Найти тему
Катехизис и Катарсис

«Железный молот» против советских электростанций

Как известно, немцы не дошли до Горького (нынешний Нижний Новгород). Однако с ноября 1941 по июнь 1943 гг. город регулярно подвергался бомбардировкам Люфтваффе, которые стали самыми крупными ударами по советскому тылу в годы войны. Главными целями являлись заводы ГАЗ (выпускал автомобили и бронетехнику), «Красное Сормово» (танки, подлодки и паровозы), артиллерийский и авиазаводы.

Интенсивные удары по советскому тылу прекратились после окончательной утраты немцами инициативы на Восточном фронте. Однако соответствующие планы никуда не делись, причём в духе «Третьего Рейха» они были сверх меры авантюрными и страдали гигантоманией.

Особое внимание немцы уделяли советской гидроэнергетике. В начале 1944 г. началась концентрация авиационных сил для их использования в «Акции «Россия» («Aktion Rußland»). Согласно плану, бомбардировщики He 111 должны были нанести удар по Верхневолжскому бассейну, используя управляемые высокоточные бомбы FX-1400 и кабельные бомбы («Seilbombe»), которые бы вызвали короткие замыкания на линиях электропередач. Однако весной 1944 г. ситуация на фронте вынудила немцев сменить приоритеты. Вместо удара по тыловым электростанциям пришлось бомбить железные дороги, безуспешно пытаясь сорвать советское наступление.

Впрочем, в это же время вынашивалась идея другой спецоперации под названием «Железный молот» («Unternehmen Eisenhammer»). Предполагалось разбомбить двенадцать турбин на электростанциях под Москвой, Горьким, Тулой, Рыбинском и Сталиногорском (ныне Новомосковск). Согласно расчётам, вывод из строя хотя бы 2/3 турбин мог привести к остановке 75% советской военной промышленности.

Для реализации этого плана немцы собирались использовать авиационную конструкцию «Мистель» («Mistel», дословно «Омела») – спаренные бомбардировщик Ju 88 и истребитель Bf 109, либо Fw 190. В носовой части «Юнкерса» вместо кабины пилота закладывали взрывчатку, и таким образом бомбардировщик превращался в самолёт-бомбу, а истребитель – в самолёт-носитель.

Одновременно в рамках операции «Бургундия» планировалось использовать бомбардировщики He 177 «Грайф», которые должны были сбросить в воду плавучие мины под названием «Летний шар» («Sommerballon»). Предполагалось, что течение вынесет эти мины к турбинам гидроэлектростанций, где они бы сдетонировали.

Изначально «Железный молот» хотели провести в ноябре 1944 г. Однако нехватка самолётов и горючего, потеря передовых аэродромов и прочие технические сложности постоянно откладывали операцию. В конце концов, в феврале 1945 г. (!) казалось, что всё готово для удара, и осталось лишь дождаться окончания зимы. Но грянул очередной американский авианалёт, который уничтожил на аэродроме под Берлином множество «Мистелей». Операция «Железный молот» вновь была отложена, а вскоре и вовсе отменена по причине полного коллапса немецкого фронта.

Стальной шлем