Найти в Дзене
Живая Средняя Азия

Почему Ирак арабский, если там всегда жили персы?

В 559-м году до н.э. Кир II из династии Ахеменидов был избран главой оседлых персидских племен. И сразу же поднял восстание против Мидии, могущественной империи, вассалами которой они являлись. За двадцать лет он переподчинил владения этой большой, но непрочной державы и основал куда более сильное царство.

Империя Ахеменидов
Империя Ахеменидов

В 539-м году до н.э. им был взят Вавилон, и вскоре вся Месопотамия стала частью персидского государства. Несмотря на то, что именно здесь всегда находился его культурный и экономический центр, столица располагалась в Персеполе или в Сузах – городах на территории коренного Ирана. Лишь поздние правители династии перенесли свою резиденцию в Вавилон – после его взятия Александром Македонским и закончилась история Ахеменидов.

Но парфяне, скифское племя из Средней Азии, сумели отвоевать у европейцев Иран. Свою столицу они тут же перенесли в Междуречье, перестроив небольшой город Опис, который был переименован в Ктесифон. А после падения Парфии тут же размещалась и столица следующей династии – Сасанидов.

С того времени, как 4 тысячи лет назад аккадцы ассимилировали шумеров, в регионе преобладали семиты. В античную эпоху они, в большинстве своем, перешли на арамейский язык, который стал лингва-франка во всех месопотамских империях. Даже при власти персов регион подвергся лишь поверхностной иранизации.

-2

Согласно старой исламской легенде, когда сподвижник пророка Мухаммеда и его лучший генерал Халид ибн аль-Валид в 633-м году разместил свою армию неподалеку от будущей Басры, он спросил у местных жителей, что они за народ? Те ответили, что являются потомками арабов и персов, но говорят на арамейском языке.

К моменту появления ислама плодородная область между Тигром и Евфратом уже в значительной степени была заселена арабами – не семитами старой Месопотамии, а именно выходцами из Аравии. Всему виной был климатический пессимум раннего средневековья – он привел к снижению среднегодовой температуры на полуострове и стремительному росту населения.

В более культурных местах, напротив, началась депопуляция по причине изменения климата. На Ближнем Востоке это привело к серии тяжелых римско-персидских войн, сопровождавшихся вторжениями византийцев. Результатом стала миграция арабских племен на север, которые заняли опустевший край.

-3

Несколько бедуинских кланов охраняли границу Сасанидов еще в прежние времена. В 300-х годах ими было создано царство Лахмидов, вассальное Персии, которому принадлежала, в том числе, значительная часть Южной Месопотамии. Именно тогда, задолго до ислама, появился такой топонимический термин, как Ирак. В переводе с арабского это означает «берег» – в данном случае имеется ввиду долина реки Тигр. Впрочем, иногда соответствующую местность величали Ирак Ихараб, т.е. «арабский берег», что немало говорит об этническом раскладе в 4-7-х веках.

Так или иначе, к началу 7-го века большая часть Междуречья оставалась семитской. Здесь располагалась столица Персии, но местные жители не были последователями государственной религии – зороастризма. Вместо этого они перешли в несторианство – восточную ветвь христианской веры, запрещенную в Византии, но имевшую покровительство Сасанидов. Вероятно, семиты этого региона просто хотели чем-то отличаться от персов.

-4

Но арабские завоеватели хорошо умели делать из христиан мусульман. После захвата региона, они основали здесь две военные колонии: Басру на юге и Куфу в центре страны. Новые эмигранты были родом из южной части Аравийского полуострова, поэтому сильно отличались от местных арабов. Но они сделали все для обращения в их ислам, даровав неофитам много экономических привилегий.

А когда в 762-м году в Ирак была перенесена столица Арабского халифата, процесс арабизации местных стал необратимым. Но того же не могло случиться в самой Персии, ведь там, в отличие от Междуречья, всегда численно доминировали коренные иранцы.