Недавно на открытии Памятной доски умершим сотрудникам своего бывшего ОВД из числа фронтовиков и участников боевых действий спустя сорок лет довелось повидаться со своим добрым тогдашним приятелем и сослуживцем Насифом (он азербайджанец).
Как это принято, вспомнили дела давно минувших дней: службу, комсомольские субботники, туристические слёты, коллективные поездки по историческим и культурным местам, конкурсы художественной самодеятельности (тот слыл превосходным чтецом). Между делом разговор перешёл на проблему «национального вопроса», которая в советские годы была острой при приёме на службу в МВД. Долго мой бывший сослуживец повествовал о всех трудностях, с которыми столкнулся при поступлении и прохождении службы, посетовав в конце: если бы не пресловутая пятая графа - ушёл бы в отставку не капитаном, а по меньшей мере, подполковником милиции...
По сложившейся в бытность советской милиции практике вплоть до распада СССР кадровая политика строилась с учётом соблюдения принципа этнической принадлежности будущего сотрудника, знания им языка, быта, нравов и обычаев коренного народа региона, в котором ему предстояло служить.
Ещё на заре советской власти в рамках реализации национальной политики государства и курса на «коренизацию» в НКВД-МВД было издано немало нормативно-правовых актов, содержавших конкретные требования к комплектованию личного состава милиции. Так, если приказ НКВД СССР от 21.12.1938 г. № 00310 при отборе кандидатов требовал «отсекать, в основном, лиц, у которых присутствует еврейская кровь», то со временем этот перечень заметно расширился.
Произошедшие впоследствии извращения в процессе реализации этой политики, ограничивавшие (а порой и запрещавшие) приём на службу лиц так называемой некоренной национальности, породили массу вопросов относительно нарушения прав человека в СССР.
С особой силой национальный фактор в милиции, потребовавший более деликатного и продуманного отношения к её комплектованию с точки зрения национального состава, стал проявляться со второй половины 1980-ых. И было отчего задуматься: за годы советской власти в союзных и автономных республиках доля сотрудников коренной национальности заметно выросла, да и в российских регионах милиция основательно была разбавлена представители некоренного населения. По сути, она повсеместно стала представлять собой многонациональный коллектив сотрудников, сплочённый единством цели, воли и действий.
Однако, уровень представительства лиц разных национальностей в органах правопорядка был неодинаков. Причины подобных перекосов надо искать, как правило, в историческом прошлом, и чаще всего они появлялись после осложнения межнациональных отношений.
Соответственно, приоритетным правом приёма на службу в МВД пользовались граждане, соответствующие этническому составу проживающего на данной территории населения, а прочие народности - в редких случаях. Для регионов, где такое соотношение составляло 50/50, вопросы национальности при приёме не имели особого значения. В остальных же (а таких тогда было большинство) существовали негласные, жёстко соблюдавшиеся ограничения по процентному соотношению национальностей в правоохранительных и силовых структурах, которое должно было примерно соответствовать процентному соотношению этих национальностей в общем населении страны и конкретного региона. И для милиции такая практика считалась вполне оправданной.
Неудивительно, что местные ОВД-УВД на территориях РСФСР на 99% комплектовались из русских, украинцев и белорусов), и попасть сюда на службу лицам иной национальности было крайне сложно, а порой просто невозможно. А вот с национальными автономными меньшинствами, проживавшими на территории РСФСР (татары, чуваши, мордва и т.д.), особых проблем не возникало - они всегда считались близкими с русскими по духу и менталитету.
Сегодня уже не является «секретом Полишинеля» существовавший в советской милиции неофициальный запрет МВД на приём коренных прибалтов, уроженцев Северо-Кавказского и среднеазиатского регионов. Не говоря уж о выходцах из зарубежья. Помню до сих пор, как в своё время дотошные кадровики из Главка (а все назначения лиц такой категории согласовывались с вышестоящей инстанцией) цеплялись к любой сомнительной фамилии. Так, например, пришлось долго их убеждать, что Хазарджан - это распространённая абхазская фамилия, а её обладатель не имеет ничего общего с армянскими корнями. Пришлось немало повозиться и с кандидатами, чьи фамилии заканчивались на «...мутдинов» и «...алиев». Даже любые странные (Карасакаулов, например) воспринимались с недоверием и подлежали тщательной этимологической экспертизе.
Сложно было придумать мотивы отказа в приёме «лицам с неславянской внешностью» (буду политкорректен), поскольку истинные мотивы отказа называть запрещалось. Вот и приходилось ссылаться на что угодно: отсутствие вакансий, невозможность предоставления жилья, обнаруженные «тёмные пятна» в биографии и т.п. С появлением ПФЛ и милицейских психологов отпала необходимость «изобретать велосипед» - те всегда шли навстречу пожеланиям кадровиков, не сумевших придумать весомые причины отказа, и выносили соответствующие рекомендации.
Разумеется, были исключения из правил, когда в рядах той же моей подмосковной милиции появлялись прожившие здесь не один десяток лет и окончательно обрусевшие азербайджанцы или грузины, у нас в ОВД служили даже поляк и немец. Разумеется, приём таковых приходилось в своё время с «боем пробивать» на уровне областного Главка.
Уже в бытность российской милиции на собственной кадровой шкуре пришлось испытать трудности их приёма на службу в ОВД. Тогда таковым оказался молодой казах. Казалось бы, к Тимуру, уроженцу подмосковной Дубны, прожившему в ней более 20 лет, получившему здесь юридическое образование и для которого служба в милиции являлась продолжением семейной династии (ранее отец служил здесь же во внутренних войсках МВД), не должно было возникнуть особых вопросов. Тем более, новые реалии заставляли на эти вещи смотреть несколько проще. Ан нет, и здесь пришлось собирать кучу биографических и характеризующих документов, дабы «пробить» его приём. В конечном счёте решающим аргументом стали его спортивные навыки и наличие звания кандидата в мастера спорта по борьбе самбо. Что не могло не найти поддержки у руководства отдела профессиональной подготовки: классные самбисты на дороге не валяются (на кону - защита спортивной чести Главка!), да и подобрать инструктора по боевой подготовке было не так-то просто...
Сегодня подобный «избирательный» подход противоречит не только закону «О полиции», но и самим принципам работы правоохранительных органов, стремящихся во многих моментах к «мировым стандартам». Ведь для службы в российской полиции необходимы главные условия - это гражданство РФ, наличие соответствующего образования и профессиональный подход к делу. Если человек порядочный, работает достойно и думает прежде всего о людях - то почему бы и нет? И этническая принадлежность при этом значения не имеет. Некоторые считают, что уж коли у преступности нет национальности (как нас уверяют), то и у нашей полиции её быть не должно!
Ещё один высказываемый аргумент в пользу неславян в нашей полиции: такие, мол, нужны для проведения оперативной работы в этнических преступных сообществах. Чтобы внедриться в этническую диаспору, надо знать язык, обычаи и быть в курсе раскладов внутри неё. Ясен пень, что славяне её вести не могут - просто потому, что славяне. Противники же такого подхода считают, что игра не стоит свеч, поскольку правоохранителям вполне достаточно агентов в этих структурах, которые за деньги или из страха могут сливать им любую информацию.
Лет 10-12 назад начальник подмосковного Главка Н.Головкин выступил с инициативой назначать по национальному признаку подмосковных участковых. По его мнению, участковый должен знать язык и обычаи народа, с представителями которого ему приходится общаться, а потому эта мера будет способствовать улучшению работы полиции с диаспорами.
К счастью, дальше разговоров дело не пошло, поскольку, на мой взгляд, идея высокого милицейского чина выглядит достаточно спорной: для успешного взаимодействия с диаспорами нужен человек, который имеет уважение в их среде, а это отнюдь не участковый!
Казалось бы, всё правильно: государство не может отказывать в приёме на службу по национальному признаку. Но самое интересное начнётся потом - когда в МВД наберётся критическая масса таких граждан. Давайте не будем забывать, что и на Кавказе, и в Средней Азии сильно распространены клановость и братский менталитет, а потому имеется опасение, что принятые на службу их представители будут проявлять к своим многочисленным соплеменникам ну о-о-очень большую лояльность! Это мягко выражаясь...
Вот тогда-то придётся призадуматься и вспомнить хорошо забытое старое. Я о тех самых НКВДшных и советских этнических ограничениях, которые когда-то воспринимались нарушением прав человека.
Последние публикации на канале:
Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!