Найти в Дзене

Процедура подтверждения компетентности: текущие и планируемые изменения

Оглавление

«Контроль качества продукции», март 2024.
Рубрика: Нормативное регулирование.

За прошедший год в порядке прохождения процедуры подтверждения компетентности кардинальных изменений не произошло, но появилось важные нововведения, которые аккредитованным лицам необходимо знать и учитывать в своей деятельности. Ключевые направления и перспективы развития нормативного регулирования в сфере аккредитации обсудили участники Недели «Техэксперт» в рамках секции «Актуальные вопросы и перспективы развития в сферах аккредитации и обеспечения единства измерений»[1].

Нормативно-правовые акты

В ст. 25 «Федеральная государственная информационная система в области аккредитации» Федерального закона от 28.12.2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» внесены формальные изменения — в редакции, введенной в действие № 366-ФЗ[2], появилось слово «развитие»: «Функционирование и развитие федеральной государственной информационной системы в области аккредитации и доступ к ней обеспечивает подведомственное национальному органу по аккредитации федеральное государственное учреждение».

Федеральный закон № 18-ФЗ[3] вносит поправки в Федеральный закон № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (с изменениями на 11.06.2021 г. в редакции, действующей с 28.12.2021 г.), которые позволят поверять и применять средства измерений, разработанные до принятия его первой редакции в 1993 г. Основная задача — поддержать отечественную промышленность в сложной ситуации с импортозамещением измерительного и метрологического оборудования в условиях санкций. Ведь многие средства измерений тех лет являются высококачественными приборами, а их отсутствие в реестрах обусловлено тем, что предприятия, которые их создавали и внедряли, утратили свой статус, не имеют более в своей структуре метрологическую службу либо были приватизированы. Поправки не распространяются на испытательное оборудование. Изменения вступают в силу с 01.03.2025 г.

Постановление Правительства РФ от 23.12.2023 г. № 2269[4] вводит положение, продлевающее до конца 2024 г. возможность по решению национального органа по аккредитации провести удаленную оценку соответствия заявителя критериям аккредитации.

Приказ Минэкономразвития от 23.01.2023 г. № 24[5] вносит изменения в Приказ от 26.10.2020 г. № 707 «Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации». В перечень объектов, которые требуют аккредитации, теперь включены медицинские лаборатории. Несмотря на то, что с даты вступления в силу этого документа прошло более года, он не потерял свою актуальность, так как за это время многие организации еще не прошли процедуру подтверждения компетентности, не занимались изменениями ­области аккредитации.

Росаккредитация (далее — Служба) обновила документ СМ № 04.1-9.0014 «Политика использования аккредитованными лицами знака национальной системы аккредитации», который определяет порядок применения такого знака, в том числе в комбинации со знаками международных организаций по аккредитации, а также порядок выдачи разрешения и использования аккредитованными Росаккредитацией лицами комбинированного знака национальной системы аккредитации. В последней версии обновлена информация о правах на использование знака в случае реорганизации аккредитованного лица, о его действиях при имеющихся жалобах, о причинах прекращения действия разрешения об использовании комбинированного знака ILAC MRA, о порядке уведомления Росаккредитации о возобновлении его использования. Также изменена форма отчета по использованию комбинированного знака.

Разрабатываются новый Перечень несоответствий заявителя критериям аккредитации, которые влекут за собой отказ в аккредитации, и Перечень несоответствий аккредитованного лица требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, приводящих к приостановке действия аккредитации. Расширен список внутренних требований документов системы менеджмента качества, невыполнение которых является основанием для приостановки аккредитации, что соответствует международной практике. С документами можно предварительно ознакомиться уже сейчас, на стадии подготовки.

Порядок процедуры ­подтверждения ­компетентности

Внесены изменения[6] в Постановление Правительства РФ от 26.11.2021 г. № 2050[7] — в основном в части сокращения сроков выполнения работ.

С 01.03.2024 г. заявление об аккредитации (расширении области аккредитации) и прилагаемые к нему документы и сведения регистрируются Росаккредитацией в день их поступления в национальный орган по аккредитации с использованием ФГИС Росаккредитации. С одной стороны, это нововведение ускоряет всю процедуру и позволяет быстрее начать деятельность в области аккредитации. С другой стороны, оно означает, что не только все прилагаемые к заявлению документы, но и вообще все документы системы менеджмента к моменту подачи заявления должны быть в полном порядке, поскольку никакого интервала между подачей и регистрацией заявления нет, и что-либо поправить уже не удастся. Аналогичные правила действуют и для процедуры подтверждения компетентности.
Срок принятия Росаккредитацией решения, направления документов, сведений и уведомлений, а также внесения данных в реестр аккредитованных лиц теперь составляет не более 3 рабочих дней со дня завершения рассмотрения акта экспертизы.

Срок принятия решения по внесенным аккредитованным лицом коррективам, если они не связаны со сменой области аккредитации, уменьшен до 2 дней.

Постановлением № 1319 (подп. «к») признан утратившим силу абз. 7 п. 60 Правил осуществления ­аккредитации, утвержденных Постановлением № 2050: «В общий срок осуществления процедуры аккредитации (расширения области аккредитации) не включается срок рассмотрения национальным органом по аккредитации представленных заявителем (аккредитованным лицом) документов, подтверждающих несоответствие эксперта по аккредитации и (или) технического эксперта требованиям, установленным частями 6–8 статьи 11 Федерального закона об аккредитации (в случае их поступления), предусмотренный пунктом 29 ­настоящих Правил». Однако положение о невключении данного периода в общий срок сохраняется и в настоящем.

Также стоит отметить, что с 01.09.2023 г. заявления на аккредитацию, расширение области аккредитации, о проведении процедуры подтверждения компетентности можно подать не только через ФГИС Росаккредитации, но и через ФГИС «Госуслуги».

С 01.03.2024 г., если такое заявление, а также прилагаемые к нему документы и сведения подписаны лицом, уполномоченным в силу федерального закона или учредительных документов выступать от имени аккредитованного лица (представителем аккредитованного лица), к ним прилагаются копии документов, подтверждающие полномочия подписавшего, за исключением случаев направления данных через ФГИС «Госуслуги». Однако аккредитующая организация наделена правом устанавливать дополнительные требования, и с большой долей вероятности Служба все же затребует подтверждение права подписи. ­Поэтому проще все документы подавать через ее информационную систему.

Добавилась необходимость привлечения независимых экспертов, если это предусмотрено схемой аккредитации. Важно, что это допустимо делать не на начальном этапе, а после завершения документарной экспертизы. В перспективе необходимо рассмотреть действия организации в случае, если специализация техэксперта не соответствует сфере деятельности лаборатории.

Выбор технического эксперта осуществляется с использованием ФГИС Росаккредитации из числа кандидатов, включенных в реестр Службы.

Добавлена возможность увеличить время подтверждения компетентности, если расширяется область аккредитации и появляются новые места ведения деятельности. Если аккредитованное лицо осуществляет работы по 3 и более адресам, общий срок процедуры увеличивается на 5 рабочих дней в отношении каждого дополнительного адреса.

Заявление о прекращении действия аккредитации представляется аккредитованным лицом посредством ФГИС «Госуслуги» или ФГИС Росаккредитации в ­форме электронного документа, подписанного электронной подписью руководителя юридического лица или лица, которое выступает от его имени.

Кроме того, внесен ряд редакционных правок и формальных изменений, не влияющих на процедуру подтверждения компетентности.

Индикаторы риска ­нарушения обязательных требований

С 02.09.2023 г. действует Приказ Минэкономразвития № 438[8], который внес изменения в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному контролю (надзору) за деятельностью аккредитованных лиц. Стоит отметить, что нововведения оказались преимущественно в пользу лабораторий. Так, допустимый срок непоступления сведений от испытательных лабораторий, органов инспекции и органов по сертификации о выданных ими протоколах и сертификатах увеличен с 3 до 6 месяцев. Это относится к организациям, на время при­остановившим свою деятельность и не вносившим в нее никаких изменений.

Добавлены новые индикаторы риска:

• наличие в Едином реестре выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии в течение 3 предшествующих лет сведений о принятии решений о признании недействительными результатов деятельности аккредитованных лиц, при условии, что общее количество признанных недействительными результатов деятельности за период времени (месяц, квартал, полугодие или календарный год), определяемый Росаккредитацией, составляет 5 % и более от общего объема результатов деятельности аккредитованных лиц за данный период;

• двукратный и более рост количества выданных результатов для аккредитованных лиц в период 60 дней до дня подачи заявления на сокращение области аккредитации;

• выполнение одним работником испытательной лаборатории в течение суток работ по ­исследованиям (испытаниям) и измерениям по нескольким местам осуществления деятельности, расположенным в разных субъектах РФ (за исключением имеющих общую административную границу);

• осуществление одним аккредитованным лицом в течение суток работ по исследованиям (испытаниям) и измерениям в разных субъектах РФ (за исключением имеющих общую административную границу) с использованием одного и того же оборудования (включая испытательное оборудование, средства измерений, эталоны единиц величин, стандартные образцы). Однако сейчас этот риск сложно отследить.

К сожалению, в настоящее время лаборатории уделяют мало внимания рискам, тем не менее их обязательно надо учитывать при планировании действий — это поможет избежать приостановки и даже аннулирования аккредитации.

Материал подготовила заместитель главного редактора журнала «Стандарты и качество» Н. Быкова.

[1] Данная статья является кратким обзором доклада советника генерального директора Ассоциации по сертификации «Русский Регистр» В.М. Крикуна. Все материалы секции доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» и «Техэксперт: Помощник метролога».
[2] Федеральный закон от 24.07.2023 г. № 366-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[3] Федеральный закон от 14.02.2024 г. № 18-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об обеспечении единства измерений”».
[4] «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353».
[5] «О внесении изменений в приказы Министерства экономического развития Российской Федерации от 26 октября 2020 г. № 707, от 16 августа 2021 г. № 496, от 29 октября 2021 г. № 657 и о признании утратившим силу приказа от 29 октября 2014 г. № 684».
[6] Постановление Правительства РФ от 10.08.2023 г. № 1319 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2021 г. № 2050».
[7] Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2021 г. № 2050 «Об утверждении Правил осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации, Правил проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, Правил внесения изменений в сведения об аккредитованном лице, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц и предусмотренные пунктами 7 и 8 части 1 статьи 21 Федерального закона «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», Правил рассмотрения заявления аккредитованного лица о прекращении действия аккредитации и принятия национальным органом по аккредитации решения о прекращении действия аккредитации, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

[8] Приказ Минэкономразвития от 28.06.2023 г. № 438 «О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному контролю (надзору) за деятельностью аккредитованных лиц, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 28 мая 2021 г. № 300».

***
РИА «Стандарты и качество»
Тел. +7 (495) 771-66-52, пишите на e-mail: podpiska@mirQ.ru
или оставляйте заявку на нашем сайте
https://ria-stk.ru

Присоединяйтесь к сообществам издательства «Стандарты и качество»:
VK:
https://vk.com/ria_stk
YouTube:
https://www.youtube.com/channel/UCvW86WE6yIaFNZqK5swi70A

#СТандартыиКачество