Найти тему

2 апреля – Международный день информирования об аутизме

Оглавление

«Родительский университет» МГПУ присоединяется к акции, ведь и аутизм, и расстройства аутистического спектра (РАС) встречаются очень часто. В странах, где глубоко изучают эту проблему, частота РАС не реже чем 1:54. А значит, у многих из нас есть дети с аутизмом, друзья, знакомые, соседи, в семьях которых есть аутичные дети.

Что такое РАС

Расстройства аутистического спектра – группа неврологических состояний, которые проявляются в первые годы жизни и характеризуются:

  • стойкими нарушениями социально-коммуникативного развития (нарушения речевой и неречевой коммуникации, стойкие трудности совместно-разделенного внимания, трудности понимания социальных ситуаций и др.);
  • специфичностью и узостью сферы интересов (при этом собственные интересы ребенка могут быть глубокими, интенсивными и сочетаться с дефицитом представлений в других сферах жизни, например, ребенок 5,5 лет узнает на фото и правильно называет любые станции московского метро, но при этом не помнит имена детей, с которыми ходит в группу больше года);
  • особенностями воображения (например, стойкие трудности в ситуации понимания причин и мотивов поступков других людей, создании «ситуаций понарошку» в игре или совместной деятельности и др.);
  • нарушениями сенсорной сферы (избегание или избыточный интерес к определенным сенсорным стимулам);
  • негативизму (неготовности к новому);
  • стереотипным формам поведения;
  • возникновению нежелательных форм поведения вследствие нарушений коммуникации, понимания социальных ситуаций, высокой сенсорной чувствительности.

Дети с РАС могут иметь разный уровень интеллектуального и речевого развития, разный уровень социально-коммуникативных трудностей, поэтому часто говорят, что аутизм разный, все дети и взрослые с аутизмом очень отличаются друг от друга. Но есть и кое-что общее.

Большое значение в развитии помощи играет раннее выявление детей группы риска. И хотя диагноз в нашей стране устанавливают чаще всего в районе 3-4 лет, риск возникновения аутизма можно заподозрить с 16 месяцев. Это основа для начала ранней помощи, включающей занятия с ребенком и психолого-педагогическую поддержку семьи

Тем, кто готов узнать об аутизме больше, рекомендуем написанную доступным языком брошюру.

Помочь ребенку с аутизмом может каждый

Родители аутичных детей часто испытывают большой стресс от посещения общественных мест. Аутичный ребенок сложно усваивает социальные правила и ему сложно общаться. Чтобы заглушать неприятные впечатления он может использовать аутостимуляции (раскачиваться, трясти каким –то предметом, громко повторять какие-то цитаты), ему трудно ждать. Он может хотеть общаться с другими детьми, но не знать, как это делать, поэтому часто попадает в неловкие ситуации. Аутичные дети внешне не отличаются от обычных, поэтому часто окружающие воспринимают их как плохо воспитанных, начинают «воспитывать» их или их близких, уводить своих детей в сторону.

Чем мы можем помочь в обычной жизни, соприкасаясь с детьми с РАС и их близкими на площадке, в магазине, в метро, в детском саду?

  1. Не нужно шарахаться в сторону. Аутизм не заразен. Аутичные дети могут вести себя странно, но это не опасно для окружающих (кроме тяжелых истерик, когда, действительно, имеет смысл, не нависать над ребенком и его близкими). Обычным детям полезно знать, что в мире есть разные люди, с разными возможностями, им важно учиться жить в разнообразном мире. Общение аутиста с обычными детьми поможет каждому из них получить необходимый опыт.
  2. Говорите с родителями аутичного ребенка. Если есть необходимость, предложите помощь. Бывает, нужны самые простые вещи: договориться со своим ребенком про очередь на качели, попробовать поучаствовать в общей игре. Это не займет много времени, аутичные дети часто быстрее устают, но будет полезно для всех.
  3. Не вмешивайтесь, если об этом не просят. Избыточное внимание окружающих к истерике аутичного ребенка часто приводит к нервозности близких, и ситуация только усугубляется.
  4. Рассказывайте своим детям об аутизиме и других состояниях. Чтобы понять проблему самим, рекомендуем посмотреть мультфильмы про особенных детей. Многие из них – на иностранных языках, некоторые сопровождаются русскими субтитрами. Чтобы понять, есть ли смысл показывать эти мультфильмы своим детям, сначала посмотрите их, пожалуйста, сами. Это не займет много времени.
Семьям аутичных детей нужна наша поддержка. Давайте делать мир добрее!

Каждый год организаторы Дня информирования об аутизме поднимают разные проблемы. В 2024 году слово дали самим людям с аутизмом или РАС. Пока мы не можем сделать обзор историй взрослых и детей с РАС (но обязательно сделаем это), и предлагаем вам рассказать в комментариях свои истории или истории своих детей.

Тем же, кто пропустил наш материал с критикой новых клинических рекомендаций по РАС, которые может принять Минздрав России, предлагаем узнать, в чем сейчас состоит основная проблема людей с диагнозом РАС с точки зрения педагогов МГПУ.