***
Мы славим тех, кто честно воевал,
Кто говорил негромко и немного,
Кого вела военная дорога,
Где пули убивают наповал;
Кто с автоматом полз на блиндажи, —
А вся кругом пристреляна равнина, —
Но для кого связалась воедино
Честь Родины и честь его души.
Александр ГИТОВИЧ.
Чем дальше уходят от нас в историю горькие и славные четыре года Великой Отечественной войны, тем дороже память о людях, вынесших на своих плечах все ее тяготы и подаривших нам, своим потомкам, мир и саму жизнь. Мы, ныне живущие, всегда будем в долгу перед солдатами Победы, и наша священная обязанность — сохранить каждое слово их воспоминаний «о времени и о себе».
Участник Берлинской операции Василий Николаевич БЕЛЕВИТИН, ушедший на фронт добровольцем в 1941 году и участвовавший в боях под Смоленском, и после окончания Великой Отечественной войны не оставил службу. В 1959 году он был направлен на работу в Пензенское высшее инженерно-артиллерийское училище. С начала 70-х годов на протяжении более чем двадцати лет Василий Николаевич Белевитин работал в штабе гражданской обороны нашего вуза. Все, кому приходилось работать с Василием Николаевичем, подчеркивают его исключительную скромность, добропорядочность и подлинную человечность. Война оставила неизгладимый след в памяти ветерана, рассказавшего о своих фронтовых дорогах в воспоминаниях, переданных в Музее боевой и трудовой славы ПГПУ. Отрывок из его воспоминаний мы сегодня публикуем.
«Дорого досталась нам победа. Были разрушены тысячи городов, сел, деревень и поселков. Пламя войны поглотило более трети богатства страны. И никогда, ничем не измерить самую страшную и невосполнимую утрату — жизнь более 27 миллионов советских людей. Если сложить по 1 минуте молчания в память погибших, то это скорбное молчание длилось бы более 50 лет.
День Победы близок каждой семье. Он входит в каждый дом, вызывая гордость и печаль, радость и слезы, ибо не померкла память о тех героических годах, не притупилась боль от потерь и утрат, не забыты образы тех, кому даровано бессмертие.
Вместе с миллионами советских людей я тоже участвовал в боях в годы Великой Отечественной войны в составе Западного, 1-го, 2-го, 3-го Белорусских фронтов. Пришлось всякое увидеть, испытать, пережить горечь отступлений и радость освобождения наших сел и городов. С годами, конечно, кое-что забылось, стерлись имена, фамилии, последовательность событий, но многое и не забыто. Остались в памяти человеческая доброта, товарищество, дружба и душевность и, в тоже время, строгость и тяжесть фронтовой жизни.
Особо памятно мне проведение первого артиллерийского налета на территорию Германии. К концу июля 1944 года Советская Армия полностью освободила Белоруссию, вступила в пределы дружественной Польши, завершила освобождение Украины, громила фашистов в Молдавии, начала освобождение Румынии, гнала врага из Прибалтики. Ближе всех к границе Германии подошли соединения ЗЗА 3-го Белорусского фронта.
1-го августа 1944 года был освобожден Каунас. К утру 2 августа после тяжелого ночного боя был взят город Вилковишкис (Литва). До границы с Восточной Пруссией оставалось менее 20 километров.
В то же время я был командиром взвода управления 1-й батареи 142-й армейской пушечной артиллерийской Краснознаменной, орденов Суворова и Богдана Хмельницкого бригады. Моими основными боевыми задачами были: рекогносцировка, ведение разведки, корректировка и ведение артиллерийского огня.
После взятия Вилковишкиса войска закреплялись на занятых рубежах, переходя к временной обороне. Стабильного фронта обороны не было и место моего передового наблюдательного пункта менялось несколько раз.
Днем 2 августа по радио я получил приказание разведать и выбрать временную огневую позицию для стрельбы по городу Шервинт (Восточная Пруссия), расположенному в 18 километрах от Вилковишкиса.
Максимальная дальность стрельбы наших 152-миллиметровых орудий была 17,2 километра. Следовательно, место огневой позиции могло быть и было выбрано в непосредственной близости от переднего края, только что занятого нашими войсками. Огневая позиция была намечена в районе одного хутора, около насыпи железной дороги, по которой и проходил передний край нашей обороны. Сложность заключалась еще и в том, что нужно было обеспечить скрытый от противника вывод орудий с основных позиций, установку восьмитонных систем „под носом“ у врага, подвоз снарядов, проведение безопасного огневого налета и быстрое снятие с позиции.
Выполнение боевой задачи было поручено одному орудию (№ 3922) 1-й батареи (комбат — капитан Ермилов). Вывод орудия на позицию осуществлял командир огневого взвода лейтенант Кузнецов. За орудием шла тяжело нагруженная машина с тридцатью снарядами. Были приняты максимальные меры маскировки.
С наступлением темноты орудие было установлено на позиции и приведено в боевую готовность. На позиции прибыл командир дивизиона (капитан Пелипас) и командир бригады (полковник Ершов).
В 22:00, 2 августа 1944 года командир бригады, дернув за пусковой шнур, произвел первый выстрел по территории фашистской Германии — по городу Шервинт. Но вот и последний — 30-й выстрел. Теперь надо было быстро оставить огневую позицию. Расчет действовал с максимальной нагрузкой. Времени для приведения орудия в походное положение не было. Сняли орудие почти в боевом положении, только сведя станины. Через несколько минут на позицию обрушился шквал огня противника. Поздно. Орудие было уже в нескольких сотнях метров от опасной зоны, не понеся ни потерь, ни повреждений.
С прибытием на основные позиции расчет орудия № 3922 был представлен командующему артиллерией ЗЗА генералу Бодрову, который поздравил всех с выполнением боевой задачи, присвоил сержантские звания и приказал представить весь расчет к правительственным наградам.
Нет, не чувствовали тогда бойцы себя героями. То, что они делали раньше, и то, что сделали только что, не казалось им подвигом. Хотя позже мы все поймем, что трудная работа на войне и есть подвиг.
Орудие N 3922, из которого впервые был произведен артиллерийский налет по территории Германии, установлено в Центральном музее Вооруженных Сил в Москве. И в день Победы около него по традиции встречаются ветераны 142-й армейской пушечной артиллерийской бригады…».