В борьбе с преступностью советская милиция всегда опиралась и уповала на общественность - то бишь, на народ. И использовала для достижения наибольшего эффекта все известные и доступные инструменты взаимодействия.
Если вы помните, в советскую бытность во всех городах около зданий местных ОВД-УВД, в паспортных столах и в местах с массовым пребыванием людей были оборудованы стенды «Их разыскивает милиция». Они были неотъемлемой частью жизни нашего общества, посредством их правоохранители доносили до населения информацию о криминальных событиях в городе и разыскиваемых преступниках. Тогда это означало конституционное право граждан на получение информации и способствовало предупреждению преступлений (в первую очередь) и розыску злодеев (а это уж как получится!)...
Будучи ещё милиционером и время от времени останавливаясь перед стендом с фотороботами преступников, всегда задавался вопросом: для чего они существуют? Думаете, хоть кто-то их ищет? Конечно, нет! Ладно, если это злодеи «местного разлива» (тут положение обязывает), но когда физиономии на нём собраны со всей огромной страны - тут при всём желании память человеческая не в состоянии охватить этот пласт. Который к тому же меняется чуть ли не ежедневно.
Уверяют, что подобные стенды - это очень сильное психологическое оружие: мол, не задумывались - а что чувствует размещённый на нём преступник? Да ничего не чувствует, ибо он и в глаза-то эти доски не видел! Вот когда его фотография маячит во всех людных местах (подъезды домов, магазины, вокзалы, остановки транспорта и т.п.) - это ещё может заставить его испытывать нервное напряжение: оглядываться, прятать взгляд от прохожих (что само по себе сильно выдает такого гражданина в толпе). И именно на таких сфокусировано внимание служителей правопорядка.
Во времена советской милиции в каждом территориальном ОВД-УВД имелись ответственные лица за ведение этих стендов, были определены их функциональные обязанности. Для информирования населения о разыскиваемых преступниках и без вести пропавших они использовали розыскные бюллетени и плакаты, издаваемые Информационными Центрами своего Главка и МВД, а также самостоятельно подготавливали подобные материалы в отношении местных злодеев. Замечу, что качество снимков на этих бюллетенях было такое, что маму родную не узнаешь! Но такие информационные стенды были обязаловкой, одним из аспектов в работе милиции и входили в перечень обязательных пунктов при вышестоящей проверке их деятельности.
Не раз приходилось в 1970-1980-ые годы наблюдать, как около этих стендов толпился народ и разгорались нешуточные страсти: люди делились предположениями, высказывали свои соображения, спорили. При этом частенько нелицеприятно «проходясь» и по милиции.
Особой популярностью такие стенды пользовались у юных следопытов - они вдохновляли мальчишек на подвиги: те внимательно изучали размещённые фотографии опасных преступников с небритыми квадратными лицами, то и дело боязливо оглядываясь по сторонам, словно опасаясь их внезапного появления. Тем не менее, потом старались принять посильное участие в их розыске: а ну как повезёт и тебя прилюдно отметят в школе! Некоторые всё своё свободное время посвящали «барражированию» по городским закоулкам, не пропуская чердаки и подвалы. Иногда такие добровольные помощники милиции в течение нескольких дней ходили по пятам за подозрительным человеком, который большую часть дня проводил в сомнительных компаниях или бесцельно болтался по улицам. Увы, детская романтика не знает границ!
Если сегодня в крупных городах подобные стенды (правда, уже с иным названием) продолжают выполнять свои функции, то вот во многих небольших городках они преданы забвению. В лучшем случае, существуют лишь в формате «для служебного пользования» в служебных помещениях полиции. Хотя именно в таких небольших городках, где все друг друга знают и где появление любого незнакомца непременно заметят, они могут быть наиболее эффективны и полезны.
При всём неплохом техническом оснащении полиции реальные живые люди всё равно остаются основным источником получения оперативной информации. Это могут быть внимательные граждане, заинтересованные или нейтрально настроенные к «подозрительной личности», которые могут позвонить по телефону доверия или сообщить свои сведения участковому.
В своё время ходили всякого рода кривотолки по этому поводу, как правило, в виде хохмы. Кто-то связывал их исчезновение с происшедшим переименованием милиции в полицию: нет милиции - нет стендов! Были и другие варианты. Полицейским такие стенды не нужны - их самих надо разыскивать, случись что! Быть может, толку от этих стендов не было никакого (с их помощью никого и никогда не нашли), а потому и убрали. А возможно, что просто всех разыскиваемых задержали. Были и такие: стенды демонтировали те, кого милиция разыскивала; все размещённые на стенде стали милиционерами или уважаемыми в городе людьми...
Время от времени подобные стенды забавляли народ разными приколами. Иногда неизвестные тайком помещали на них фотографии своих недоброжелателей, в основном, начальников. А где-то однажды на фотороботе разыскиваемого за побег преступника вот с таким с описанием: «крепкого телосложения, владеет приёмами рукопашного боя, может быть вооружён, склонен к насилию, сопротивлению при задержании и т.п.» - размашистым почерком начертали: «Идите на х..! Ищите сами!»
Возле здания моего бывшего ОВД давно нет никаких стендов. Неужели полиция уже никого не разыскивает?
А как с ними обстоит дело в ваших городах? Есть ли подобные стенды, где они размещены и какая информация на них представлена?
Последние публикации на канале:
Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях