Найти в Дзене

Когда на самом деле появился современный термин Сайнс арт (иностранный аналог sci-art)?

Термин «Science art» появился в первой половине XX века, его российский аналог — «сайнс-арт» — в начале XXI века. Понятие «сайнс-арт» (science art) вошло в русскоязычных кругах во многом благодаря текстам, публикациям и лекциям художника и теоретика Дмитрия Булатова. Но исток феномена «сайнс-арт» ведет свое начало от первого манифеста sci-art американского физика и художника Берна Портера (1911–2004 гг.).

Наиболее яркие вехи биографии Портера связаны с передовыми научными исследованиями и последующими за ними разочарованиями: участие в Манхэттенском проекте по работе над выделением урана (1941 г.) и уход из проекта на следующий день после взрыва в августе 1945 года; работа над электронно-лучевой трубкой, которая должна была изменить будущее образования, согласно планам создателя, но этому не суждено было сбыться. Подробная документация хронологии жизни Портера отражена в журнале «Colby Quarterly». Из нее следует, что с 1935 по 1969 год (примерно в этот период был написан манифест sci-art) Портер не только участвовал в значимых научных исследованиях, но и преподавал английский и французский языки, был дворником и официантом, инженером-электронщиком в гражданской авиации, боролся с загрязнением побережья в штате Мэн, ездил во Францию, где познакомился с дадаистами и сюрреалистами, читал лекции по сайнс-арт в Японии.

Берн Портер: комментатор современной культуры. 1946 г.
Берн Портер: комментатор современной культуры. 1946 г.

Поэт, друг и биограф Портера, Джеймс Шевилл, акцентировал внимание на «внутреннем конфликте» ученого во время работы в Манхэттенском ядерном проекте, в особенности после того, как США сбросили бомбу на Хиросиму, что явилось причиной ухода Портера от ядерных исследований и началом активной деятельности в области искусства и издательской сфере. На факультете искусств Принстонского университета в 1943 году состоялась его первая персональная выставка, на которой были представлены «костяные скульптуры, сюрреалистические фотографии, промышленные латунные конструкции и т.д.». В создании скульптур Портер использовал найденные объекты и применял знания из области физики, химии, металлургии. Например, на выставке был показан объект — корень дерева — который под воздействием химических веществ разлагался в процессе инсталляции.

Книга "Эти 50 лет прошли вместе со Скорбью. 1996" (Анн-Арбор: Роджер Джексон) В 1995 году городские власти Хиросимы попросили Портера написать статью к пятидесятой годовщине сброса атомной бомбы. Он написал два стихотворения. “Эти 50 лет прошли” описывает чувство вины и боль, которые он испытал из-за своего участия в разрушении Хиросимы.
Книга "Эти 50 лет прошли вместе со Скорбью. 1996" (Анн-Арбор: Роджер Джексон) В 1995 году городские власти Хиросимы попросили Портера написать статью к пятидесятой годовщине сброса атомной бомбы. Он написал два стихотворения. “Эти 50 лет прошли” описывает чувство вины и боль, которые он испытал из-за своего участия в разрушении Хиросимы.

#наука

#история

#искусство

#Строгановка