«На этом острове царь намерен построить так называемый новый Амстердам. Для этой цели уже приготовлено различное снаряжение, и проект должен приобрести такой же вид, что и Амстердам в Голландии, по той причине, что ни один город за границей не понравился царю столь сильно» - так писал швед Ларс Юхан Эренмальм в 1713 году. И можно подумать, что речь идет о Васильевском острове. Ведь хорошо известно, что именно там Пётр I строил центр Санкт-Петербурга.
Но автор описывал планы царя в отношении совсем другого места – Котлина.
Первоначально именно здесь было задумано строить центральную часть новой столицы. Дело в том, что строящийся город был совсем не похож на мечту Петра I об Амстердаме: деревянные дома, разбросанные вдоль берегов Невы небольшими слободками, напоминали скорее деревни. Да и население не соответствовало столичному статусу – в городе жили в основном военные и мастеровые люди. Неудивительно, что будущий император решил парадный центр строить на пустом месте и сразу по своему вкусу. Явно рассматривались разные варианты, но, в итоге, Петр I остановился на небольшом острове Котлин, удалённом от дельты Невы почти на 30 километров. Наверное, немалую роль сыграла царская любовь к морю и мореплаванию.
В любом случае Петр I решительно принялся за дело и, не рассчитывая, что подданные добровольно начнут приезжать на приглянувшийся ему остров, в январе 1712 года издал указ о заселении Котлина. По высочайшему повелению к переезду должны были готовиться тысяча знатных дворян, тысяча купцов и ещё тысяча предпринимателей со всеми своими семействами. Дворянство при этом обеспечивалось жильем безвозмездно, а вот остальным его нужно было покупать.
Правда, в указе оговаривалось, что переселение состоится только после окончания войны со Швецией, а «сказывают заранее, чтоб никто неведением не отговаривался». Особо царь настаивал на отборе к переезду только достойных и грозил «под потерянием живота, чести и пожитков» тем, кто попытается записать в «сей перевод» случайных людей.
В развитие царского указа Сенатом был утвержден в августе 1712 г. список дворян, намеченных к переселению на Котлин. Зная крутой нрав царя, внесли в него самых знатнейших и даже с превышением - всего в списке значилось 1212 человек.
По всей видимости, вместе с указом о заселении Котлина, готовился и проект строительства города, но что он из себя представлял было не известно. И только в 50-е годы прошлого века в библиотеке Академии наук в Ленинграде был обнаружен чертёж XVIII века с названием «Мера Котлину каналам и дворам». Некоторые историки уверены, что это и есть план строительства будущего Кронштадта. Но на этот счёт есть серьёзные сомнения. В частности авторы книги "Кронштадт. Архитектурный очерк" считают, что это скорее чертёж для определения максимального числа участков застройки на территории острова, а не план центра столицы. Действительно, где оборонительные сооружения, гавани, набережные, площади и проспекты? Ничего этого нет, а представить себе парадный центр застроенный унылыми типовыми домами просто невозможно. Так что, основной проект, скорее всего, не сохранился или ещё ждёт своего открытия.
В любом случае грандиозный замысел Петра I так и не был реализован – царь, принимая решение о застройке Котлина, рассчитывал на скорое окончание Северной войны, а когда этого не произошло, быстро охладел к своей идее и «новый Амстердам» решил строить на Васильевском острове.