Когда ребенка нужно показывать логопеду? Конечно, с грудничком к таким специалистам не обращаются. Но в возрасте до года важно следить за речевым развитием. Это сейчас оно находится под пристальным вниманием педиатра и невролога, но если в будущем появится необходимость обратиться к логопеду, специалисту полезно будет узнать историю развития малыша. Итак, на что обращать внимание в младенческом возрасте? О нормах развития рассказывает учитель-логопед ЦДиК «Благо» Юлия Владимировна Музалева.
Нормы речевого развития в первые 12 месяцев жизни
Доречевые реакции:
- 1 мес.: крик, означающий, что ребёнок голоден;
- 1,5 мес.: гуканье, гуление, появление гласных (а, ы, у, о);
- 2-3 мес.: согласные (г, к, м, н)$
- 5-6 мес.: лепет, слоги: «гу», «агу»;
- 8-9 мес.: слоги произносятся с разной интонацией;
- с 8 до 11 мес. могут повторяться два одинаковых слога подряд: «ма-ма», «па-па», «да-да», «ба-ба». Активно добавляются звуки: п, б, к, э.
Всё это – довольно приблизительные сроки, нормативы раннего речевого развития, а проще – средние качественно-количественные показатели. Здоровый ребенок может начать гулить на пару недель раньше, а слоги у него появятся позже. На это стоит обратить внимание, но пока мы говорим о норме.
Когда требуется помощь врача
Поговорим о грубых нарушениях, которые означают, что ребенку наверняка требуется помощь:
- в 5 мес. не улыбается в ответ на обращенную речь, не гулит;
- в 6 мес. не реагирует на звучание музыки, не прислушивается к ней;
- в 7 мес. не распознаёт голоса близких, отсутствует реакция на разные интонации;
- в полных 9 мес. младенец не лепечет, не подражает взрослым, повторяя звукосочетания и интонации, не произносит элементарные слоги$
- в 11 мес. младенец не машет ручкой при прощании и не выполняет знака отрицания поворотами головы;
- к 1 году в речи нет даже самых простых слов (мама, папа, баба), отсутствуют реакции на простые просьбы («покажи», «принеси», «дай») ;
Если с ребенком происходит подобное, это веская причина обсудить ситуацию с педиатром, неврологом и другими специалистами, к которым направит врач.
На становление речи влияют разные факторы. Это прежде всего психофизическое здоровье малыша; развитие органов чувств: зрения, слуха; зрелость коры головного мозга ребёнка; состояние памяти, внимания, мышления; речевая среда. Из всего этого родители могут повлиять только на речевую среду.
Мы уже рассказывали о том, как важны разговоры с ребенком для того, чтобы научить грамматике фактически с рождения. Поэтому говорите с малышом так же, как с ребенком постарше. Чем больше младенец слышит обращенную к нему речь, тем больше стимулов для развития речевого центра. Музыка, детские песни – всё это тоже важно, но живой речи, разговора эти звуки не заменят.
Понравился материал? Ставьте лайки! В следующей статье по теме логопедии расскажем о развитии речи у детей от 1 до 7 лет.