этот пост занимали более 40 адмиралов, в том числе и такие видные деятели Российского флота как Григорий Андреевич Спиридов – командовавший русской эскадрой в Чесменском сражении во время Русско-турецкой войны в 1770 году, Самуил Карлович Грейг, автор проекта Кронштадтского Адмиралтейства, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен один из первооткрывателей Антарктиды, Фёдор Петрович Литке - исследователь Арктики и президент Академии наук, Степан Осипович Макаров - герой Русско-японской войны, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель и многие другие очень достойные люди много сделавшие не только для флота и Кронштадтской крепости, но и для города.

Мемориал "Военные руководители Кронштадта" в Доковом адмиралтействе Кронштадта (фото автора)
Мемориал "Военные руководители Кронштадта" в Доковом адмиралтействе Кронштадта (фото автора)

Ну а кто же были первые главные командиры Кронштадтского порта и вообще как же он был создан?

Создание и развитие Кронштадтского порта в начале XVIII века

Молодой Балтийский флот начал базироваться около острова Котлин с весны 1704 года. Сама природа способствовало тому, чтобы порт появился именно здесь. Остров Котлин расположен примерно в 30 километрах к западу от Невской дельты в Финском заливе. И как хорошо видно на карте вокруг острова медководье со средними глубинами не более 3-4 метров. Проход кораблей возможен только вдоль южного берега Котлина по естественному судоходному фарватеру.

Карта восточной части Финского залива
Карта восточной части Финского залива

В том месте, где судовой ход ближе всего подходил к котлинскому берегу по решению Петра I зимой 1703-1704 годов на искусственном островке началось строительство первой русской морской крепости – форта Кроншлот. Её освящение произошло 7 мая (18 по новому стилю) 1704 года. Комендантом форта был назначен полковник Тимофей Трейден. Летом 1704 года у острова Котлин вокруг Кроншлота были сосредоточены полугалеры и другие суда Балтийского флота. Уже в июле к острову пошёл шведский флот – эскадра адмирала Де Пру и попытался атаковать Кроншлот. Однако, как писал историк флота Феодосий Федорович Веселаго

«Отбитый от крепости, он (...) пробовал высадить десант на Котлин, но был с уроном отражен и ограничился тем, что в продолжении 2-х суток бомбардировал Котлин, причем суда его стояли так далеко, что ни одна бомба не сделала вреда».
Строительство форта Кроншлот
Строительство форта Кроншлот

На следующий год первым командующим Балтийским флотом Петр I назначил адмирала Корнелиуса Крюйса, норвежца по происхождению, нанятого царем на русскую службу в Голландии в 1698 году во время знаменитого «Великого посольства». На Крюйса летом 1705 года было возложено командование и всеми сухопутными войсками на Котлине, где на Кроншлоте, береговых батареях и кораблях флота было сосредоточено более 5000 солдат и матросов и почти 300 орудий.

4 июня 1705 года к Котлину подошли значительные силы шведского флота - 7 линейных кораблей, 6 фрегатов и множество более мелких судов, и его командующий адмирал Анкаршерна (В России его называли Анкерштерн) был совершенно уверен в своей победе. Шведы, рассчитывавшие в тот же день уже атаковать Петербург, задержались у Котлина надолго. В течение июня и первой половины июля Анкаршерна безуспешно атаковал батареи и корабли, предпринял две неудачные попытки высадить десант на западную оконечность Котлина. И, в итоге, эскадра отступила с серьезными потерями. После этого, несмотря на то, что Северная война продолжалась еще долго, шведский флот уже здесь больше не появлялся.

Флот у острова Котлин
Флот у острова Котлин

Флот в первые годы своего существования, с ранней весны до поздней осени стоял у Кроншлота, а при первых заморозках уходил в Петербург, где и проводил зиму между Петропавловской крепостью и Кронверком в канале, получившим название «Кронверкской гавани».

Подобное ежегодное передвижение судов, совпадало со временем замерзания или наоборот вскрытия ото льда Финского залива и было сопряжено с серьезными трудностями. Дело в том, что устье Невы крайне мелководно и для проводки кораблей с глубокой осадкой требовалось снять с них всё, что возможно – мачты, орудия, балласт, а затем дождаться западного ветра, который способствовал подъему уровня воды и таким образом вести флот в Неву. Впоследствии, для проводки кораблей стали использовать специальные понтоны, которые на голландский манер назывались «камели». Такие понтоны подводили к бортам корабля и заполняли водой – корпус корабля поднимался над уровнем воды и было возможно его таким образом буксировать по мелководью.

Буксировка корабля на "камелях"
Буксировка корабля на "камелях"

Поэтому, как только у Петра I после Полтавской победы 1709 года появилась уверенность в том, что шведы Приневские земли отвоевать не смогут, было принято решение о начале строительства на Котлине гаваней для стоянки флота. Первоначально гаванное строительство было в ведении Корнелиуса Крюйса. Но в 1714 году он был отстранен от командования Балтийским флотом и после отставки Крюйса управление портом на Котлине было предоставлено флагманам, находившейся на острове эскадры, которые менялись практически ежегодно. Главным помощником флагманов был строитель гаваней капитан-командор Эдвард Лейн.

Гавани Кронштадта (20-е годы XVIII в.)
Гавани Кронштадта (20-е годы XVIII в.)

Формирование морского и адмиралтейского законодательства при Петре I

С появлением флота и порта – места его базирования, появилась необходимость в разработке морского и адмиралтейского законодательства. За основу решено было использовать регламенты и уставы европейских морских держав. В 1715 году во Францию был направлен один из самых образованных российских морских офицеров капитан-лейтенант Конон Зотов. По поручению царя он должен был изучить организацию французского флота и управление адмиралтействами. В том числе узнать «чего нет в книгах, и от обычая чинят». Далее все это требовалось «перевесть на славянский язык нашим штилем, только храня, то, чтоб дела не проронить и за штилем не гнаться». Также изучались морские уставы и других государств – Англии, Голландии, Дании, Швеции.

После того, как собранные материалы были переведены, в 1718 году указом царя была учреждена специальная комиссия для разработки соответствующих кодексов. И в 1720 году по итогам её работы был издан Морской устав, а в 1722 году был издан свод морских административных законов под длинным заглавием «Регламент благочестивейшего государя Петра Великого, отца Отечества, императора и самодержца всероссийского, о управлении Адмиралтейства и верфи и о должностях коллегии Адмиралтейской и прочих всех чинов при Адмиралтействе обретающихся».

-7

Регламент состоял из двух частей. В первой части изложены обязанности адмиралтейств-коллегии и всех адмиралтейских чинов.

Во второй части «определено о всем, что касается доброго управления в бытность флота в порте; також о содержании портов и рейдов». Здесь были изложены, в том числе, и обязанности главного командира порта. Их было много - главный командир должен был следить за исправностью судов, возвращающихся из плаванья, следить, чтобы команды правильно комплектовались, распределять людей по эскадрам, осматривать призы – захваченные корабли противника и многие другие. Всего было 29 пунктов с обязанностями главного командира с подробным описанием как он их должен исполнять.

Например пункт 13 звучал так:

«Как поступать с теми кораблями, которых на людях явится моровая язва. Ежели у которых приезжих явится язва, то оных, ежели чужие, отослать в море. А буде от шторму возвратятся паки назад с таким повреждением, что им в море быть невозможно, тогда людей перекупав в воде, и дав новое платье, послать на определенные острова, и кормить их как своих, а корабль сжечь, посадя на мель, ежели в которых такие вещи, которые в себе не пускают морового воздуху. А ежели нет таких, то сжечь на глубине, где нет фарватера. А ежели корабль свой, то с людьми также учинить, а корабль сжечь с описыванием в Адмиралтейскую коллегию. А когда язва минется, то людям жить еще 6 недель, и потом отослать их куды надлежит.»

Важнейшей задачей главных командиров порта было следить за тем, чтобы все должностные лица выполняли свои обязанности и наказывать за нарушения против Морского регламента.

«Смотреть дабы отправлялись не видом, но самим делом, не льготя ни кому, а ленивых наказывать».

Регламент был составлен настолько грамотно, что использовался вплоть до 1860 года.

А первыми главными командирами Кронштадтского порта стали иностранцы, что, впрочем, было в петровское время обычным делом. Тем более, что Петр Великий ценил в людях в первую очередь их деловые качества и ум, а не происхождение или личную преданность.

Вице-адмирал Томас Сандерс

О вице-адмирале Томасе Сандерсе известно не много. Не сохранилось его изображение, нет данных о дате и месте его рождения. По происхождению он скорее всего шотландец.

Был капитан британского королевского флота. Нанят на русскую службу Петром I в 1718 году в чине капитан-командора (что соответствует капитану 1-го ранга). Сразу получил под командование эскадру сначала из 5, а затем и из 6 кораблей. 22 октября 1721 года по случаю празднования Ништатского мира произведен в шаутбенахты (контр-адмиралы). В 1722 году как написано в «Общем морском списке» «принял временно главную команду на Котлине», то есть фактически стал главным командиром порта и при этом продолжал участвовать в качестве флагмана в плаваньях. В это время его замещали адмиралы Бредаль и Дуффус. В 1724 году был переведен в Санкт-Петербург, а в 1726 году стал главным командиром Ревельского порта и в мае 1727 года произведен в вице-адмиралы. В 1730 году назначен главным командиром Кронштадтского порта с поручением наблюдать за работами на канале и доках. По всей видимости, учли его успешный опыт работы в Ревеле. Через 2 года вице-адмирал Сандерс был освобожден от должности главного командира и переведен в Санкт-Петербург для работы в воинской морской комиссии. В декабре 1733 года скончался в Санкт-Петербурге.

Адмирал Петр Сиверс

Адмирал Пётр Иванович Сиверс (1674-1740)
Адмирал Пётр Иванович Сиверс (1674-1740)

Сиверсы – древний дворянский род, потомки которого переселились из Германии в Данию и Швецию и некоторые из них в последствии оказались в Лифляндии.

Пётр Иванович Сиверс положил начало русской ветви рода Сиверсов.

Родился он в Германии в 1674 году, но вскоре после его рождения родители перебрались в Копенгаген.

Петер Сиверс поступил в датский военно-морской флот в четырнадцатилетнем возрасте, и к 1703 году дослужился до звания подпоручика.

В 1704 году барон Сиверс поступил на русский флот капитаном. При каких обстоятельствах это произошло точно не известно, но скорее всего он был приглашён на службу русским посланником в Дании Измайловым. Первое время Сиверс служил на Архангельской и Олонецкой верфях, а летом 1705 года был направлен на Котлин и в качестве командира шнявы «Дефалк» («Фальк») (шнява это небольшое парусное 14 орудийное судно). Участвовал в обороне Котлина от шведского флота. Именно Сиверс был послан Крюйсом по завершении военных действий с докладом в Гродно к Петру I. Во время доклада Сиверс высказал критические замечания в адрес своего начальника. Что характеризует его как человека честного и смелого – он не мог не понимать, что царь потребует от Крюйса объяснений и могут быть не благоприятные последствия для его карьеры. Но видимо он посчитал, что интересы дела важнее его личных интересов. Собственно так и случилось – с командующим флотом у Сиверса сложились крайне неприязненные отношения и его не повышали в звании 10 лет. Капитан-командором он стал только с 1 января 1715 года, то есть уже после того, как Крюйс в 1714 году был отправлен в отставку с поста командующего Балтийским флотом.

В 1717 году стал командиром корабля «Москва» на котором находился командующий флотом генерал-адмирал Апраксин. Апраксин был высокого мнения о Сиверсе и его карьера быстро пошла в гору. В январе 1719 года он шаутбенахт (контр-адмирал), а в октябре 1721 года по случаю заключения мира со Швецией произведен в вице-адмиралы и становится членом адмиралтейств-коллегии.

Генерал-адмирал Апраксин в разговоре с Петром I так характеризовал вице-адмирала Сиверса: «Ваше Величество знаете, сколь мы ему обязаны за ту высокую степень могущества, которой достиг наш флот, также я не знаю человека во владениях Вашего Величества, столь же хорошо подготовленного для дальнейшей службы в Ваших морских делах».

Император явно разделял это мнение и также благоволил Петру Сиверсу. Он был назначен членом Адмиралтейств-коллегии. Царь часто обращался к нему за советами, а во время своих поездок в Кронштадт для осмотра оборонительных и портовых сооружений брал его с собой. Наконец 3 ноября 1724 года Петр I назначил Сиверса главным командиром Кронштадтского порта с возложением на него заведывания производством всех работ по строительству каналов и доков. После смерти императора вице-адмирал Сиверс участвовал в погребальной процессии и нес государственный скипетр. Новая императрица Екатерина I сохранила расположение к сподвижнику супруга и 21 мая 1725 года наградила его орденом св. Александра Невского. Летом того же года когда была угроза войны с Ганноверским союзом, поддержанным Англией, Францией, Швецией и Данией он был одним из организаторов обороны Кронштадта.

Позже в 1726-1727 годах Сиверс усердно занимался работами по постройке канала и доков и его деятельность не осталась не замеченной – 6 мая 1727 года он был произведен в полные адмиралы, а 1 ноября по ходатайству своего давнего покровителя генерал-адмирала Апраксина назначен вице-президентом Адмиралтейств-коллегии, а со следующего года и её президентом, сосредоточив в своих руках управление делами флота. За свою карьеру адмирал Сиверс нажил немало как тайных недоброжелателей, так и открытых врагов. В 1732 году он совершенно несправедливо был отстранен от должности и сослан в своё имение в Кегсгольмский уезд, где он прожил почти семь лет. В январе 1740 года Сиверсу разрешили приехать в Санкт-Петербург на лечение, где он и умер в мае того же года в возрасте 65 лет.

Адмирал Томас Гордон

Адмирал Томас Гордон (1658-1741)
Адмирал Томас Гордон (1658-1741)

Адмирал Гордон назначался главным командиром Кронштадтского порта трижды и занимал этот пост на протяжении более 10 лет – сначала восемь месяцев в 1724 году, затем почти два года в 1727-29 годах и, наконец, восемь лет с 1733 по 1741 год.

Томас Гордон родился в 1658 году в шотландском городе Абердин. Гордоны – старинный шотландский род, представители которого служили в армии со средних веков и до XX века. Накануне 1-й мировой войны этот род занимал седьмое место по числу офицеров в британской армии. Причем шотландцы служили и в других европейских армиях – прусской, шведской, польской. Шотландцы в русской армии появились еще при царе Алексее Михайловиче. Дальний родственник Томаса Гордона знаменитый петровский сподвижник Патрик Гордон перешел на русскую службу еще в 1661 году, дослужился до звания генерала и умер в Москве в 1699 году.

Но Томас Гордон сначала нарушил родовые традиции и стал не военным, а гражданским моряком и служил до 45 лет в торговом флоте. В 1703 году в связи с началом войны с Францией он был призван для службы в Шотландский королевский флот капитаном военного корабля. После объединения Англии и Шотландии в 1707 году стал офицером британского королевского флота и ушел в отставку в 1714 году.

В этом году умерла королева Анна Стюарт и к власти в Великобритании пришёл король Георг I, представитель новой ганноверской династии. Очень многие шотланцы-католики после этого эмигрировали за рубеж во Францию и Голландию. Сторонников династии Стюартов называли «якобитами» по имени короля Якова II свергнутого в 1688 году.

Среди якобитов было много опытных военных, заинтересованных в службе и Петр I договорился с одним из их лидеров Джоном Эрскиным о найме морских офицеров.

С июня 1717 года Томас Гордон на русской службе в звании капитан-командор и сразу получает под командование эскадру из 6 кораблей.

Петр I был настолько доволен службой Гордона, что уже в январе 1719 года пожаловал ему звание шаутбенахта – контр-адмирала. А в сентябре 1721 года в связи с окончанием Северной войны, Гордон повышается в звании до вице-адмирала.

В августе 1723 года во время первого морского парада у острова Котлин, Гордон исполнял почетную обязанность – он был одним из гребцов ботика – «дедушки русского флота».

30 ноября 1725 года награждён орденом Святого Александра Невского и в мае 1727 года произведен в полные адмиралы.

За почти четверть века, которые адмирал Гордон служил в Российском флоте, он многие годы провел в плаваньях, командуя эскадрами, заседал в адмиралтейской коллегии и более 10 лет был во главе Кронштадтского порта. Причем, когда он в третий раз получил это назначение в январе 1733 года ему уже было 75 лет. А на следующий год летом 1734 года в ходе Войны за польское наследство он командовал флотом из 14 линейных кораблей и 5 фрегатов, осаждавшем Данциг.

Томас Гордон умер 18 марта 1741 года в возрасте 82 или 83 лет в Кронштадте.

Феодосий Федорович Веселаго историк военно-морского флота так писал в своем знаменитом труде «Очерк русской морской истории»: «Из иностранцев, бывших особенно полезными русскому флоту, можно указать на собственно морских офицеров: Крюйса, Боциса, Змаевича, Сиверса, Гордона, Паддона, Шельтинга, Вильбоа, Бредаля, Беринга и многих других, служивших в меньших чинах (...) Упоминая о подобных личностях, нельзя не заметить с признательностью одну прекрасную черту достойных моряков-иностранцев: почти все долгослужившие в нашем флоте англичане, голландцы и датчане, не говоря уж о славянах и греках, никогда не сторонились от нового отечества, а делались самыми преданными его сыновьями, и потомков их каждый из нас с гордостью называет настоящими русскими людьми».