Найти в Дзене

Дедушка современного сухогруза: история насада, древнейшего грузового судна на Руси

Оглавление

Каких только судов не видела Волга! Челны и ладьи, беляны и расшивы, ушкуи и паузки — старинные деревянные лодки причудливых форм и конструкций размеренно шли по великой реке.

На заре волжского судоходства особой популярностью пользовались известные с X-XI веков насады, грузоподъемность которых достигала 1000 тонн.

Подробности о конструкциях и назначении этих судов читайте на нашем канале «История Волжского пароходства».

Насад, Музей «Кижи»
Насад, Музей «Кижи»

Судно со страниц летописи

Насад — плоскодонное, беспалубное судно с высокими набитыми бортами, небольшой осадкой и крытым грузовым трюмом. Восстановить достоверный внешний вид древнего насада — непростая задача, в руках историков только схематичные рисунки, фигурки и скудные описания. Одно из первых упоминаний о таком типе судов встречается в «Повести временных лет», рассказывают в Музее речного флота ВГУВТ, отдельный зал которого посвящен зарождению и развитию волжского судоходства.

По свидетельству летописей, новгородцы плавали в насадах торговать по Балтийскому морю, ходили на болгар по Волге и Каме.

В X-XI веках насад представлял собой судно, похожее на военную ладью, у которой были подняты борта. Отсюда и название — «насадить» на корабль высокие борта из досок. Авторами тех времён насад изображался в виде глубокой лодки. Со временем назначение и внешний вид судна менялись.

В XVI веке насадом называли крупное плоскодонное, беспалубное судно с наклонными бортами и штевнями. Поверх судна делали легкий двухскатный навес. Кроме весел, на насаде устанавливалась одна мачта с парусом. Вверх по течению шли бечевой, то есть судно тянули бурлаки или лошади. При попутном ветре поднимали парус. Вниз по течению шли сплавом, подруливая и помогая веслами.

Насад можно назвать предком современных сухогрузов, которые бороздят волжские просторы, считают историки. В древние времена на Волге насады как раз использовались для перевозки соли, рыбы, хлебных грузов, сплавки леса и т.д.

Насады можно было встретить в разных частях Руси — и на Северо-Западе, и на Днепре, и в Поволжье. Строили суда этого типа на Каме и Вятке, где использовали также для сплавки леса вплоть до Астрахани, откуда уже не возвращали, а продавали вместе с грузом.

Характеристики насада к концу XVII:

✅Средний размер составлял 50 метров в длину.

✅Средняя грузоподъемность — 300 тонн, некоторые суда могли перевозить до 1000 тонн грузов.

✅На насаде могло работать до 200 человек.

Фото https://multiurok.ru
Фото https://multiurok.ru

Насады в наши дни — реконструкция судов

Силами реконструкторов насады строят и в наше время. Например, частично повторить легендарный путь из варяг в греки на аутентичном судне впервые решилась группа шведских энтузиастов в 1994-1996 годах. Они воссоздали корабль, получивший название «Айфур», на основе изображений и результатов археологических раскопок. Длина судна составила 9 метров, ширина — 2,2 метра. Кроме 8 весел также установили мачту и парус площадью 20 кв. м.

Маршрут группы проходил в водах северо-западной России, а его протяженность составила около 550 км. Большую часть пути шли на веслах, так как почти не было ветра. Около 200 км — под парусом, участки с быстрым течением и порогами были пройдены благодаря переволакиванию судна на веревках вдоль берега. Путешествие оказалось небыстрым и трудоемким, средняя скорость движения составила около 3,5 км/ч.

А недавно мы рассказывали, как путешественник и историк Томас Франк к 800-летию Нижнего Новгорода поразил всех своей научной экспедицией на маленькой лодке-долбленке, конструкция которой считается самой древней на Волге. Ученый прошел на суденышке, изготовленном нижегородским потомственным мастером, по древнерусскому водному пути от Старой Ладоги до Астрахани, как это делали викинги.

На канале «История Волжского пароходства» выходит цикл статей о древних судах, когда-то ходивших по Волге:

Великовражка — легкая, остроносая, скоростная и маневренная лодка, которая не переворачивалась и не зачерпывала воду при движении.

Беляна — уникальное волжское одноразовое судно, огромная плоскодонная деревянная баржа с большой грузоподъемностью и глубокой осадкой. Эти деревянные суда размером с дом могли перевозить до 12 тысяч тонн груза.

Керженский ботник — долбленая лодка-однодеревка, которую создавали из цельного ствола дерева. Она использовалась для рыбной ловли на малых реках.

Долбленка — древнейшая лодка, относящаяся к эпохе неолита (VI – III тысячелетия до н.э.).

Продолжение следует. Подпишитесь на канал «История Волжского пароходства», чтобы не пропустить новые интересные публикации!