Найти тему
Картины рассказывают...

Прекрасная "Неизвестная" Софья Юнкер-Крамская

"Портрет неизвестной" Ивана Крамского - одна из самых красивых картин русской живописи.

Иван Крамской. Портрет неизвестной, 1883. Третьяковская галерея, Москва
Иван Крамской. Портрет неизвестной, 1883. Третьяковская галерея, Москва

Эта картина до сих пор остаётся загадкой художника. Ни в письмах, ни в дневниках он не оставил упоминаний о личности неизвестной.

Предположений было много. Назывались имена курской крестьянки Матрёны Саввишны, вышедшей замуж за дворянина Бестужева, красотой которой был пленен Иван Крамской, и княгини Юрьевской, морганатической жены императора Александра II, и некой лезгинки родом из Кусары.

В последнее время появилась новая версия - моделью для "Неизвестной" была дочь Ивана Крамского Софья, история жизни которой тщательно скрывалась долгие годы, о которой до недавнего времени, по определенным причинам, нельзя было говорить.

А ведь Софья Ивановна не только дочь великого художника, но и сама была талантливой художницей. А жизнь её настолько была трагичной, что можно только удивляться, как эта женщина выдержала.

А все начиналось так прекрасно. Софья была единственной дочерью в семье Ивана и Софьи Крамских, в которой было еще три сына. Софья была любимицей отца, его надеждой.

Иван Крамской. Крамской, пишущий портрет своей дочери, 1884.  Государственная Третьяковская галерея
Иван Крамской. Крамской, пишущий портрет своей дочери, 1884. Государственная Третьяковская галерея

Он писал: "Дочка моя начинает подавать мне серьезные надежды, что уже есть некоторый живописный талант".

Вначале живописи Софья училась у отца. После его смерти брала уроки у известных художников того времени.

Девушка в кокошнике,  конец 19 в. Государственный Эрмитаж
Девушка в кокошнике, конец 19 в. Государственный Эрмитаж

Софья не была красавицей, "но с умным, энергичным лицом, живая, веселая и необычайно талантливая к живописи". Так вспоминает одна из подруг.

К восемнадцати годам Софья расцвела и влюбилась. Её избранником стал Сергей Боткин, молодой врач, сын "того самого" Боткина.

Готовились к свадьбе, но что-то произошло. Помолвка была расторгнута. И если учесть, что Сергей Боткин в том же году женился на Александре Третьяковой (дочери "того самого" Третьякова), то можно сделать определенные выводы.

Кстати, Александра была подругой Софьи. Они дружили с раннего детства.

Софья пережила двойное предательство, сумела сохранить свое лицо, и остаться подругой сопернице. Но только одному Богу было известно, чего это ей стоило.

От тоски, уныния ее спасала только живопись. В это время была создана одна из лучших её живописных работ — "Спящая".

Спящая. Начало 1890-х. Третьяковская галерея
Спящая. Начало 1890-х. Третьяковская галерея

Софья еще долгое время не могла прийти в себя от предательства любимого, и не пускала в свое сердце новую любовь. Лишь спустя годы, став уже известной 35-летней художницей, Софья Ивановна смогла полюбить. Она стала женой петербургского юриста Георгия Юнкера, который был старше её на много лет. Вместе они прожили 15 лет. До самой смерти Юнкера в 1916 году.

Софья много писала. В основном, портреты.

Портрет И.Н. Крамского. 1885. Острогожский историко-художественный музей
Портрет И.Н. Крамского. 1885. Острогожский историко-художественный музей
Портрет матери, 1887.  Острогожский историко-художественный музей
Портрет матери, 1887. Острогожский историко-художественный музей

Старинная песня, конец 19 в. Острогожский историко-художественный музей
Старинная песня, конец 19 в. Острогожский историко-художественный музей

На рубеже ХIХ-ХХ века Крамская была достаточно знаменитой. Она имела много заказов от знатных и богатых людей, в том числе она создала серию портретов членов императорской семьи. Ее работы выставлялись на многих выставках, в Академии художеств.

Портрет Великого князя Константина Романова в роли Гамлета, 1899
Портрет Великого князя Константина Романова в роли Гамлета, 1899

Большим ударом для Софьи стала смерть мужа в 1916 году.

А вскоре начались и другие беды - революция, разруха, смерть матери в 1919 году... Но Софья Ивановна, которой было уже далеко за пятьдесят, старалась приспособиться к новой жизни.

С 1918 года она работала в художественно-реставрационных мастерских Главнауки. Ей, глубоко верующему человеку, пришлось стать организатором антирелигиозного музея Зимнего дворца и иллюстрировать "Историю религии" в издательстве "Атеист".

Но она продолжала жить и даже, как могла, помогала своим друзьям из бывшей знати, оставшимся за бортом новой жизни.

Портрет актрисы Марии Гавриловны Савиной
Портрет актрисы Марии Гавриловны Савиной

А в декабре 1930 года Софью Юнкер - Крамскую обвиняли в контрреволюционной пропаганде и за внедрение в соцучреждения неблагонадежных граждан.

Как «чуждый элемент» она была приговорена к трем годам ссылки в Сибирь. Решение суда и приговор спровоцировали инсульт. Слегка подлечив в тюремной больнице, разбитую параличом Софью все же отправили в Сибирь по этапу. А ей уже было 63 года.

Больную, практически парализованную, Софью Ивановну перевозили с одного места ссылки на другое. Иркутск, Канск, Красноярск... В Красноярске новый инсульт.

Она пишет письмо Екатерине Павловне Пешковой, жене Максима Горького, оказывавшей помощь многим политзаключенным, описывает свою болезнь.

Весной 1932 года ей все-таки разрешили вернуться в Ленинград.

После этого Софья Ивановна только год. Она умерла в 1933 году.

Только в 1989году Софья Ивановна Юнкер - Крамская была реабилитирована.

Сохранилось очень мало работ художницы. Что-то было уничтожено либо пропало в годы революции, что-то из собственных работ было передано ею в Острогожский музей, на родину отца, вместе с его картинами, и когда в 1942 году в музее вспыхнул пожар, погибло вместе с большей частью его коллекций. Судьба многих работ, находившихся в частных руках, в домах и усадьбах, разгромленных в период революции, так же осталась неизвестной.

Но кое-что сохранилось, чтобы показать нам талант и большую трудоспособность дочери великого художника, которая и сама была не менее талантливой.

Если бы только жизнь её сложилась иначе...

Портрет девочки, 1886
Портрет девочки, 1886
Разговор двух дам. 1910
Разговор двух дам. 1910
Визит. 1890–1900-е
Визит. 1890–1900-е