Найти тему

Вспоминаем главного (и самого заслуженного) гаишника Советского Союза…

Думаю, что сегодня абсолютное большинство ветеранов советского ГАИ добрым словом вспоминают человека с генеральскими погонами, под началом которого они служили полвека назад.

20 марта родился близкий соратник Щёлокова генерал-лейтенант милиции Валерий Витальевич Лукьянов, бывший начальник ГУ ГАИ МВД СССР (с 1967 по 1983 год), являющийся одним из основоположников современной системы обеспечения безопасности дорожного движения.

В.В.Лукьянов - легенда советской ГАИ и щёлоковской милиции. Фото из открытых источников.
В.В.Лукьянов - легенда советской ГАИ и щёлоковской милиции. Фото из открытых источников.

Его вклад в развитие Госавтоинспекции несомненен и, вне всякого сомнения, заслуживает доброй памяти. Этой публикацией внесу свою небольшую лепту в её сохранение...

Отдавая дань памяти... Фото из открытых источников.
Отдавая дань памяти... Фото из открытых источников.

Уроженец Вологды, В.В.Лукьянов с золотой медалью окончил среднюю школу и без труда поступил на танковый факультет в престижный Московский механико-машиностроительный институт имени Баумана.

В годы войны у него за плечами Челябинское танковое училище и последующие боевые реалии в качестве командира взвода по восстановлению и ремонту танков: участвовал в боях на Украине, в Молдавии, Румынии, Венгрии, Болгарии, Югославии, Австрии и Чехословакии. Кстати, один из танков, собранный и склёпанный усилиями Валерия Лукьянова, до сих пор можно увидеть на постаменте в Тирасполе. Для Лукьянова встреченная в Чехословакии победа не означала окончание войны - он был отправлен на Забайкальский фронт, где участвовал в освобождении от японцев Порт-Артура. Домой фронтовик вернулся с множеством боевых наград, среди которых выделялись орден Отечественной войны, два ордена Красной Звезды и две медали «За боевые заслуги»…

Потом в его карьере был Орловский филиал Высшей школы МВД СССР, куда он был зачислен сразу на третий курс и который окончил с отличием. Непосредственно милицейскую службу будущий генерал начинал в МВД Литовской ССР, где уже в 1952 году занимал пост заместителя начальника отдела ГАИ.

Позже Лукьянов переехал в Орёл, где в структуре УВД Орловской области прошёл путь от старшего инспектора дорожной милиции до начальника Управления ООП и комиссара милиции 3-го ранга. Здесь он руководил раскрытием ряда резонансных преступлений и участвовал в операциях по задержанию опасных преступников. А ещё придумал и реализовал ряд новшеств в так близкой ему службе ГАИ: в частности, размещение радиостанции на мотоцикле с возможностью вести переговоры при движении. Лукьянов уже тогда хорошо видел многие проблемы этой службы и представлял пути их решения.

Наверняка и у этого гаишника остались хорошие воспоминания о своём высокопоставленном "шефе". Фото из открытых источников.
Наверняка и у этого гаишника остались хорошие воспоминания о своём высокопоставленном "шефе". Фото из открытых источников.

Назначение его начальником Управления ГАИ МВД СССР и последующие пятнадцать лет руководства службой оставили заметный след в совершенствовании форм и методов обеспечения безопасности дорожного движения. По существу, сегодняшняя служба ГАИ-ГИБДД была создана Лукьяновым, перестройка которой ему была поручена Щёлоковым и который (как оказалось) стал ярым приверженцем обновленческого курса министра-новатора в стиле и методах работы.

В одной связке с министром. Фото из открытых источников.
В одной связке с министром. Фото из открытых источников.

Тогдашний замминистра внутренних дел Шумилин так охарактеризовал Лукьянова:

«Человек интересный, думающий, настойчивый, умеющий принимать самостоятельные решения и не бояться нести за них ответственность. И в организации дорожного движения не новичок. У него хорошие и добротные идеи!».

С того момента, как он занял эту должность, начался процесс качественного реформирования всей структуры ГАИ и всех её подразделений: задуманные Лукьяновым реформы были направлены на усиление технической оснащённости подразделений Госавтоинспекции, модернизацию элементов безопасности дорожно-транспортной системы и качественное изменение уровня профессиональной подготовки сотрудников ГАИ.

Его соратники уверяют, что руководитель гаишного Главка обладал удивительной способностью в кратчайшее время проникнуть в суть любого дела и предложить оптимальное решение любой проблемы. Лукьянов ввёл в систему подготовку министру докладных записок об обстановке в своей вотчине и предлагаемых решениях. Получив согласие Щёлокова, он энергично брался претворять их в жизнь. Это относится, например, к оборудованию и снабжению подразделений ГАИ служебными и патрульными автомобилями («канарейками»), проведению международных выставок, Олимпийских игр, консультативных совещаний дорожной милиции (полиции) социалистических стран, применению ремней безопасности и др.

Генерал всегда отстаивал своё мнение. Фото из открытых источников.
Генерал всегда отстаивал своё мнение. Фото из открытых источников.

Любопытно, что многие коллегии МВД, даже если в повестке не стоял вопрос о деятельности ГАИ, не проходили без пикировки Щёлокова и Лукьянова. Министр обязательно находил возможность указать тому на недостатки в организации движения, хамство на дорогах и т.п. Лукьянов «огрызался» или выдавал встречные тирады, при этом прямо не опровергал министерские упрёки, но парировал их встречными вопросами и предложениями. Всё это происходило интересно и не всегда в пользу Щёлокова...

Сотрудникам ДПС ставятся служебные задачи. Фото из открытых источников.
Сотрудникам ДПС ставятся служебные задачи. Фото из открытых источников.

Именно в эти годы в нашей стране началась широкая автомобилизация и повысилась интенсивность движения, что не могло не сказываться на состоянии аварийности на дорогах и улицах. Статистика второй половины шестидесятых зафик­сировала в период с 1966 по 1970 гг. около полумиллиона ДТП и почти 118 тысяч погибших на дорогах, что никоим образом не устраивало общественное мнение.

Лукьянов был во главе тех, кто тормошил и общество, и властные структуры своими инициативами, доказывая, что за безопасность на дорогах надо бороться сообща. Именно при нём эффективно заработали комиссии по безопасности дорожного движения, было образовано Всероссийское добровольное общество автомотолюбителей (ВДОАМ-ВОА), появились пункты медицинских осмотров в крупных автохозяйствах для предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей. При его непосредственном участии были разработаны и утверждены единые «Правила движения по улицам городов, населённых пунктов и дорогам СССР», где впервые были в полной мере учтены все требования международных документов о дорожном движении. Причём, из новых правил было исключено всё, что не имело отношения к регламентации действий водителей и пешеходов как участников движения.

Одним из приоритетов в деятельности ГАИ стала профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. В этом вопросе произошла целая революция: создание отрядов ЮИД, изучение в школах и профтехучилищах Правил дорожного движения, обучение старшеклассников автоделу, появление для дошкольников и младшеклассников игровых обучающих автогородков, и многое другое.

Инициаторы создания отрядов ЮИД - Лукьянов В.В. и госавтоинспектор УГАИ МВД СССР Овчаренко Л.Н. Фото из открытых источников.
Инициаторы создания отрядов ЮИД - Лукьянов В.В. и госавтоинспектор УГАИ МВД СССР Овчаренко Л.Н. Фото из открытых источников.

В рамках мероприятий по пропаганде безопасности дорожного движения Лукьянов самолично начал вести на Первой программе ЦТ телепередачу «Бюллетень автоинспектора». Разве сегодня такое возможно! В радиоэфире ежегодно выходило до 100 тысяч передач по этой тематике, ежегодно снималось несколько десятков короткометражных учебных фильмов по безопасности дорожного движения.

Одновременно велось совершенствование нормативных правовых документов ГАИ: начали вводиться единые образцы бланков водительских удостоверений, технических паспортов и номерных знаков для автомототранспорта, единые правила регистрации и учёта автотранспорта, проведения технических осмотров, приёма экзаменов при присвоении квалификации водителя автотранспорта и городского электротранспорта, а также единые методы учёта ДТП. При этом (что крайне важно) ранее существовавшие требования по ряду позиций не столько ужесточались, сколько уточнялись.

Идёт развод нарядов ДПС. Фото из открытых источников.
Идёт развод нарядов ДПС. Фото из открытых источников.

Во время работы Лукьянова на посту начальника Главного управления ГАИ МВД СССР были созданы новые специализированные службы: дорожно-патрульная (ДПС) как качественно новый элемент системы ГАИ, дорожного надзора, пропаганды дорожного движения, монтажно-эксплуатационная, регистрационно-экзаменационная.

Он убедил руководство МВД в необходимости создания специальной образовательной программы, необходимой для подготовки гаишных кадров, настояв на том, что только в условиях нового профильного учебного заведения можно будет достичь максимального эффекта от этой службы. Вскоре по инициативе Лукьянова были открыты две специальные средние школы милиции МВД СССР - в Орле (ныне Орловский юридический институт МВД России) и Краснодаре.

Памятная Доска на стене дома в Орле, в котором проживал Лукьянов. Фото из открытых источников.
Памятная Доска на стене дома в Орле, в котором проживал Лукьянов. Фото из открытых источников.

В 1982 году именно Лукьянов предложил режиссёру Э.Уразбаеву снять фильм о принципиальном гаишнике, выполняющем свой долг в любых условиях - с тех пор «Инспектор ГАИ» стал любимым кинофильмом многих советских (да и российских) зрителей.

Благодаря всем этим новациям и реформам В.В.Лукьянов по праву считается не только выдающимся организатором системы внутренних дел, но и одним из основоположников структуры Госавтоинспекции МВД СССР и МВД России, выстроившим совершенно новую систему безопасности дорожного движения, складывавшуюся на строго научной основе.

В отставку генерал-лейтенант милиции вышел в 1983 году, имея к тому времени учёную степень доктора юридических наук и учёное звание профессора, опубликовав большое количество фундаментальных работ в области Госавтоинспекции. До конца жизни он не порывал связь с «любимым детищем», продолжая вести научную и преподавательскую работу, направленную на повышение безопасности дорожного движения.

Таким он остался в нашей памяти. Фото из открытых источников.
Таким он остался в нашей памяти. Фото из открытых источников.

Скончался в 2007 году, похоронен с воинскими почестями на Кузьминском кладбище.

А завершу публикацию вот таким отрывком из поэмы-посвящения (автор В.Пахомов), приуроченной к столетию милиционера-легенды:

Ушёл из жизни генерал Лукьянов,
Дав жизнь свою потомкам оценить...
И молодёжь, и наши ветераны
Дорогу памяти его должны хранить.
И бюст его из бронзы золотистой
Прежде всего поставлен был для нас,
Чтоб память сохранить с душою чистой
И не сорить набором пышных фраз!

Последние публикации на канале:

Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях