"Портрет неизвестной" Ивана Крамского - одна из самых красивых картин русской живописи.
Эта картина до сих пор остаётся загадкой художника. Ни в письмах, ни в дневниках он не оставил упоминаний о личности неизвестной.
Предположений было много. Назывались имена курской крестьянки Матрёны Саввишны, вышедшей замуж за дворянина Бестужева, красотой которой был пленен Иван Крамской, и княгини Юрьевской, морганатической жены императора Александра II, и некой лезгинки родом из Кусары.
В последнее время появилась новая версия - моделью для "Неизвестной" была дочь Ивана Крамского Софья, история жизни которой тщательно скрывалась долгие годы, о которой до недавнего времени, по определенным причинам, нельзя было говорить.
А ведь Софья Ивановна не только дочь великого художника, но и сама была талантливой художницей. А жизнь её настолько была трагичной, что можно только удивляться, как эта женщина выдержала.
А все начиналось так прекрасно. Софья была единственной дочерью в семье Ивана и Софьи Крамских, в которой было еще три сына. Софья была любимицей отца, его надеждой.
Он писал: "Дочка моя начинает подавать мне серьезные надежды, что уже есть некоторый живописный талант".
Вначале живописи Софья училась у отца. После его смерти брала уроки у известных художников того времени.
Софья не была красавицей, "но с умным, энергичным лицом, живая, веселая и необычайно талантливая к живописи". Так вспоминает одна из подруг.
К восемнадцати годам Софья расцвела и влюбилась. Её избранником стал Сергей Боткин, молодой врач, сын "того самого" Боткина.
Готовились к свадьбе, но что-то произошло. Помолвка была расторгнута. И если учесть, что Сергей Боткин в том же году женился на Александре Третьяковой (дочери "того самого" Третьякова), то можно сделать определенные выводы.
Кстати, Александра была подругой Софьи. Они дружили с раннего детства.
Софья пережила двойное предательство, сумела сохранить свое лицо, и остаться подругой сопернице. Но только одному Богу было известно, чего это ей стоило.
От тоски, уныния ее спасала только живопись. В это время была создана одна из лучших её живописных работ — "Спящая".
Софья еще долгое время не могла прийти в себя от предательства любимого, и не пускала в свое сердце новую любовь. Лишь спустя годы, став уже известной 35-летней художницей, Софья Ивановна смогла полюбить. Она стала женой петербургского юриста Георгия Юнкера, который был старше её на много лет. Вместе они прожили 15 лет. До самой смерти Юнкера в 1916 году.
Софья много писала. В основном, портреты.
На рубеже ХIХ-ХХ века Крамская была достаточно знаменитой. Она имела много заказов от знатных и богатых людей, в том числе она создала серию портретов членов императорской семьи. Ее работы выставлялись на многих выставках, в Академии художеств.
Большим ударом для Софьи стала смерть мужа в 1916 году.
А вскоре начались и другие беды - революция, разруха, смерть матери в 1919 году... Но Софья Ивановна, которой было уже далеко за пятьдесят, старалась приспособиться к новой жизни.
С 1918 года она работала в художественно-реставрационных мастерских Главнауки. Ей, глубоко верующему человеку, пришлось стать организатором антирелигиозного музея Зимнего дворца и иллюстрировать "Историю религии" в издательстве "Атеист".
Но она продолжала жить и даже, как могла, помогала своим друзьям из бывшей знати, оставшимся за бортом новой жизни.
А в декабре 1930 года Софью Юнкер - Крамскую обвиняли в контрреволюционной пропаганде и за внедрение в соцучреждения неблагонадежных граждан.
Как «чуждый элемент» она была приговорена к трем годам ссылки в Сибирь. Решение суда и приговор спровоцировали инсульт. Слегка подлечив в тюремной больнице, разбитую параличом Софью все же отправили в Сибирь по этапу. А ей уже было 63 года.
Больную, практически парализованную, Софью Ивановну перевозили с одного места ссылки на другое. Иркутск, Канск, Красноярск... В Красноярске новый инсульт.
Она пишет письмо Екатерине Павловне Пешковой, жене Максима Горького, оказывавшей помощь многим политзаключенным, описывает свою болезнь.
Весной 1932 года ей все-таки разрешили вернуться в Ленинград.
После этого Софья Ивановна только год. Она умерла в 1933 году.
Только в 1989году Софья Ивановна Юнкер - Крамская была реабилитирована.
Сохранилось очень мало работ художницы. Что-то было уничтожено либо пропало в годы революции, что-то из собственных работ было передано ею в Острогожский музей, на родину отца, вместе с его картинами, и когда в 1942 году в музее вспыхнул пожар, погибло вместе с большей частью его коллекций. Судьба многих работ, находившихся в частных руках, в домах и усадьбах, разгромленных в период революции, так же осталась неизвестной.
Но кое-что сохранилось, чтобы показать нам талант и большую трудоспособность дочери великого художника, которая и сама была не менее талантливой.
Если бы только жизнь её сложилась иначе...