В эфире новая серия традиционного сериала "как спасали челюскинцев на страницах газет в 1934 году", чем удивляла пресса, где привирала, а где давала точную информацию. Прошлый выпуск закончился обзором 2 апреля – все было настолько плохо, что даже писать про эвакуацию перестали.
Но вот 3 апреля Правительство немного отпустило и в «Правде» на первой странице вновь появляется раздел о вызволении полярных робинзонов. Возможно, повлияло получение хорошей новости, которую тут же поместили в центр. Эта весть несколько противоречит заголовку темы «На помощь челюскинцам!», поскольку те начинают спасать себя сами, но такую мелочь внимание не обратили. Новость вполне сенсационная – «Бабушкин прилетел в Ванкарем». Не просто прилетел, а из лагеря Шмидта, и не один, а вместе с механиком Валавиным.
Таким образом, они становятся официально тринадцатым и четырнадцатым спасенными. После полуторамесячных ремонтных работ на льду самолет удалось починить. Ну как починить? После аварии в ноябре и варварской выгрузки во время утопления судна, корпус самолета пребывал в плачевном состоянии. Но где-то обшивку подштопали, где-то конструкцию веревками стянули, и на таком страшном механизме летчик и механик перенеслись на материк.
И Бабушкин готов летать в лагерь снова, вывозя за рейс по одному человеку. Два полярника доставили со льдины и дополнительную информацию - так утверждает газета. Она, впрочем, традиционная: «В лагере все благополучно».
Остальные сообщения номера тоже стандартные – куда-то плывут пароходы, летят самолеты. Пароход «Совет» обещает прибыть в Петропавловск к 3 апреля. В заметках приводятся даже подсчеты, когда можно ожидать появления над челюскинцами дирижаблей. Рейс «Совета» до границы морских льдов планируется закончить через 10 дней, еще 10 отводятся на сборку аппаратов и предварительные полеты, и к концу месяца апреля они должны прибыть в Ванкарем. Новость про «Красина» озаглавлена классически: «В океан!». Наверное, ледокол уже выплыл из Ла-Манша? По заметке он нацелился на Азорские острова.
Водопьянов рапортует: «До цели близко!». Впрочем, он как сидел, так и сидит в Каменском и ждет, погоды, так что в этом смысле никаких новостей нет.
Есть еще в номере интервью с капитаном Бочеком под названием «Пурга». Капитан, будучи моряком, мало что понимает в авиации, к тому же находится во Владивостоке, за 4 тысячи километров от места событий. Но журналисты расспрашивают его о причинах аварии Леваневского, а капитан уверенно отвечает: «Горизонт потерял». (Предполагаю, что о причинах неудачи коллеги Воронина ответ Бочек мог бы звучать «Берега попутал»).
В конце раздела все же есть любопытные новости: «Полет Фариха и Горелова»
«Хабаровск, 2 апреля, (По телеграфу от спец.корр. «Правды»).
1 апреля пилоты Фарих и Горелов на самолетах «У-2», привезенных в Олюторскую пароходом «Смоленск», вылетели в Анадырь. Однако из-за неблагоприятной погоды оба они вынуждены были вернуться обратно в Олюторскую. Посадка произведена благополучно.
Пилот Слепнев находится в Номе, на Аляске и готов вылететь, как только получит сведения об условиях перелета до Чукотки».
Спустя 11 дней после отлета группы Каманина на «Р-5» маршрут попытались повторить два самолета «У-2», но не смогли и вернулись. Кстати, раньше же нам обещали, что они собирались искать пропавшие экипажи Бастанжиева и Демирова? Теперь про поиски коллег не вспоминают, поскольку их никто не терял.
Слепнев, на самом деле находится уже не в Номе, а в городе Теллер, немного к северу. Летчик уже получил приказ Ушакова вылетать при первой возможности. 31 марта по американскому календарю, или 1 апреля по советскому, он дважды пытается перелететь Берингов пролив, но Чукотка закрыта облачностью, и летчик возвращается. Посадку производит в Теллере и остается ждать более подходящей погоды.
На этом новости номера 2 апреля исчерпываются. Про пропавшие самолеты Каманина ничего не говорится. Зачем волновать публику?
А вот 4 апреля можно если не ликовать, так уж точно радоваться – Слепнев с третьей попытки долетел до Уэлена и произвел посадку. Далее в Ванкарем он решил не лететь. Это произошло 3 апреля по советскому времени, но информация дошла с опозданием. Значение этого события переоценить невозможно – впервые за три недели на побережье появляется исправный самолет. Внутри такой приятной новости можно и про исчезнувшие самолеты вскользь упомянуть.
«Слепнев прилетел в Уэллен.
Хабаровск, 3 апреля, (По телеграфу от спец.корр. «Правды»). Местонахождение самолетов звена Каманина до сих пор неизвестно. Запросы через бортовые и судовые радиостанции, находящиеся в северных водах, никаких результатов не дали. По сообщению с парохода «Смоленск», пилоты Фарих и Горелов, второго апреля летавшие на самолете «У-2», 3 апреля вновь предполагают вылететь на поиски группы Каманина.
Пилоты Галышев, Доронин и Водопьянов задерживаются в Каменском из-за снежной метели и отсутствия сведений о погоде на крайнем Севере.
Радисты «Смоленска» сообщают: 3 апреля, в 5 час. 30 мин. Местного времени, пилот Слепнев из Нома перелетел в Уэллен
Н. Мотов».
Все остальные заметки идут виньетками к главному сообщению. Пароход «Совет» дошел, наконец, до Петропавловска и начал перегружать дирижабли и аэросани на «Сталинград». Да, и волшебный самолет летчика Болотова вместе с ними, надо думать.
Самая потрясающее известие идет в конце, затмевая даже прилет Слепнева.
«Челюскинцы обеспечены продовольствием и одеждой.
Ссылаясь на свидетельство прилетевшего Бабушкина, председатель тройки Г. Петров телеграфирует: «… здоровье и настроение всех челюскинцев хорошее. Они обеспечены еще на два месяца продовольствием, топливом и теплой одеждой».
Да, 47 дней пребывания на льду определенно идёт на пользу робинзонам – у всех у них отменное здоровье. И точно, к ним продуктопровод с материка протянут, или скатерть-самобранка у Шмидта имеется, поскольку дни идут, а еда не убывает. Как начали с двухмесячного запаса, так почти два месяца прожили, а, глядь, и снова на два месяца продовольствия в достатке.
Получается, что с их спасением можно не торопится? Впрочем, появился Слепнев на исправном самолете и вскоре им грозит эвакуация, хотят они того, или нет. Посмотрим, как будут развиваться события, ход операции должен оживиться.
Следующая статья Предыдущая статья
Весь цикл "Легенды челюскинской эпопеи" можно посмотреть здесь...
Смежный мини-цикл "Как "Челюскин" провалил свою транспортную задачу".
А ниже ссылка на мою книгу "В тени первых Героев. Белые пятна челюскинской эпопеи", опубликованную в издательстве Паулсен.