Великое удовольствие описывать тех, кого можно было бы назвать святыми, хотя, конечно, они не несут этого титула, а лишь обычные люди со всеми их противоречиями. Их возвышенное внутреннее состояние и нравственная мощь так притягательны, что окружающие начинают ассоциировать их с образом святости. Они - непреложные моральные авторитеты, воплощающие в себе лучшие человеческие качества.
Одним из таких выдающихся личностей был философ, теолог, музыкант и гуманист, Альберт Швейцер (1875-1965). Его умственные убеждения и поведение гармонично дополняли друг друга. Проповедуя добро, он же и воплощал его на практике. Он не был просто мыслителем в уединении, а активным деятелем, претворявшим свои идеи в жизнь.
Родившийся в Кайзерсберге (Верхний Эльзас, в то время принадлежавший Германии, а ныне - Франции), в семье скромного лютеранского священника Луи Швейцера и его супруги Адели, урожденной Шиллингер, также дочери священника, Альберт Швейцер был двоюродным дядей Ж.-П. Сартра по отцовской линии.
Швейцер продолжал свое образование в реальной школе в Мюнстере в 1884—1885 годах, а затем в гимназии в Мюльхаузене в 1885—1893 годах. В октябре 1893 года он поступил в Страсбургский университет, где параллельно изучал теологию, философию и музыку.
Будучи солдатом в германской армии в 1894—1895 годах, Швейцер продолжал посещать лекции по философии. Позднее, осенью 1898 года и весной 1899 года, он проживал в Париже, слушал лекции в Парижском университете, писал диссертацию о Канте, учился игре на органе и фортепиано, а летом 1899 года продолжал свои учебные занятия в Берлине. К концу года, защитив в Страсбурге диссертацию по философии религии Канта, он получил степень доктора философии, а в 1900 году - также звание лиценциата теологии.
В 1901 году были опубликованы первые труды Швейцера по богословию, а в 1902 году он начал преподавать на богословском факультете Страсбургского университета. В 1903 году на одной из своих проповедей он познакомился со своей будущей женой, Еленой Бреслау.
Решив в 1905 году посвятить оставшуюся жизнь медицине, Швейцер стал студентом медицинского факультета Страсбургского университета, продолжая параллельно свои исследования. Он активно участвовал в работе органной секции венского конгресса Международного музыкального общества и выпустил ряд значимых работ.
В 1911 году Швейцер сдал экзамены на медицинском факультете и опубликовал книгу о мистицизме апостола Павла. В 1912 году он вступил в брак с Еленой Бреслау, а в 1913 году защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора медицины на тему "Психиатрическая оценка личности Иисуса: изложение и критика", в которой анализировал психическое здоровье Иисуса.
26 марта 1913 года, смело во имя гуманизма и медицины, вместе с супругой, которая успешно прошла курсы медицинских сестер, Альберт Швейцер отправился в далекую Африку. В уединенном поселении Ламбарене, на берегу реки Огуве, в провинции Габон колонии Французская Экваториальная Африка (ныне - Республика Габон), он, приложив скромные средства, основал свою первую больницу.
В период Первой мировой войны, как немецких граждан, он вместе с супругой был отправлен во французские лагеря. Освобожденный в 1918 году в обмен на французских военнопленных, в январе 1919 года, в свой 44-й день рождения, Швейцер стал отцом - Елена родила дочь Рену.
С 1919 по 1921 годы он трудился в городской больнице в родном Страсбурге, давая органные концерты по крупным городам Европы. В период с 1920 по 1924 годы читал лекции в Швеции и других странах, получил звание почетного доктора Цюрихского университета. Гастроли и лекции помогли Швейцеру решить финансовые проблемы и собрать средства на восстановление больницы в Ламбарене. Его главное философское произведение "Философия культуры" было опубликовано в 1923 году.
В феврале 1924 года он снова вернулся в Африку, где приступил к восстановлению разрушенной больницы. С поддержкой врачей и медсестер, прибывших из Европы, работавших добровольно, новая больница была построена к 1927 году. После этого Швейцер вернулся в Европу, продолжая свою миссию чередой концертов и лекций.
В 1928 году ему была присуждена Франкфуртская премия Гёте, с помощью которой был построен дом в Гюнсбахе для отдыха медицинского персонала Ламбарене. В период с 1933 по 1939 годы Швейцер продолжал свою работу в Африке, периодически посещая Европу для лекций, концертов и публикаций своих книг. После начала Второй мировой войны он остался в Ламбарене и вернулся в Европу только в 1948 году.
По приглашению Чикагского университета в 1949 году он посетил Соединенные Штаты Америки.
В 1953 году Швейцер стал лауреатом Нобелевской премии мира 1952 года за деятельность по укреплению мира и дружбы между народами. На церемонии вручения Швейцер прочитал речь «Das Problem des Friedens in der heutigen Welt» (Проблема мира в современном мире).
«Den Staatsmännern, die in den Verhandlungen nach jedem der beiden Kriege die heutige Welt prägten, wurde eine unglückliche Hand zugeteilt. Es ging ihnen nicht darum, Bedingungen zu schaffen, die den Grundstein für künftigen Wohlstand legten, sondern es ging ihnen in erster Linie darum, die Schlussfolgerungen zu ermitteln und aufzuzeichnen, die sich aus der Tatsache des Sieges im Krieg ergaben. Aber selbst ihre besten Absichten stünden im Widerspruch zu ihren Taten. Sie betrachteten sich als Vollstrecker des Willens der siegreichen Völker und ließen sich nicht vom Streben nach einer gerechten Lösung von Problemen leiten. Es ging ihnen darum, die Umsetzung der schlimmsten Forderungen des Siegeswillens des Volkes zu verhindern.»
В апреле 1957 года, проявляя свою гуманистическую сущность, Швейцер обратился к человечеству с призывом к правительствам остановить испытания ядерного оружия. Трагическим моментом стало уход Елены Бреслау, жены и единомышленницы Альберта Швейцера, в мае 1957 года.
После окончательного переезда в Ламбарене в 1959 году, Швейцер превратил больничный городок в место паломничества для людей из разных уголков мира. Даже в последние дни своей жизни он продолжал лечить пациентов, строить больницу и выступать против ядерных испытаний.
Альберт Швейцер скончался 4 сентября 1965 года в Ламбарене и был похоронен рядом с могилой своей жены, под окнами своего кабинета. Его личность можно охарактеризовать как "универсального человека", чье мышление охватывало различные области знания.
Швейцер был известен не только как врач и гуманист, но и как богослов и музыкант. Его интерес к поиску исторического Иисуса, его работы в области музыки и органной музыки Баха, а также его философские взгляды на религию и христианство сделали его заметной фигурой в истории.
Его труды по богословию позволили ему внести значительный вклад в историю христианства, представив собой либеральное направление в толковании священных текстов. Швейцер считал, что Иисус был всего лишь человеком, а его действия были определяемы субъективными убеждениями. Его работы привели к остановке поисков исторического Иисуса на долгий срок.
Также его вклад в музыкальную сферу, особенно исследования органной музыки Баха, дали новое понимание произведений композитора и внесли свой вклад в развитие музыковедения того времени.
В соответствии с мыслями Швейцера, этическое содержание культуры служит ее опорой, ее фундаментом. Таким образом, он утверждал, что "нравственный прогресс является существенным и неоспоримым, в то время как материальный прогресс менее существенен и менее определен в развитии культуры". Различие в темпах развития духовной и материальной сфер культуры, по мнению Швейцера, представляет собой реальное противоречие, являющееся одним из двигателей ее прогресса. Однако негативное влияние на характер развития культуры оказывает не только одностороннее уделяние внимания материальной стороне. Превалирование духовной сферы в индийской и китайской культурах в течение длительного времени препятствовало развитию их материальной стороны. Швейцер выступал за гармоничное развитие всех аспектов культуры при обязательном примате нравственной стороны. Поэтому именно он назвал свою концепцию культуры моралистической.
Согласно Швейцеру, глубочайший кризис, в котором находится современная западная культура в целом, не может быть успешно преодолен, пока человечество не осознает себя и не начнет действовать как "жизнь, желающая жить среди жизни". Швейцер жил таким образом, что никогда не укорял других. Напротив, он сожалел о тех, кто по различным обстоятельствам не мог посвятить свою жизнь служению другим. Он всегда призывал таких людей использовать любую возможность совершить доброе дело. По мнению Швейцера, человек не имеет права судить кого-либо, кроме себя, и единственное, что он может проповедовать, - это свой образ жизни.
Принцип "Благоговение перед жизнью" - это этическое учение, введенное Альбертом Швейцером, немецким философом-гуманистом и лауреатом Нобелевской премии мира. Суть этого принципа заключается в том, чтобы "проявлять равное почитание к жизни, как к собственной воле к жизни, так и к жизни других". Швейцер считал, что принцип благоговения перед жизнью лучше всего передает этику, поскольку он сочетает в себе самосовершенствование с самоотречением и подчеркивает беспокойство постоянной ответственности.
"Добро - это то, что способствует сохранению и развитию жизни, зло - это то, что разрушает жизнь или препятствует ей", - говорил Альберт Швейцер. Термин "Благоговение перед жизнью" был широко введен в этику именно им.
Вот как этот случай описывает его друг и сам Швейцер:
"Словно подарок на память," - произнес он, вручая фотографию, на которой были записаны следующие строки: "Это три острова на реке Огове у деревни Игендия, в восьмидесяти километрах от Ламбарене вниз по течению. В сентябрьский день 1915 года, увидев этот пейзаж, я осознал, что благоговение перед жизнью - это нечто простое, но фундаментальное для морали и гуманизма... Ламбарене, 31.1.1960. С наилучшими пожеланиями, Альберт Швейцер."
Вспоминая тот сентябрь 1915 года, когда он и его супруга временно проживали на мысе Лопес у моря, Швейцер вспоминал о вызове помочь больной госпоже Пело из миссии в Нгомо, расположенной в нескольких сотнях километров вверх по реке. Небольшой пароход, тащивший перегруженную баржу, стал единственным способом транспортировки. Вместе с ним на борту находился лишь Эмиль Огума, его друг из Ламбарене.
Плавно двигаясь против течения и маневрируя среди отмелей в период засухи, Швейцер сидел на палубе баржи, размышляя о противоречии между простыми и универсальными понятиями морали. Все его мысли были поглощены этой проблемой, и лишь на третий вечер, когда солнце клонилось к горизонту и они проезжали мимо стада бегемотов, вдруг возникла мысль: "Благоговение перед жизнью". Это был момент прозрения, когда железные ворота открылись, а тропинка в чащобе стала видна, позволяя ему понять, что между миром, жизнью и моралью существует взаимосвязь и гармония."
Серьезно вглядываясь в нас и говоря о важности этой морали без излишнего пафоса, Швейцер напоминал мне его замечательные слова: "Как только человек становится разумным, он почувствует необходимость уважать каждое живое существо и относиться к нему с почтением, как к своей собственной жизни..."
Эти мысли о благоговении перед жизнью, высказанные Швейцером в ходе его путешествия по реке Огове, остаются актуальными и вдохновляют нас к глубокому пониманию и уважению ко всей жизни вокруг нас.